Интеллигенция хаоса, или истоки нашего падения

Среда, 18 марта 2009, 09:44
"Нужно стремиться к добродетельным делам и поступкам, а не к словам".
Демокрит

Когда в любой стране мира начинаются экономические и политические потрясения принято винить олигархов, банкиров, правительство или неких таинственных заговорщиков.

Однако, мало кто задумывается об ответственности тех, кто формирует общественное сознание, которое оказывает катастрофическое воздействие на ситуацию в стране.

Украинская национальная интеллигенция, как и интеллигенция других восточноевропейских стран, сыграла выдающуюся роль в бескровной революции 1988-1991 годов, следствием которой стал распад СССР и обретение Украиной независимости.

Долго дремавшие украинские интеллигенты, как радикально настроенные диссиденты, так и вполне лояльные к советской системе, внезапно были разбужены ураганом перестроечной вседозволенности.

Для критики системы уже не надо было быть диссидентом, нужно было лишь указать на свою принадлежность к вечной жертве режима – интеллигенции.

Критика режима, активная общественная позиция, но главное – ослабление авторитарной советской власти позволили интеллигенции воплотить в жизнь свою вековую мечту – стать идеологическим поводырем украинской нации (по крайней мере, какой-то её части).

Однако, то обстоятельство, что мессианизм украинской интеллигенции был взращен в атмосфере советского авторитаризма, оказало огромное влияние на последующее развитие уже независимой Украины.

1991 сделал Украину свободной от советского авторитаризма, но не от внутреннего авторитаризма собственной интеллигенции. Оказалось, что национальные мессии – это не что иное как обратная сторона рухнувшего коммунистического режима.

При этом интеллигенция оказалась даже более циничной, бескомпромиссной и эгоистичной чем старая номенклатура, которая имела высокую способность к самоорганизации. Даже такой противоречивый деятель как Яворивский вынужден был признать: "я знаю нашего брата, мы же все эгоисты, каждый верит, что он гений".

Признанные борцы с советским режимом, такие как Черновол, Лукьяненко, Дзюба и другие вместо попытки сплочения нации перед трудностями первых лет независимости, принялись искать внешних и внутренних виновников всех несчастий и бед Украины.

Виновных оказалось на удивление много: русские, евреи, поляки, коммунисты и либералы, генсеки и императоры, несознательные рабочие и молчаливое крестьянство, старая номенклатура и дельцы новой эпохи.

Стремление идентифицировать всех врагов вполне понятно – слишком много бедствий обрушилось на Украину, однако, также очевидно, что такой подход не обеспечивал стране внутреннего мира, столь необходимого для выхода из острейшего системного кризиса 1990-тых.

Колоссального размаха достиг процесс виктимизации истории страны (Украина – вечная жертва). Лицемерная спекуляция на трагедиях нации (Голодоморы, репрессии, ужасы гражданской и мировых войн и прочее), четко продемонстрировали моральную сторону  интеллигенции.

Чего стоит только один пассаж Левка Лукьяненко о русскоязычных гражданах Украины: "превратившись в манкуртов (они) не видят абсолютной нелогичности своей политической позиции: они не признают независимость Украины и осуждают борьбу за независимость Украинской Повстанческой Армии!!! Они ходят на могилы своих украинских отцов, обращаясь к ним чужим языком!

Если вам речь палачей дороже языка своих предков, если вы из тех, кто морил голодом, убивал и вывозил в Сибирь, а не из тех, кто терпел страдания, если вам московская мечта о расширении империи дороже украинской мечты о возрождении независимой украинской государственности, тогда не ходите на могилы отцов и признайтесь, что вам все равно, кто они и какого вы рода".

Мессии будто бы соревновались между собой, кто с большим надрывом, пафосом и каким-то убийственным мазохизмом и цинизмом расскажет о страданиях украинского народа.

Интересно, что в этом преуспела как идейная, так и бывшая коммунистическая интеллигенция. Чего стоят антисоветские заявления Яворивского, а в Харьковском университете по сей день преподает профессор, в свое время публично рыдавший при известии о смерти Брежнева, а ныне вбивающий в студенческие мозги ненависть ко всевозможным виновникам украинских страданий, нисколько не заботясь о последствиях своих слов.

Учитывая многонациональный состав студенчества, неудивительно, что такая позиция вызывает неприязнь многих студентов.

Исходя из прошлого украинской интеллигенции, нет ничего удивительного в том, что всякие попытки ограничить, или, по крайней мере, высказаться против подобной агитации вызывают взрыв негодования и враждебности ко всему украинскому.

