Господам "соврамши"

Валерий Песецкий, для УП — Четверг, 26 марта 2009, 11:15

Украина – в кризисе. Люди жаждут перемен. К лучшему. От кого они их ждут? От власти? От оппозиции? Нет.

От кого же? Вопрос повисает в воздухе. Если изучить рейтинги ведущих политсил страны, то вполне очевидна тенденция к общему их падению, невзирая на лица. Просуммировав голоса избирателей, готовых сегодня голосовать за ПР, БЮТ, НУНС, блок Яценюка, Литвина, КПУ, то число их едва приблизится к 50 %.

А что же остальные 50%? Им – все равно? Нет. Не все равно. Только веры нет. Никому. Из ныне здравствующих политобъединений.

К слову и те 10%, которые в последнее время симпатизируют Яценюку, из числа тех, кто перестал верить прежним. Ведь Яценюк сегодня набирает популярность в среде тех, кто мыслит по принципу: "на безрыбье и рак – рыба". Проще говоря, в условиях тотального дефицита на честных политиков, вызывающих доверие, доверяем и тому, кто хоть как-то отличается от прежних. Пусть лишь фамилией и возрастом. Но хоть как-то.

Власть и оппозиция за последний год в Украине вообще утратила различия. Кто ныне власть, а кто оппозиция разобрать обычному человеку невозможно. Роли и маски меняются в соответствии с пожеланиями ведущих актеров отечественной политсцены.

Сегодня Янукович в оппозиции к Ющенко и Тимошенко. Завтра Тимошенко с Януковичем в опппозиции к президенту. А послезавтра оба Виктора в оппозиции к ЮВТ. И так до бесконечности.

Власть и оппозиция утратили свою выразительность. И все чаще складывается впечатление, что все власть предержащие едины в одном: в оппозиции к собственной стране и народу. Причем, деструктивной. По принципу: после нас – хоть потоп.

Осознание этого факта все более овладевает умами рядовых граждан. Оттого – стремительный рост тотального недоверия к нынешним политлидерам. Чем он закончится? Появлением очередных обманщиков? Или кардинальным обновлением правил игры? В которых места профессиональным лжецам не будет. Вот выбор перед которым стоит украинский народ.

Конечно, ныне власть предержащие заинтресованы в консервации старого алгоритма, в котором меняются только фамилии ведущих актеров. А спектакль ставится по-прежнему сценарию. В котором избирателя банально дурят. Лозунгами и обещаниями. Раз в пять лет. И ведут, словно ослика, к избирательной урне, рамахивая перед носом морковкой из папье-маше.

Есть ли иная возможность? Есть. Кардинальные перемены правил игры на нашем политолимпе. Первое: нужно создать такие правила игры, при которых каждый, кто на лжи пришел во власть – утрачивает ее. Более того – будет наказан за обман.

Простой пример. Предположим, на рынке идет масштабная рекламная кампания продажи яиц. Народ расхватывает их. Дешево и вкусно. А на поверку, прийдя домой, убеждается, что все купленные яйца – тухлые. Вопрос: долго ли продержится на рынке продавец таких яиц? Да в тот же день будет изгнан. Причем, хорошо, если дело ограничится швырянием тухлого товара в лицо. Могут ведь и отделать как следует.

Вопрос: нынешние политики уже многие годы кормят своих избирателей тухлыми яцами. В смысле программ и обещаний. Отчего же мы их до сих пор не прогнали? Почему терпим? Позволяем изо дня в день кормить себя политтухлятиной?

Ответ прост: нет правовых механизмов для удаления с политрынка "торговцев политгнильем".

Ну не мочить же их в сортирах? Значит нужно создать иные механизмы, вплоть до уголовного преследования. За обман избирателей. Пообещал создать 5 миллионов рабочих мест, а вместо этого отнял 5 миллионов – за решетку. Пожизненно. Пообещала, что кризис в страну не зайдет. А он не просто зашел, а поставил страну на колени – в цугундер. Лет на надцать.

Конечно, едва ли нынешние профполитобманщики согласятся с такой постановкой вопроса. Тут же завопят о своем праве на ошибку. У нас же демократия. Нет – ребятки, не демократия. У нас – лжекратия. Лицемериекратие. Бандократия. И, увы, нет традиций хранить репутацию, как главный капитал в политике.

Это на Западе принято на уровне рефлекса: уходить в отставку, коль не справился с выполнением обещанного избирателю. У нас – иное. Оттого и инструменты нужны иные. Принудительные. Жесткие. Так чтобы страшно было. Обмануть.

Так чтобы сажали. За обман. Глядишь и поумерится число желающих носить депутатские значки. Ведь какой бред: везде их одевают, чтобы взвалить на себя ношу ответственности. А у нас – с точностью до наоборот: чтоб избежать любой. Прежде всего – уголовной. И ведь избегают. Причем не только владельцы значков, но их детки, сватья, зятья и кумовья…

Ну хорошо, возразит автору, читатель-пессимист. Давно пора вводить меры наказания для наших господ "соврамши". Но кто это сделает? Сами, что ль согласятся? Едва ли. А как же тогда?

А надо, для начала, сменить правила избрания в ВР. Вот, недавно, Литвин, такой нужный Украине, изрек неплохую мысль: отменить порог выборов в ВР. Такая система, к слову, есть в Израиле. Там в местный парламент – кнессет – выбирают всех, без всяких ограничителей по процентам голосов.

Да и вообще, было бы неплохо вернуться к полной мажоритарке. Ведь опыт строительства партий в Украине показал, что у нас они как-то не строятся. Все почему-то какие-то уродцы выходят. Не партии – а малины для политворов в законе.

Нужны ли они нам? Ну, если уж нужны, пусть – живут. Но без привязки к избирательному законодательству. В смысле – сами по себе. Вот представьте себе на секундочку, что в законе о выборах партии утратили свое нынешнее значение. Много ли их останется на следующий день?

Ну разве что коммунисты, по вековой привычке, ходить на партсобрания. А остальные? Испарятся – будто и не было никогда. Вот и покажет опыт, что отечественное партстроительство – лишь дань избирательному законодательству, а не общественная потребность.

Автор уверен, что если ворота в ВР откроются для молодой поросли отечественной политэлиты, то зайдут в них и порядочные люди. Они ведь есть. Только, в силу своей порядочности, они действительно не крали. А потому, при нынешней системе выборов, попасть в ВР не могут.

Вот они-то и смогут, объединившись, создать систему, при которой во власть перестанут идти те, для кого ложь и безответственность – политическое кредо.

 

Валерий Песецкий, политолог, для УП