Европейский шпагат Юлии Тимошенко

Вторник, 17 марта 2009, 15:04
…у главного входа в Елисейский дворец перед огромными стеклянными дверями стоял министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. В этот день у него была необычная роль – на ступеньках дворца он должен был встретить премьер-министра Украины Юлию Тимошенко и с протокольной улыбкой проводить ее к президенту Республики.

Ждать оставалось совсем недолго. Кортеж госпожи Тимошенко должен был въехать во внутренний двор с минуты на минуту. Министр готовился.

Но, когда автомобиль премьера остановился, на небольшом крыльце резиденции перед фотографами и журналистами появился не Бернар Кушнер. Вместо него встречать Юлию Тимошенко вышел сам господин Саркози.

Тимошенко на майданчику після зустрічі з Саркозі. Фото Олександра Прокопенка

- Это была его личная инициатива. Служба протокола готовила Кушнера, - рассказывал на следующий день источник "Украинской правды" в МИД Франции. – Инцидент с несостоявшимся поцелуем для нас где-то понятен – Саркози, видимо, решил, что достаточно личной встречи мадам.

Впрочем, сотрудников службы протокола ожидал еще один сюрприз. Когда делегации закрылись в зале переговоров, в коридоре неожиданно обнаружился посол Украины во Франции Константин Тимошенко.

На протяжении всей встречи "в верхах" посол простоял вместе с рядовыми сотрудниками аппарата президента Франции, опасаясь попасть на глаза журналистам, стоявшим во дворе.

Как получилось, что единственный уполномоченный представитель МИДа Украины не был допущен на межгосударственные переговоры, остается непонятным до сих пор.

- Это было решение, согласованное с французской стороной на этапе подготовки визита премьер-министра в Париж. Это была общая позиция двух управлений протокола, - утверждает вице-премьер Григорий Немыря.

- А кому принадлежала инициатива не брать посла на переговоры?

- Я вам дал ответ.

- Кто вообще присутствовал на встрече Тимошенко и Саркози?

- С украинской стороны были премьер-министр, я и переводчик.

- Почему тогда было принято решение не брать посла, какая была мотивация?

- Я дал ответ на этот вопрос. Так как это было общее решение – я вам и говорю, что это было общее решение!

Объяснение вице-премьера выглядит довольно странным. Согласно информации "Украинской правды", министерство иностранных дел Украины принимало активное участие в подготовке визита Юлии Тимошенко в Париж и вряд ли дало бы согласие на исключение своего представителя в переговорах.

- Это выглядело как минимум странно, потому что обычно делегации формируются симметрично, и если на встрече присутствовал наш посол в Украине Жак Фор, согласно протоколу, премьер-министра обязан был сопровождать представитель вашего МИДа, – недоуменно объяснил "Украинской правде" бывший сотрудник внешнеполитического ведомства Франции.

Впрочем, недоумение французского МИДа больше похоже на смущение, чем на непонимание. На самом деле за последние три года в Европе стали привыкать к "параллельным мирам" украинской дипломатии.

Общение с Виктором Ющенко всегда была удобным, от него веяло комфортом и соглашательством, но с приближением президентских выборов это сотрудничество катастрофически теряет смысл.

С Юлией Тимошенко ситуация сложнее. Премьер-министр выстраивает свою, независимую от МИДа внешнеполитическую линию поведения и Европе все чаще и чаще дают понять, что европейский курс в целом – хорошо, но не панацея, а скорее, одна из альтернатив.

Результаты переговоров за закрытыми дверями все реже обуславливаются благородством развитой Европы в адрес развивающейся Украины, и все чаще диктуются вынужденной необходимостью выступать в качестве противовеса сближению Тимошенко с Кремлем.

Переоценка ситуации, говорят в Европе, произошла не сразу и началась еще в начале 2008 года. К этому моменту Россия окончательно смирилась с тем, что ей придется сотрудничать с Юлией Тимошенко.

Досрочные парламентские выборы осенью 2007 года стали пиком разочарования в Викторе Януковиче. У лидера Партии регионов оставался только один шанс оправдать уступку Виктору Ющенко в проведении досрочных выборов и вернуть к себе доверие северных партнеров – выиграть выборы и сформировать большинство.

Когда не случилось ни того, ни другого, Россия окончательно определилась с выбором своего главного тарана против Виктора Ющенко. Тимошенко была выгодна во многих отношениях: она прошла точку невозврата и вряд ли снова всерьез сядет за стол переговоров с Ющенко. И именно она, а не Виктора Янукович может стать для истории символом провала оранжевой революции.