В связи с этим можно вспомнить слова известного западного социального философа Карла Поппера: "Демократы, которые не видят различия между дружественной и враждебной критикой демократии, сами проникнуты духом тоталитаризма. Тоталитаризм, конечно же, не может рассматривать какую-либо критику как дружественную, поскольку любая критика тоталитарного авторитета ставит под сомнение сам принцип авторитета".

Просто удивительно насколько эти слова верны, когда приходится иной раз наблюдать реакцию президента Ющенко и премьера Тимошенко на критику их деятельности.

Так, мы сталкиваемся с еще одним феноменом присущим нашим мессиям. Наша интеллигенция вполне серьезно отождествляет себя с нацией. В их понимании, интеллигенция – это и есть нация.

Следовательно, то, что нужно интеллигенции – нужно и нации. Эта установка, унаследованная от диссидентов и Народного Руха, настолько укоренилась в сознании многих наших интеллектуалов, что начала угрожать национальной безопасности Украины - обострение национального и языкового вопросов, ревизия истории, бесконечные конфликты с соседями и так далее.

В пылу яростной борьбы с врагами нации и политиканами уже независимой Украины мессии забыли о самой нации, интересы которой они якобы представляли.

Нация же с каждым годом все больше и больше проваливалась в пропасть, постепенно теряя смысл своего существования. Немногим поводырям удалось это понять, а когда поняли – было уже поздно.

Нехотя, с горечью Черновол в 1996 вынужден был признать: "Мы критиковали партию власти в целом или вели мудрые дискуссии об оппозиции, выпустив из внимания конкретного живого человека, который придушенный нашей бессмертной бюрократией, остался в одиночестве с безработицей, невыплатами зарплаты, холодом и недостаточным питанием".

Вероятно, украинская интеллигенция, как никакая другая, может подписаться под словами Ницше о ступенях ведущих к власти: "На первой требуют справедливости от тех, в руках которых власть. На второй говорят "свобода", то есть хотят отделаться от тех, в чьих руках власть. На третьей говорят "равные права", то есть хотят, пока сами еще не получили перевеса, воспрепятствовать и другим соискателям расти в могуществе".

Пожалуй, эти мысли немецкого философа как нельзя лучше иллюстрируют путь национальных мессий от советских времен к современности.

Вероятно, кто-то попытается возразить: при чем здесь кризис и интеллигенция, страной руководят политики, которые всегда были равнодушны к мыслям отечественных интеллектуалов!?

Но все дело в том, что влияние интеллигенции ощущается не столько в административной или экономической сфере, сколько в политической и культурной.

Разве не ее идеи льются на нас с экранов и первых полос газет? Разве не она призывала к украинизации русскоговорящих регионов? Разве не она требовала признания Голодомора на межгосударственном уровне? Разве не она распаляла национальную рознь, растрачивая драгоценную энергию народа в бесполезных спорах?

Или, может быть, это не она столь яростно пропагандирует деятельность ОУН-УПА?! Как говорил Ницше: "соревнование аффектов и господство одного аффекта над интеллектом".

Политические силы просто пользуются радикальными и бескомпромиссными идеями интеллигенции, не более того. Создает же их и транслирует в массы именно интеллигенция.

Для многих в Украине уже очевидна разрушительная роль национальной интеллектуальной элиты. Поэтому они лелеют надежду, что рано или поздно произойдет "циркуляция элит" и на арену выйдет новая энергичная, а главное – созидательная интеллигенция.

Даже Лукьяненко написал в одной из своих статей: "от нынешней передовой элиты нельзя ожидать добра для Украины. Украину возродит интеллигенция новой формации, которая объективно дозревает, чтоб взять на себя ответственность за судьбу нации".

Боюсь, что это, скорее всего, не более чем мечты. Те, кто сеют хаос, хаос и пожинают. Интеллигенция, суть деятельности которой отнюдь не созидание, в своих эпигонах воспроизводит только разрушение.

Такова ее историческая судьба. Так было в 1917-1921, так было в 1986-1991, так было в 1991-2004, так есть сейчас. Так мы шли от одного хаоса к другому.

Осознав это, становится понятным и нынешний кризис. Удивительно, но даже "Оранжевая революция" оказалась по сути своей не столько обновлением, сколько разрушением.

Новая интеллигенция, которая вот-вот должна прийти на смену старой, уже впитала в себе зерна хаоса. Ибо таковы были учителя.

 

Вячеслав Хрипун, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде