Газовое оружие
Если кто-то до сих пор думает, что газ – это просто энергоноситель, то этот человек наверняка очень далек от политики. В современном мире углеродные энергоносители уже давно превратились в средство политического влияния, а если нужно, то и в оружие.
Кстати, достаточно действенное. Особенно эффективно это оружие использует современная Россия. Недаром события января 2009 года называли не иначе как "газовая война", и этот конфликт, как и всякая война, также будет иметь важные геополитические последствия.
Кстати, Кремль публично сформулировал зависимость политики от газа еще в 2003 году, когда Владимир Путин презентовал энергетическую стратегию своей страны до 2020 года.
Не обязательно читать все сто страниц документа, достаточно первого абзаца: "Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние".
Суть стратегии достаточно проста – Россия отдает себе отчет о зависимости других стран от ее энергоресурсов, пытается эту зависимость усилить и воспользоваться ее для достижения не только экономических, но, в первую очередь, политических целей.
Для того, чтобы эта стратегия была удачной, России нужно создать систему, при которой а) главные энергодобывающие страны будут связаны с ней договорами и совместными интересами; б) когда она будет контролировать транзитные магистрали; и, желательно, в) иметь договора с каждым отдельно взятым потребителем.
Поэтому, кстати, для России крайне невыгоден единый общеевропейский рынок газа. Кремлю нужны контракты с газопоставщиками каждой отдельной страны. Но об этом дальше…
Все это тактические задачи, и Москва уже предприняла ряд шагов во имя создания именно такой глобальной системы зависимости. И эти шаги необходимо анализировать, особенно тем, кто зависим от российской нефти и газа.
Напомним, что в конце прошлого года в России собрались представители газодобывающих стран с целью создания организации, аналогичной нефтяной ОПЕК. Речь идет о 15 газодобывающих стран, среди которых Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, а также Норвегия и Экваториальная Гвинея (в статусе наблюдателей). На долю этих государств приходится ¾ мировых запасов газа.
(Интересно, что Санкт-Петербург проиграл в борьбе за право разместить штаб-квартиру будущей организации, она будет размещаться в столице Катара – Дохе).
Заявленная цель – стабилизировать цены и вести мониторинг газового рынка. Пока западные аналитики спорят, сможет ли эта структура действовать по принципам картеля ОПЭК, когда цены регулируются благодаря договоренностям об ограничении добычи, Владимир Путин прямо говорит – эра дешевого газа закончилась.
В своем выступлении Путин делал акцент на том, что газовые разработки усложняются, и процесс добычи голубого топлива становится все дороже. Россияне уже откровенно говорят о необходимости "отвязать" цены на газ от цены на нефть, хотя в период роста цен на нефть, они были сторонниками "привязки".
Газовый ОПЕК пока никак себя не проявил, но вряд ли главные тезисы Владимира Путина прозвучали на этом саммите ради демонстрации ораторского таланта российского премьера. Они будут воплощаться в жизнь.
Если газовый ОПЕК, заметьте, организованный с подачи России, будет работать, он станет эффективным вспомогательным средством во имя воплощения российской энергетической стратегии в жизнь.
Отдельно стоит сказать и об усиливающемся сотрудничестве России и энергодобывающих государств в других сферах, в частности, и военно-технической. Достаточно вспомнить визит Дмитрия Медведева в Латинскую Америку в ноябре, когда впервые за последние несколько десятков лет в Карибское море вошли российские боевые крейсеры.
И даже если техническая оснащенность этих кораблей вызвала лишь ухмылку у американских адмиралов, это не что иное, как демонстрация геополитической активности России и ее желание вновь играть активную роль не только в евразийской, но и мировой геополитике.
Очень пристально за шагами, предпринимаемыми РФ, наблюдают из-за океана, в США. Эпоха Буша и период смены власти в этой стране закончился, новый госсекретарь США Хилари Клинтон четко заявила, что Америка должна вернуть себя статус мирового лидера.
Во время утверждения госпожа Клинтон на посту госсекретаря в Сенате, она особо подчеркнула значение вопросов энергобезопасности:
"Я считаю, что для нас было достаточно болезненно принять тот факт, что нефтяной картель ОПЕК – не только коммерческая организация, но и вызов безопасности. Это неополитический стратегический проект, с которым мы вынуждены иметь дело уже 36 лет. Как вы знаете, Россия пытается создать газовый эквивалент ОПЕК, который бы давал ей возможность, контроль над газом – и не только своими ресурсами. Поэтому вопрос энергетической безопасности имеет огромные последствия для нашей страны, для Европы и для всего мира".
