Слуг народа пора вернуть народу
"…На днях попал колесом в яму. Попал так попал: ремонт стойки – две штуки… И кому мне (нецензурно) предъявлять счет – горсовету? Дяде Ване???
Ну что город? Что за люди им управляют?"
Из сообщений на городском форуме
Раздолбанные дороги, протекающие крыши в домах, бюрократия и коррупция в присутственных местах и палки в колеса бизнесу. Типичные приметы из жизни украинского города. И – миллионы людей, которым все это надоело.
Они реально достали! В смысле – чиновники на местах. Наверное, у каждого не раз возникало впечатление, что они, по сути, издеваются.
Ведь что такое "местное самоуправление" по определению? Как гласит статья 2 профильного закона – это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады жителей села, поселка, города самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
Сегодня это определение кажется просто смешным и даже издевательским. Ведь в Украине сложилась ситуация, при которой органы местного самоуправления фактически самоустранились от решения проблем, волнующих граждан. А бюрократические структуры городских и районных советов системно саботируют решение вопросов, актуальных для предпринимателей – представителей среднего и малого бизнеса.
Чем меньше влияние бюрократов – тем выше шансы экономики выйти из кризиса
Примечательно, что именно реальный бизнес малого и среднего калибра мог бы стать той силой, которая вытянет экономику Украины из кризисного болота. Но каждый, кто делает свое дело, может рассказать, что значит "решать вопросы" с чиновниками.
Сегодня решение любого вопроса, например – заключение договора аренды земли, или регистрация прав на недвижимость – вызывает столько сложностей и препятствий, что обычному человеку без героических усилий преодолеть их просто невозможно.
Уже два года, с января 2006, в Украине действует специальный нормативный акт, призванный упростить получение любых согласований, разрешений, свидетельств и других документов от чиновников. Прекрасный документ – закон "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" – работает только на бумаге.
Предприниматели не почувствовали ровным счетом ничего от его принятия и вступления в силу. Чиновники на местах как требовали, так и требуют, горы документов для решения любого, даже пустякового вопроса. Сплошь и рядом продолжают возникать тупиковые ситуации. Это когда решение одной проблемы чиновники ставят в зависимость от решения другой. Возникает эффект снежного кома. Замкнутый круг!
С этим что-то нужно делать! Так жить не просто нельзя, а уже невозможно. Вообще, есть четкая уверенность: чем меньше будет влияние чиновников на "запуск" и дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, тем быстрее заработает экономика и выйдет из кризиса страна.
Ударим информационной революцией по чиновничьему произволу!
Каждый, кто развивает свой бизнес, знает: разрешительная система (получение согласований, подписей, справок, иных документов у чиновников для развития бизнеса) – самое большое препятствие для предпринимательства, а значит – для преодоления безработицы и улучшения благосостояния граждан.
Эту систему нужно подчинить обществу, поставить в четкие рамки. Причем сделать это нужно, ничего не усложняя, просто использовав принципы, которые давно и успешно действуют во многих европейских странах.
Согласно Конституции, источником власти в Украине является народ. Власть, ее органы, работающие там чиновники, призваны обслуживать интересы общества за счет собираемых с граждан налогов.
Все верно, не правда ли? А раз так, то экономически активные граждане – неотъемлемая часть нашего народа – могут предложить и потребовать от чиновников ответственной работы и уважения к своим интересам.
В этой связи хотим предложить для широкого общественного обсуждения ряд принципов, на основе которых должны работать органы местного самоуправления вместе с их должностными лицами.
Четкие алгоритмы разрешительных процедур: каждая процедура, необходимая для получения у чиновника его согласования либо любого документа должна быть детально описана в виде последовательного алгоритма действий. Все должно быть просто и конкретно. При этом важно исключить широкое или произвольное толкование чиновниками таких действий. Тем самым ликвидировать возможности для коррупции и закрыть лазейки, позволяющие чиновникам уклоняться от выполнения обязанностей.
Каждый документ, с которым граждане обращаются к чиновнику за решением любого вопроса, должен иметь четко установленную форму: важно, чтобы такую форму можно было подвергнуть электронной обработке (считать информацию) с помощью автоматизированной системы. А в идеале – это должен быть электронный документ.
В органах местного самоуправления, других структурах, осуществляющих разрешительные процедуры, нужно создать автоматизированную систему приема и выдачи форм разрешительных документов.
Для решения этой задачи могут пригодиться все достижения электронной революции. Тем более, что наши госорганы и структуры власти на местах худо-бедно, но создают свои веб-сайты. Так вот, документы должны приниматься и выдаваться автоматически, без участия чиновников. Кроме этого, типовые запросы и задания среди исполнителей-чиновников должны распределяться в произвольном режиме, проще говоря – "в темную".
