Общественная борьба
Украина неотвратимо просыпается, с ужасом осознавая, что ее руководители всех уровней морально, психологически и профессионально не соответствуют задачам, которые они должны срочно решить, чтобы обеспечить украинцам хотя бы сносные условия жизни и труда.
Дерибанить бюджет, устраивать многомесячные политические терки с захватыванием щитовых и надуванием шариков, уничтожать, играючи, научно-технический и интеллектуальный потенциал государства, зарабатывать миллиарды на здоровье и благополучии своих соотечественников – запросто.
Создавать новые рабочие места, прозрачные правила ведения бизнеса, честную судебную систему, развивать моральность нации и много многое другое – они не в состоянии. Полная недееспособность.
Пока новые капиталисты, недальновидные и корыстолюбивые чиновники раздували финансово-потребительский пузырь, общество еще как-то терпело нуворишей и авантюристов, захвативших все жизненное пространство государства и бросившие людям для замыливания глаз имитацию успешного развития.
Вот уже десятилетие власть откровенно не обращает внимания на общественное мнение, считая своих сограждан тупой биомассой. Но одно дело, когда о полной бездарности нынешних политической и административной команд говорят и пишут журналисты или политические обозреватели.
И совсем другое, когда об этой же бездарности прямо и без стеснений заявляют политологи, к примеру такие как Ермолаев и Выдрин в своих последних статьях "Від авторитарних настроїв – до загрози реального авторитаризму" и "За що я не люблю пана Фірташа".
У меня это вызывает удивление, потому что их уничтожающая критика направлена на всю политическую систему в целом, в то время как они заняты обслуживанием части этой системы.
После прочтения их материалов складывается четкое впечатление, что сегодня во власти находятся люди, большинство которых и описать трудно, находясь в рамках приличий и литературного лексикона.
Я вполне разделяю все возмущение авторов этих статей. Сам не раз публиковал материалы о полной неадекватности нынешних политиков вызовам, стоящим перед Украиной. Тем не менее, уважаемые эксперты раскрыли только часть проблемы по выходу из кризиса и социально-экономического хаоса.
Дав уничтожающую, но честную оценку представителям действующей власти, определив варианты развития событий и первоочередные действия, эксперты совершенно не сказали о том, а кто же может все это реализовать.
Так, Андрей Ермолаев определил два крайне плохих и один трудный, но наименее трагический путь выхода из кризиса и дающий шанс на сохранение и приумножение в будущем основных ценностей и свобод, которые приобрела Украина за годы своей независимости.
Этот вариант предполагает компромисс элит и реформы, "сдерживание" социального протеста и сохранение, пусть потрепанного, но выжившего национального капитала, обновление власти в пределах 1 календарного года с сохранением процедур коалиционности.
По мнению же Дмитрия Выдрина, нынешние властные элиты, принадлежащие к первым двум из пяти необходимых категорий политических элит, претерпели настолько глубокое развращение, что делает их абсолютно неспособными как развиваться в благоприятном формате по Ермолаеву, так и реализовать антикризисные действия по Выдрину.
При этом ни Ермолаев, ни Выдрин не дают оценок трем остальным категориям элит – военной, религиозной и интеллектуальной.
И, скорее всего, потому, что, в отличие от развращенных деловых и административных элит, военная и интеллектуальная практически полностью обескровлены, ослаблены, отодвинуты от реальных процессов принятия властных решений и не готовы на данный период стать источником поступления для государственных и политических управленцев.
Религиозная же элита требует вообще отдельного обсуждения, с точки зрения ее причастности к управлению государством.
Для того чтобы управлять политической или административной системой недостаточно теоретических знаний о политике или о государственной службе, недостаточно знание предметных сфер, таких как медицина, сельское хозяйство и прочее.
Необходимо иметь управленческие и коммуникационные навыки, которые формируются только в процессе реального участия в системах управления и социально-политической коммуникации.
В чем заключается основная проблема крайне необходимого для страны обновления действующих политических элит на данный период?
За последние годы административно-политическая система совершила одну непростительную ошибку – разрушила "социальные лифты". В системе власти (административной или политической) произошел полный застой. Вследствие этого, властный организм не обновляется, не омолаживается, не пополняется новыми талантами, идеями.
Наличие же "социальных лифтов" обеспечивает обновление власти путем передвижения перспективных государственных управленцев и политиков во все более высокие слои власти и управления.
Как правило, роль таких социальных лифтов выполняют или государственная служба, или политические партии, дающие возможность активным и способным гражданам получать опыт управления общественно-политической жизнью и в, случае удачного стечения обстоятельств, выводя последних во власть.
Социальным лифтом могут быть негосударственные общественные организации. Правда, сегодня движение "этого лифта" прерывается железобетонной плитой, которую специально установила власть, чтобы владеть монополией на управление страной.
Подавляющее большинство общественных организаций обслуживают действующих политиков и чиновников, одновременно выполняя роль структур для отмывания денег.
В Украине, вот уже десятилетие, как правильно заметили эксперты, полностью деградированы и развращены административная и политическая системы. Этим системам, кроме их любимых, и обслуживающего персонала, куда, в частности, входят силовые структуры и судебная система, никто не нужен.
Более того, любая протестная инициатива, как абсолютно правильно заметил Сергей Грабовский в статье "Як не стати розмінною монетою в чужих політичних ігрищах?", тут же используется развращенными политиками, чтобы завалить своего политического конкурента.
То есть "система" абсолютно цинично и беспринципно будет использовать любую общественную инициативу, чтобы качать власть, деньги и обеспечивать свое самосохранение, боюсь, вплоть до появления абсолютно безрассудных и опасных решений. Кого-то припугнут, кому-то бросят кость, кого-то встроят в систему.
Интересно, сколько еще времени эти бездарные люди планируют устраивать спектакль, имитирующий политическую деятельность, издеваясь над страной? