Ничего не значащие рассуждения одной сорока c чем-то миллионной части украинского народа
Этот текст является попыткой сформулировать наблюдения автора и выводы, по его мнению, вытекающие из этих наблюдений, выводы для себя, для личной ориентации в ситуации, хотя и с надеждой на то, что эти они совпадут с мнением других людей или помогут разобраться в происходящем тем, кто дезориентирован событиями последних месяцев.
То, что я вижу, имеет все признаки, характерные для завершающей стадии "работы" финансовой пирамиды.
Толпы беспомощных вкладчиков перед закрытыми дверями банков, растерянные клерки с другой стороны, успокоительные речи высоких чиновников, уставших от необоснованных обвинений дилетантов, но готовых нести свой тяжкий крест до конца, замораживание суперрентабельных, еще вчера, проектов, ведь на этой стадии "заманухи" уже не нужны. Колоссальный отток денег в офшоры. Концентрация внимания людей на внешних проблемах. Дескать, кризис то мировой, всем плохо.
Осталось только собрать деньги у самых глупых, соблазнив их космическими депозитными ставками, да вытрясти детские копилки у заемщиков. Ведь если наши банки не строят пирамиду, то они больше всех заинтересованы в возврате депозитов, так как в нынешних условиях выполнение обязательств по ним очевидно экономически невозможно.
Кстати, возврат денег вкладчикам стимулировал бы спрос и помог бы оживить производство.
Похоже, кидают нас друзья, хотя не думаю, что банки планировали это заранее. Просто такие сложились условия.
Я знал одного автоперевозчика, который в 1997 году взял в лизинг несколько десятков грузовиков, с намерением честно работать. Но в 1999, не имея возможности выполнять обязательства, заложил каждую лизинговую машину в трех-четырех банках, после чего их же и продал. И свалил за рубеж.
Думаете, среди наших банкиров много найдется таких, кто честно и достойно переживет банкротство, не соблазнившись возможностью начать новую жизнь в чужой стране с чужими деньгами? Перечитайте графа Монтекристо. А что дальше? Если бы нас обобрали и оставили в покое, бедных, но поумневших, это был бы для нас оптимистический сценарий.
Дальше можно начинать новый проект (в сущности, он уже стартовал) – спасение страны. Конечно из-за рубежа, ведь в Украине кроме земли и рабочей силы других ресурсов не останется.
В принципе, достаточно для новой трипольской культуры, да вряд ли наши просвещенные соотечественники проникнутся духом свободолюбивых предков. Наверняка радостно продадутся за "недорого", за хотя бы часть тех благ, которые нам дали, а потом отняли.
Ведь нынешние двадцатилетние уже не знают и вряд ли поверят, что Украина может быть экономически самодостаточной. Тем более, что им объяснили: мы де зависим от конъюнктуры международного рынка метала (типа все украинцы – металлурги более или менее, но поголовно). На счастье, нефти и газа у нас мало, а то было бы еще хуже.
С зерном – тоже лажа вышла, собрали много, теперь страдаем. И странное дело, разве у нас голодных нет или нашей промышленности прокат не нужен? Ведь насытить наш отечественный спрос невозможно, не аскеты мы (що не з’їм то понадкушую), просто денег нет. Ни у потребителей, ни у производителей.
Ушли деньги. Хлопотное дело воровать метал или зерно. Деньги – другое дело: сами летают по шарику со скоростью света и банковская тайна следы заметает. Конечно, речь идет о свободно конвертируемых деньгах. Трудно открыть гривневый счет на Кипре. Мне, лично, отказали.
В последнее время в моде анатомические сравнения в применении к экономике. Недавно слышал как Яценюк сравнил банковскую систему с сердечно-сосудистой, но банки только часть ее.
Производство – это сердце, транспорт – артерии, банки – вены, в здоровом теле все работает как единое целое. По всему, нашей экономике вскрыли вены. И нет никакого смысла делать кредитные вливания, пока в системе дыра.
Скандальное рефинансирование, проведенное Нацбанком в конце прошлого года тому подтверждение. Так в чем же проблема, куда уходят деньги? В деньги.
Мы построили страну валютных спекулянтов, мои дочери, научившись считать сразу озадачились вопросом конвертации своих сбережений, думаю, бабушка пенсионерка научила.
Половина страны получали зарплату валютой, вторая половина валютой брала взятки; банки выдают даже потребительские кредиты в валюте; предприятия, работающие на внутренний рынок, кредитуются в валюте – ставки ниже.
(И банки заинтересованы: они дважды на конвертации заработают, да и от инфляции защитят не наши правители, а чужие, у них как-то лучше выходит.)
Депозиты держим в валюте, премьер берет валютные кредиты на выплату зарплат и пенсий.
Странно, что налоги валютой не собирают. Стоит вывести валюту из страны, а сделать это несложно - не подчиняется доллар украинским законам, не заинтересован в нашем развитии, для других целей его печатали - и наша финансовая система разваливается, что мы и наблюдаем.
В такой ситуации никакой Нацбанк никакими методами не может контролировать финансовый рынок. При таком положении никакое правительство не сможет контролировать инфляцию: стоимость отечественного сала привязана к американскому доллару.
Конечно, хорошо если в стране много валюты, но недопустимо ее свободное хождение. Экспортно-импортный оборот СССР был побольше нашего, а обслуживал его один государственный банк и с курсом проблем не возникало.
В общем, наша финансовая система идеально подготовлена для поглощения извне. И процесс уже пошел.
Далее о нашем недобитом производстве, которое еще дышит только потому, что отменили смертную казнь: тянет, бедное, пожизненный.
Дышать можно только экспортерам (нужна валюта для конвертации наворованной гривны) да эспедешникам – много развелось по недосмотру, доросли до уровня электорального слоя. Можно еще немножко своим, идеологически правильным, но тут проблемка: власть постоянно меняется.
Не удивительно, что бюджет трещит по швам, ведь экспорт упал, а несколько миллионов мелких предпринимателей страну, населенную детьми, пенсионерами и чиновниками, не прокормят.
Необходимо срочно восстановить, вернее (и дешевле) заново создать производство, ориентированное на внутренний рынок. Но сделать это в рамках украинской фискальной системы невозможно даже при наличии финансового ресурса.
Налог на прибыль для предприятий является налогом на развитие и его необходимо отменить.
Без существенных вливаний в производственные фонды эффективные предприятия не создашь. НДС, как налог на потребление, следует отменить для стимуляции спроса. Без роста емкости спроса рынок не заработает. Государство должно стать скромнее и научиться жить на подоходный налог.
Наша фискальная система вопиюще несправедлива: заработали вы денег – заплатили подоходный, пошли купить хлеба – заплатили НДС.
"Не буду покупать хлеб, – решаете вы. – Дорого. Куплю пекарню. И сам буду с хлебом, и денег заработаю, и рабочие места создам". "Молодец! – скажет государство. – Только не забудь: для начала, заплати налог на прибыль от стоимости пекарни, акциз и НДС, если она импортная".
"Но вы же отнимаете большую часть моих денег, с которых я уже уплатил подоходный", – возразите вы. "А кому сейчас легко? – ответят вам. – Мы, например, ездим на трехлетних "Мерседесах" – перед соседями стыдно. И доктору, который справки о смерти выдает, платить надо…"
В таких условиях относительную стабильность и выживаемость экономики обеспечивает теневой сектор.
Не зря всякий раз, когда власть начинает очередную кампанию против него, всю страну жестоко лихорадит ("РосУкрЭнерго" – очень яркий пример). Существует реальная опасность, что в процессе выведения блох, кошка издохнет. Ведь очень она у нас слабая и больная.
Такая фискальная политика выкачала из производства оборотные деньги, это в свою очередь привело к чрезмерной закредитованности, при наших-то ставках.
В таких условиях не только остановка процесса производства, что происходит повсеместно, но даже снижение его темпов неизбежно загоняет предприятия в долговую яму, выйти из которой можно только через большие инвестиционные вливания. А это означает смену собственников и нетрудно догадаться, что это не будут украинские патриоты.
Остальные налоги следует централизовать и на их основе принять бюджет выживания, дефицит которого можно будет покрыть приватизацией и печатным станком без серьезных инфляционных последствий: его поглотит рынок продуктов питания, который относительно развит и поддается регулированию хотя бы через госрезерв.
Впрочем, централизация всех бюджетных поступлений, создание прямых, понятных вертикалей, автоматизация выполнения бюджетной росписи, возможно, решит проблему дефицита за счет сокращения аппарата, обслуживающего эту махину, и воровства, этим аппаратом организованного.
Заканчивая рассуждения об украинском производстве, скажу, что лозунг отделения бизнеса от власти у нас давно реализован через фискальную систему.
Вы, бизнес – зарабатываете. Мы, власть, всем этим распоряжаемся.
Не удивительно, что советы всех уровней представлены бизнесменами – это единственный легальный способ контролировать ими же заработанные деньги.
Далее – о власти. В рамках существующей политической системы реализация любой государственной программы, тем более реформация, невозможна.
Наш Основной Закон - это ничто иное, как попытка поделить власть между основными финансово-промышленными группами. Попытка неудачная: элитарная склока длится уже пятый год.
История учит, что всякое государство, внутренняя борьба за власть в котором затянулась, теряло свою независимость. Вполне вероятно, что часть политической элиты, ввиду уже почти состоявшейся потери экономической независимости и неспособности договорится с конкурентами-соотечественниками, приняла решение "продать" страну оптом.
Выход – введение прямого президентского правления с жесткой вертикалью до районного уровня включительно под предлогом угрозы государственной безопасности, что вполне соответствует действительности.
Указы президента должны иметь силу закона и вправе отменять законы, принятые ранее. Далее необходимо неспешно и взвешенно подготовить новую Конституцию и принять ее на референдуме.
Я, лично, на будущих президентских выборах проголосую за кандидата, чья программа будет выглядеть так:
1. Введение прямого президентского правления;
2. Отмена НДС и налога на прибыль, полная централизация бюджетных ресурсов и принятие бюджета выживания;
3. Установление Нацбанком экономически оправданного курса и выкуп по этому курсу всех валютных активов коммерческих банков при одновременной конвертации в гривну валютных депозитов и кредитов.
4. Аннулирование лицензий на валютные операции для всех коммерческих предприятий и централизация последних в государственном Укрэксимбанке.
5. Отмена ограничений на снятие депозитов.
6. Минимизация ставки рефинансирования, принятие всех возможных мер для снижения стоимости кредитных ресурсов.
Альтернативным вариантом может быть только стремительное падение экономического потенциала и превращение страны в сырьевую базу более мощной экономики. Вероятнее всего – российской.
Оно бы и ничего, мне лично страны третьего мира кажутся много привлекательнее зарегламентированных до абсурда старых демократий, но есть одно опасение. Главный наш ресурс – земля, а работать на ней мы не умеем. Не оказаться бы завтра лишним в родной стране.
Перечитав текст, подумал, что у читателя может сложиться впечатление, будто Украина стала жертвой злого международного заговора. Я так не думаю. Мы стали жертвой отечественного непрофессионализма и жадности, а этих качеств рынок не прощает. Тем более, международный рынок.
Надежды на действующего президента меньше чем мало, хотя история киевской державы знавала примеры, когда инвалид слезал с печи и спасал страну. Вы верите в такое чудо? Я – нет.
Сергей Шкаривский, бизнесмен-транспортник