Чиновник, получив документы из автоматизированной системы, должен обработать их и выдать результат заявителю автоматически, или отправив по почте. При этом информация, у какого чиновника находится на рассмотрении тот или иной вопрос, должна быть закрытой. Если нет доступа к чиновнику, решающему конкретный вопрос – значит, нет и возможности для коррупции!
"Чем вам помочь?": именно таким принципом должен руководствоваться чиновник в своих отношениях с гражданином, который обратился за помощью в решении того или иного вопроса. Госслужащий обязан оказывать полное и всестороннее содействие в решении всех связанных проблем, с которыми обратился заявитель.
К примеру, если для получения того или иного разрешения, согласования требуются дополнительные документы от других органов, чиновник обязан запросить их самостоятельно, не привлекая к этим процессам заявителя.
Еще: одна из основных обязанностей чиновника – четкое и конкретное разъяснение заявителю алгоритма действий. Нарушение принципа "чем вам помочь?" должно быть основанием для увольнения или отстранения от работы чиновника любого ранга.
Запреты для предпринимателей должны быть обоснованы: чиновник, получив запрос на разрешение каких-либо действий, связанных с предпринимательской деятельностью, имеет право запрещать их только в двух случаях.
Если действия прямо запрещены нормой закона или если в результате этих действий может быть причинен реальный ущерб другим гражданам. При этом обязанность доказывать возможные риски должна лежать на чиновнике. Если есть только вероятность ущерба, чиновник не имеет права запрещать, но может обязать предпринимателя застраховать такую деятельность от риска причинения ущерба.
Принимая любое решение, орган местного самоуправления обязан устанавливать индивидуальную ответственность, то есть обозначать конкретных лиц, которые будут нести имущественную и уголовную ответственность в случае отмены этого решения, или если такое решение нарушает чьи-либо права.
Если же суд установит, что принятое чиновником или органом местного самоуправления решение было незаконным, этот чиновник должен нести имущественную ответственность (в виде конкретного штрафа, который он обязан платить из личных средств пострадавшему лицу), а также уголовную, например, в виде лишения права занимать определенные должности.
Должен главенствовать принцип неотвратимости ответственности за незаконное решение или бездействие. Только так можно, наконец, повысить уровень ответственности местного чиновничества за принятие любого решения.
Тут не трубу, а всю систему менять надо
Существующая сегодня система местного самоуправления досталась нам в наследство от советской эпохи. Сегодня очевидно, что она не отвечает потребностям и реалиям нашего времени, а потому требует неотложных изменений.
Начнем с последнего пережитка советской власти – местных советов. Депутаты, избираемые в городские советы по партийным спискам, не знают своих избирателей лично. Такие депутаты не являются реальными представителями граждан, живущих в той или иной местности. А избиратели теряют контроль за своими избранниками – депутатами местных советов – сразу после выборов.
Городские советы, которые формируются на пропорциональной основе, в Украине превратились в театр абсурда. Депутаты, якобы призванные отражать политические интересы местной громады, беззастенчиво покупают места в списках политических сил различной окраски. А избравшись, голосуют по команде местных партийных вождей, по ходу решают свои вопросы, ведут тихушный дерибан земли, раздражают людей застройкой детских площадок и скверов.
Возникает вопрос: сколько это будет продолжаться? И вообще – нужны ли нам местные советы – пережиток советской эпохи в том виде, в котором они существуют сегодня?
Полагаем, что целесообразно использовать европейский опыт, и перенести фокус власти на должность мэра (городского головы), избираемого горожанами. Градоначальник должен самостоятельно принимать решения и делегировать ряд полномочий другим чиновникам, при этом солидарно с ними нести ответственность за последствия предпринятых шагов и принимаемых решений.
Мэр должен отвечать перед избирателями в рамках Избирательного договора, заключаемого в процессе предвыборной кампании. Напомним, что Избирательный договор – это публично-правовое соглашение, по которому кандидат на должность мэра берет на себя обязательства в основных сферах жизни территориальной громады (например, города), выраженных как существенные условия соглашения, сроков их выполнения, а также мер ответственности за нарушение этих обязательств.
А главное – нужно выписать механизмы, которые позволят горожанам менять градоначальника, если тот не проявит должного рвения для решения насущных проблем города.
И, наконец, ключевой момент, который призван в корне изменить ситуацию – важные вопросы местного самоуправления должны решаться только путем проведения местного референдума.
***
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. А если местная власть действует против интересов избравших ее граждан, или попросту их игнорирует и не оказывает помощи в решении конкретных проблем – эту власть нужно менять.
Причем, не просто заменив одних чиновников на других, а коренным образом реформировав принципы и цели работы органов местного самоуправления, развернув их, наконец, лицом к гражданам. Только тогда мы сможем изменить ситуацию, и многие от этого почувствуют свою выгоду.
Сергей Жуков, руководитель адвокатской компании, Максим Забуга, журналист, Днепропетровск, для УП