Конец эпохи дерибана
За последние полгода стало трендовым создавать общественные организации и движения, как реакцию на экономический и политический кризисы в стране.
Мотивация этого процесса и сложная и одновременно простая – мол, вот мы тут создали нечто совершенно новое, давайте искать выход из сложившейся ситуации вместе. Почему именно мы его найдем? Потому что мы новые. Потому что организация новая.
В руководство таких проектов идут адекватные, инициативные, задорные и трезвомыслящие (причем, часто за свои же деньги) – аж смотреть приятно!
Далее это все заворачивается в "популярный глянец", пишутся красивые концепции "как нам обустроить" и … Собственно все. Ступор.
"Новые" социально-политические проекты начинают задыхаться от отсутствия "ожидаемой результативности" и упираются в бесконечные круглые столы "с такими же новыми", абстрактные конференции обо всем и ни о чем, платные эфиры и так далее.
Ожидаемого объединения организация "вокруг чего-то", расширения реальной поддержки среди народа (а не "проектных активистов") и дальнейшего реального движения с результатами НЕ ПРОИСХОДИТ.
Причем, если у проекта есть средства и иные ресурсы "отцов основателей" – он переходит из категории "инновационных и идейных" в обычную украинскую модель "больше вложишь бабла, больше промоешь мозгов, больше получишь электоральных результатов".
Если "акционерных ресурсов" нет – просто закрывается или становиться "грантоедческим", что бы не терять начальные вложения, а там, может, повезет и вскочить...
Почему так происходит?
Можно долго говорить о том, что это проблема "системного давления государства на общественные организации", отсутствия "общественного независимого финансирования" проектов, "влияния отцов-основателей" и так далее.
Если бы не одно существенное НО.
Присмотревшись к тому, кто наполняет эти многочисленные новые общественные проекты, можно за светящейся харизмой лидеров и даже за компрометирующими тенями скрывающихся финансистов проектов увидеть многочисленную серую безыдейную голодную толпу бюрократических функционеров, банально паразитирующих на финансовых бюджетах проектов.
Да, именно толпу бюрократических функционеров-паразитов. Так как тех, кто банально "дерибанит бюджеты" даже нельзя назвать, пользуясь аналогиями в бизнес-среде, "менеджерами политических проектов" – в бизнес таких не берут. Из-за непрофессионализма. В принципе. А за "дерибан бюджетов" без достижения результатов просто выгоняют, если не хуже….
Не верите? Да просто просмотрите состав управленческих аппаратов всех "новых" проектов, к примеру, 2006 года и состав аппаратов "новых" социально-политических проектов 2009 года и найдите хотя бы несколько отличий.
После такого анализа создается впечатление, что в Украине есть такая профессия, как "бюрократ нового проекта на 1 год" с паразитическим мышлением на уровне "а как бюджет закончиться – найдем или инициируем еще один "новый" пусто-порожний проект".
Есть ли выход из…?
Такая ситуация системного паразитирования в принципе могла бы в Украине продолжаться довольно долго, так как в 2006-2008 годах финансирование осуществлялось достаточно щедро (как зарубежными организациями, так и местными ФПГ) и с "барским шиком", без особых оргвыводов по результатам.
Провалы бюрократы-функционеры списывали на "слабых первых лиц ", а удачи – делили на всех участников, в том числе, профессионалов по "дерибану".
Но грянул финансовых кризис. Все бюджеты стали массово "закручивать", а их отцы-основатели и первые публичные лица начали пробовать подходить "по-бизнесовому" ко всему тому, что происходит во внутренней бюрократии сферы освоения политических бюджетов.
И оказалось, что никакой политтехнологической магии не существует – есть либо эффективное, либо бездарное внутреннее управление. А "магией" прикрывают ошибки и бездарный дерибан денег.
Так что со спадом в бизнесе ожидаем, что в политических организациях и проекты начнут входить эффективные менеджеры, которые возьмут на себя всю операционную работу социально-политических проектов и смогут обеспечить реальные действия по достижению поставленных целей (определение целей, политика проектов тут не причем).
А там, глядишь, идеи и политические проекты начнут реально РАБОТАТЬ И ДАВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ как обществу, так и инициаторам проектов, а не упираться в очередной бюрократически-функционерский тупик.
Виталий Гончарук, руководитель социального проекта ГО "Простір-життю!", для УП