Новый госсекретарь собирается даже ввести новую должность в Госдепе – координатора по вопросам энергетической безопасности, и провести переговоры с ЕС и НАТО о формировании общей политики в этой сфере.
"У нас было несколько отдельных посланников по конкретным проблемам, связанным с трубопроводами, однако мы не свели это все воедино таким образом, который бы, на мой взгляд, отражал всю серьезность вызовов, с которыми мы имеем дело. Что касается России и ее отношений с Украиной, Грузией, другими европейскими странами, покупкой ей сербской газовой компании, я надеюсь, что мы найдем взаимопонимание с нашими союзниками по НАТО и ЕС о необходимости более широкой рамки обсуждения проблем энергетической безопасности", – сказала Клинтон.
Итак, стратегия России и тактика США уже оговорены. Теперь очередь за Евросоюзом, который уже в полной мере ощутил, каким бывает газовый шантаж. Теперь важно понять, какие цели этот шантаж преследовал.
Наивно предполагать, что Москва так легко пошла на шаг, который стоил ей имиджа надежного газопоставщика и, вдобавок, потеряла более миллиарда долларов, не имея на то четкой стратегии дальнейших действий.
Скорее всего, это была демонстрация зависимости, дальше должны последовать условия, главным из которых может быть новая цена на газ без привязке к нефти. Скажем, со следующего года.
Перед ЕС стоит задача обеспечить свою энергетическую безопасность – обезопасить себя от недобросовестных поставщика и транзитера. Разумеется, европейцы активизируют свои усилия в области энергосбережения и поиска новых источников получения энергии.
ЕС приблизился и к тому, чтобы создать единый европейский рынок газа, когда газ будет покупать не Рургаз или MOL, а единое европейское предприятия и уже дальше поставлять его потребителям в странах ЕС.
Уже сегодня Еврокомиссия планирует инвестировать 3,5 миллиарда евро в повышении своей энергобезопасности. А именно – в сеть перераспределения газа. 1,5 миллиарда должны пойти на строительство дополнительных газохранилищ и газопроводы, соединяющие между собой страны ЕС.
Но главный вопрос в том, как ЕС будет диверсифицировать поставки газа, иначе говоря, будет ли он ускорять строительство газопроводов Северный поток и Южный поток в обход "ненадежной" Украины. Или же сделает ставку на газопровод Набукко, который лоббируют американцы. Набукко позволит снизить зависимость от российских энергоресурсов и обеспечить поставки газа из Каспийского бассейна, возможно, в перспективе, и из Ирана.
Естественно, Набукко не способен серьезно диверсифицировать поставки газа, ведь его пропускная способность – 32 миллиарда кубометров, тогда как потребность ЕС в газе составляет 500 миллирадов.
Но Набукко – это возможность противостоять монополии Кремля. Даже в отношении поставщиков, поскольку главным продавцом среднеазиатского газа сегодня является Россия, которая выкупает большие объемы у Туркменистана и Азербайджана. Благодаря Набукко эти страны становятся самостоятельными игроками.
27 января в Будапеште состоялся саммит стран-участников проекта газопровода Набукко, в котором принял участие премьер-министр председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек, комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс, а также лидеры Венгрии, Турции, Египта, Германии, Болгарии и Азербайджана.
На саммите была принята "Будапештская декларация", в которой говорится, что все страны-участники проекта газопровода, вне зависимости от их статуса (поставщик, транзитер), должны осуществить прямые инвестиции в реализацию проекта.
Энергетические корпорации этих стран должны принять непосредственное участие в строительстве газопровода. Ожидается, что официально межправительственное соглашению о начале строительства этого газопровода будет подписано уже в июле этого года.
"Минус" проекта – он усилит влияние Турции. Эта страна уже устала от десятилетий "вхождения в ЕС" и от постоянных "дополнительных требований", выставляемых к ней из Брюсселя. И Набукко может стать турецким аргументом в этом долгом интеграционном процессе.
