"Двойные выборы": дьявол таится в деталях

Владимир Фесенко, для УП — Понедельник, 13 апреля 2009, 11:52

Одна из самых популярных политических тем последнего времени – целесообразность и возможность одновременного проведения президентских и досрочных парламентских выборов. В центре внимания споры о необходимости или нежелательности соединения двух избирательных кампаний.

Гораздо меньше внимания, и совершенно напрасно, уделяется правовым аспектам проведения "двойных выборов". Между тем именно в юридических нюансах "двойных выборов" таится немало проблем и противоречий, которые могут стать либо непреодолимым препятствием в их проведении, либо основой для хитроумных политтехнологических комбинаций.

В дискуссии о "двойных выборах" юристы, как правило, обращают внимание на процедурные противоречия и сложности совмещения двух избирательных кампаний. Речь идет и о разной длительности избирательных кампаний, и о существенных различиях норм и процедур их проведения.

Тем не менее, сторонники "двойных выборов" делают вывод о принципиальной возможности совмещения двух избирательных кампаний: "это не просто, но это возможно", как выразился в ночь с 10 на 11 апреля в эфире "Свободы" на Интере министр юстиции Николай Онищук.

Это действительно так, но только в том случае если досрочные парламентские выборы проходят одновременно с очередными президентскими выборами.

Провести одновременно досрочные парламентские и досрочные президентские выборы невозможно.

Дело в том, что в случае досрочного прекращения полномочий президента Украины, обязанности главы государства на период до избрания и вступления на пост нового президента возлагаются на председателя Верховной Рады.

Однако спикер парламента, исполняющий обязанности президента Украины, не может в соответствии со 112-ой статьей Конституции выполнять целый ряд полномочий главы государства, в том числе прекращать полномочия Верховной Рады, в случаях, предусмотренных Конституцией, и назначать досрочные парламентские выборы.

При этом следует помнить, что на проведение досрочных президентских выборов Конституцией отводится 3 месяца, а на проведение досрочных парламентских выборов – 2 месяца.

То есть, чтобы одновременно провести досрочные президентские и досрочные парламентские выборы для начала необходимо прекратить полномочия президента, а через месяц можно принять решение о роспуске парламента.

Но в том то и дело, что временно исполняющий обязанности главы государства не может по Конституции принимать подобное решение. Тупик.

Поэтому те представители Партии регионов и "Единого центра", которые призывают полностью перезагрузить власть путем одновременного проведения досрочных президентских и досрочных парламентских выборов, либо не знают Конституции, либо лукавят.

Рискнем предположить, что на самом деле предполагается сначала провести досрочные парламентские выборы, а уж потом - очередные президентские выборы. В крайнем случае, можно приурочить досрочные парламентские выборы к дате очередных президентских выборов.

Не все так просто и с позицией президента.

Когда парламент назвал в качестве даты очередных президентских выборов 25 октября 2009 года, президент критично оценил это решение, однако заявил, что он "готов рассмотреть возможность одновременного проведения досрочных президентских и парламентских выборов".

Вряд ли стоит удивляться тому, что президент не знаком с конституционными нюансами проведения досрочных выборов. Виктор Ющенко никогда не проявлял особого пиетета к правовым, в том числе и конституционным, деталям.

Возможно, на них не обратили внимания и пиарщики президента, которые предложили ему этот оригинальный политтехнологический ход. А может, и знали, но намеренно затеяли эту комбинацию с торгами по поводу досрочных парламентских выборов.

Во всяком случае, ни у кого не должно быть иллюзий: Виктор Ющенко не собирается досрочно уходить с президентского поста. Это подтвердил недавно Игорь Попов, недавно назначенный заместителем главы секретариата президента Украины. Кто-кто, а бывший глава Комитета избирателей Украины хорошо знаком с нюансами избирательного законодательства.

"Двойные выборы" могут состояться только в том случае, если возникнут конституционные основания для досрочных выборов Верховной Рады - а их пока нет, и если на них согласится правительство Юлии Тимошенко.

Скорее всего, тема "двойных выборов" только повод для легализации идеи досрочных выборов Верховной Рады Украины. Не исключено, что инициаторы досрочных парламентских выборов могут сделать ставку на повторение "тернопольского сценария" во всеукраинском масштабе.

Если же, вдруг Юлия Тимошенко согласится на "двойные выборы", то придется согласовывать процедуры проведения двух избирательных кампаний.

В этой связи особое внимание будет обращено на одну пикантную деталь закона о выборах президента Украины. В соответствии со статьей 56 этого закона, кандидата на пост главы государства могут лишить права участия в выборах в случае его регистрации кандидатом в народные депутаты, кандидатом в депутаты Верховного Совета АР Крым, кандидатом в депутаты местных советов, если эти выборы проводятся одновременно с выборами президента Украины.

Уже сейчас критики "двойных выборов" ссылаются на эту норму, заявляя, что она лишает смысла одновременное проведение двух избирательных кампаний. Действительно, для всех лидеров политических сил это создает серьезные проблемы.

С точки зрения логики избирательных технологий им необходимо и в президентских выборах участвовать и возглавлять избирательные списки своих партий или избирательных блоков на парламентских выборах. А закон это запрещает.

Однако норму закона изменить гораздо легче, чем норму Конституции. И это непременно сделают, если будет принято согласованное решение о "двойных выборах".

А пока между ключевыми политическими игроками нет согласия ни по "двойным выборам", ни по досрочным парламентским выборам, ни даже по дате очередных президентских выборов.

Согласия нет и по другим, более важным для страны вопросам, связанным с поиском выхода из экономического и политического кризиса. И это наводит на печальные мысли в преддверии президентской избирательной кампании.

 

Владимир Фесенко, Центр политического анализа "Пента"