Политический флирт самой Тимошенко с Кремлем был выстроен филигранно - ровно в той мере, чтобы стать намеком для Европы и не шокировать собственного избирателя.

Первым сигнальным выстрелом был конфликт вокруг компании Vanco Prickerchenska. По информации "Украинской правды", в ходе переговоров с топ-менеджерами компании Кабинет министров передал открытое предложение заменить долю Рината Ахметова в Ltd компаниями, напрямую связанными с "Газпромом".

Во второй раз Европу неприятно удивили события вокруг приватизации "Одесского припортового завода". В то время как Кабмин боролся с секретариатом президента за отстранение Валентины Семенюк, и главные претенденты на покупку актива предпочли не принимать участия в конкурсе, на счета Фонда государственного имущества поступила конкурсная гарантия в размере 59 миллионов долларов США со стороны одного стратегического партнера "Газпрома" в химической отрасли – компании "Еврохим". В этот же день несколькими часами ранее суд возобновил полномочия Андрея Портнова в качестве и.о. председателя ФГИ. Синхронность этих событий заставила европейских лидеров задуматься.

В третий раз Запад уже был шокирован. Молчание Юлии Тимошенко во время российско-грузинского конфликта было куда более красноречивым, чем одобряющий смех под Путинского "мазурика" во время пресс-конференции в Москве.

На Западе до конца не верили, что Москва избрала своим партнером бывшего лидера оранжевой революции, которого еще три года назад открыто обвиняла в коррумпировании своих чиновников. Окончательно Европу отрезвил "газовый голод" в начале текущего года. Но было уже поздно.

Теперь на переговорах с Тимошенко лидерам европейских государств чаще приходится реагировать и предпринимать превентивные шаги, чем играть ведущую роль.

Последним опасным сигналом для Европы стала комбинация по отбору 11 миллиадов кубометров газа у RUE. "Перегон" 1,7 миллиарда долларов США в течение одного дня между двумя хозяйствующими субъектами, один из которых - энергетический таран России - "Газпром" удивил не только секретариат президента.

"Мы читаем наши отчеты из Киева и понимаем, что это не совсем вписывается в рамки свободного рынка и "святости" частной собственности", - поделился своими мыслями один из западных дипломатов, – "но нас пугают не столько методы Тимошенко, сколько беспрецедентная поддержка, которую в этой сомнительной операции оказала ей Москва".

Видя страх в глазах европейских лидеров, Тимошенко открыто объясняет, чем они могут быть полезны. В распоряжении "Украинской правды" оказались два письма премьер-министра к председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу от 7 и 11 февраля, в одном из которых Кабинет министров просит помочь Украине снабжением 4,5 миллиардов кубометров технологического газа для беспрерывного транзита Российского газа в Европу.

Между тем суть письма противоречит более ранним заявлениям Тимошенко о том, что у Украины достаточно собственного газа для обеспечения работы ГТС. Именно для этих целей НАК "Нафтогаз Украины" "купил" долги RosUkrEnergo, присвоив соответствующие 11 миллиардов кубов газа.

Впрочем, главная цель письма может лежать совсем в другой плоскости. То, что на первый взгляд кажется шантажом Европы ("вы нам газ – мы вам транзит, иначе помните, что было…") может рассматриваться и как попытка Юлии Тимошенко диверсифицировать риски игры с Москвой.

По информации "Украинской правды" на последних переговорах во Франции Юлия Тимошенко филигранно давала понять об амбициях России на энергетическом рынке Украины. В ответ премьер-министр получила весьма лояльную поддержку со стороны энергетических компаний Франции.

Как рассказывают источники, французы согласились на весьма выгодные для Украины условия работы по единственной причине – "если не мы, то Россия". "Нам главное поставить ногу на рынке, не важно как это начнется, главное – не дать России подобраться к трубе настолько близко, что будет уже поздно".

Ту же схему противовесов Тимошенко использует в сфере привлечения финансирования в украинскую экономику. По "случайному" стечению обстоятельств, достоянием гласности сначала стало намерение Киева получить кредит в России. Когда оголтелая критика секретариата достигла апогея, Тимошенко сдержанно заявила об аналогичной просьбе к Европейским государствам и США.

Но на этой ниве у премьер-министра могут возникнуть сложности, связанные с требованиями МВФ. Отсутствие на переговорах в Елисейском дворце посла Украины во Франции в какой-то мере оставило Виктора Ющенко вне контекста по привлечению европейских инвестиций.

Между тем, по информации "Украинской правды", во время переговоров в Елисейском дворце, Николя Саркози открыто дал понять, что готов содействовать предоставлению Украине финансовой помощи со стороны международных финансовых организаций только в том случае, если премьеру удастся договориться с МВФ.