Проблема для Набукко – это и отсутствие инвестиций в период кризиса (стоимость проект 7,9 миллиарда евро), и вопрос о том, готовы ли Тукрменистан и Азербайджан заполнять этот газопровод газом, который они сейчас продают Росси по вполне европейской цене. Понятно, что их участие в проекте повлечет неминуемое давление Кремля.
В свое время, когда возникла идея строительства Набукко, Москва отреагировала молниеносно, предложив проект Южный поток, который предполагает поставки газа в обход и Украины и Турции, конечными же потребителями будут Италия и Австрия, как и в случае с Набукко.
Единственная разница – газ будет российский. А строить этот газопровод собирается "Газпром" вместе с итальянским нефтегазовым концерном ENI. Уже сейчас у Москвы на руках соглашение с Сербией и Венгрией о сотрудничестве в реализации этого проекта. Главная проблема – деньги, на 900 км нужно более 10 миллиардов евро, поскольку большую часть газопровода нужно проложить по дну Черного моря.
Южный поток небезосновательно рассматривался Россией как возможность взять Европу в "энергетическое кольцо" вместе с реализацией проекта Северный поток. И хотя сегодня очевидно, что это "кольцо" в руках Кремля вполне может оказаться блокадным. Разговоры о Северном потоке после "газовой войны" активизировались.
Если главным лоббистом Южного потока является Италия, то Северного – Германия. Но последние события добавили аргументов и противников этого строительства.
Как пишет немецкое издание Financial Times Deutschland, Польша отказывает Берлину в политической поддержке строительства Балтийского газопровода. Как заявил в интервью изданию польский министр по связям с ЕС Николай Довжилевич, этот газопровод может усилить зависимость Европы от российского газа.
Требования Меркель в связи с политической поддержкой Балтийского газопровода, отклонила и Швеция, ссылаясь на то, что решение о том, сможет ли ветка газопровода пройти по территории страны в Балтийское море, полностью зависит от результатов экологической экспертизы.
Если Северный поток будет отклонен, это будет серьезным поражением Кремля, поскольку этот газопровод был рассчитан на достаточно большую мощность прокачки – 55 миллиардов кубов, которые практически прямо из России попадали бы в Германию.
Но есть еще один проект, о котором, как не странно, сегодня мало говорят – это проект "Белый поток". Его "явила миру" Юлия Тимошенко в 2005 году. Этот газопровод закачивался бы азербайджанским, казахским и, в перспективе, туркменским газом, шел бы через Грузию и Черное море, дальше через территорию Украины в Румынию. Собственно, этот газопровод мог бы стать экономическим базисом проекта ГУАМ.
Тимошенко, вернувшись в кресло премьера, начала активно заниматься проектом, год назад презентовав его в Брюсселе. Там вроде как проектом заинтересовались, но сейчас, после "газовой войны" с Россией, о проекте молчат и украинские чиновники, что достаточно странно. Ведь это способ диверсификации поставок энергоносителей как для Евросоюза, так и для Украины.
"Белый поток" может стать конкурентом Набукко, и "снять" турецкий вопрос. С другой стороны, как и Набукко, "Белый поток" – это еще один газовый коридор в обход России, что, безусловно, важно для обеспечения общеевропейской системы энергобезопасности.
По сути, эти процессы, которые происходят сегодня, не менее важны, чем сама "газовая война". И если мировая пресса до сих пор спорит, что побудило Путина перекрыть газовый вентиль в январские холода, то европейская политическая элита занята другим вопросом – что делать со своей зависимостью от этого вентиля и импульсивности того, в чьих он руках.
Если верх возьмут лоббисты Северного и Южного потоков, Украину ожидает новый этап в реализации стратегии Кремля под условным названием "энергетическая зависимость". Безусловно, тогда влияние России на евразийские и мировые процессы возрастет в разы. Как сказала известная российская журналистка Юлия Латынина "наглость в отношении того, кто эту наглость безропотно принимает, наглостью не является"
И если Европа до сих пор в полной мере не поняла значения слова "наглость" в российском варианте, то рискует это "ощутить" в будущем.
Если же холодные европейские батареи в январе 2009 станут аргументом не только для восточноевропейских членов ЕС, но и для западных столиц Европы, газовая война станет дорогим удовольствием для России и ей придется несколько изменять свою энергостратегию.
Но отказываться от нее Москва не будет, как и от своих амбиций вопреки всему стать "игроком" и восстановить влияние на глобальные процессы в мире.
Виктория Сюмар, для УП