Следует учесть, что Директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан сам родом из Франции, что может значительно облегчить некоторые нюансы переговоров.

Впрочем, в долгу МИД не остался. Уже на следующий день после визита в Париж Григорий Немыря сам оказался в положении обиженного. Но уже в Брюсселе.

5 марта в столице Бельгии проходила неформальная встреча глав внешнеполитических ведомств стран-членов НАТО. В рамках мероприятия состоялось заседание Комиссии Украина-НАТО. Украинскую делегацию возглавлял и.о. министра иностранных дел Владимир Хандогий.

На сегодняшний день НАТО является единственным козырем секретариата президента на международной арене. Сближение с Россией стало окончательным сигналом отказа Тимошенко от однозначной позиции по этому вопросу. В то же время это не означает, что премьер-министр готова отказаться от контактов в этом направлении.

Согласно информации источников "Украинской правды", Кабинет министров настаивал на включении в состав украинской делегации Григория Немыри. Те же источники утверждают, что МИД якобы даже дал добро и пообещал вице-премьеру соответствующий статус на встрече в штаб-квартире НАТО.

Дальнейшее развитие событий выглядело совсем странно. Через несколько часов после приземления украинского борта в столице Бельгии, заместитель главы секретариата президента Андрей Гончарук заявил, что "в нарушение установленной практики организации подобных мероприятий в Брюссель отбыл вице-премьер-министр Немыря".

Но, как удалось выяснить "Украинской правде", господин Немыря летел в столицу Бельгии на одном самолете… с Владимиром Хандогием. А уже на следующий день посольства европейских стран в Киеве получили от своих МИДов отчет о том, что вице-премьера не только не пустили на заседание Комиссии Украина-НАТО, но он еще и вынужден был передвигаться по Брюсселю… в такси.

В своем последнем интервью бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко в красках описывает, как Григорий Немыря "попал в коридор штаб-квартиры НАТО, но не был допущен на переговоры".

Впрочем, версия самого вице-премьера выглядит немного иначе. По его словам, в этот день он действительно был в штаб-квартире НАТО, но на самом заседании Комиссии НАТО-Украина даже не собирался присутствовать, поскольку в Брюсселе выполнял задачи, поставленные премьер-министром Юлией Тимошенко.

При этом господин Немыря отказался сообщить, с кем именно и на предмет чего проводил встречи в Брюсселе, ограничившись лишь статусом своих партнеров по переговорам: послы стран-членов НАТО и советники Генерального секретаря НАТО.

- Фактически вы дублировали функции МИДа, поскольку представители посольства не присутствовали на этих встречах…

- Да нет, неправильно. Это разделение функций. Наш представитель при НАТО был на заседании Комиссии Украина-НАТО, где присутствовал господин Хандогий. Я проводил встречи по отдельной программе до этого, во время этого и после этого. Я уехал из штаб-квартиры позднее, чем поехал и.о. министра иностранных дел.

- Чем вы добирались до аэропорта?

- Назад в аэропорт я взял такси. Я и не обращался в посольство, у меня был очень ранний рейс, в семь часов. Я вообще не пользуюсь залом официальных делегаций, чтоб не обременять этих бедных работников посольства еще и просьбами подвезти до аэропорта.

Итак, Юлия Тимошенко становится новым феноменом во внешней политике Украины.

Позиционируя себя как бесспорного лидера страны, ей удалось избежать судьбы предыдущих кандидатов в президенты – Леонида Кучмы и Виктора Ющенко, которые в той или иной степени являлись заложниками внешнеполитических симпатий и поддержки соответственно со стороны Запада и России. Лидеру БЮТ удается удивить и тех и других.

При этом и на Западе и на Севере вынуждены принимать решение, кого поддерживать на будущих президентских выборах. И как ни удивительно, оппоненты Тимошенко в самой Украине только способствуют тому, чтобы этим фаворитом оказалась именно она.

По словам дипломатов, во время переговоров премьер-министр практически не упоминает своих политических конкурентов внутри страны, в то время как Виктор Ющенко в Европе, а Виктор Янукович в Москве большую часть своих усилий направляют на критику Юлии Тимошенко.

Но, к сожалению, протестное голосование возможно только на выборах, в международной политике чаще требуются личные заслуги каждого, и ценится полезность в случае прихода к власти. А стратегия "чем хуже при ее правлении, тем выше наш рейтинг" с одной стороны работает лишь до начала активной фазы выборов, а с другой только стимулирует Европу и Кремль не дать правительству Тимошенко упасть ниже определенного уровня.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде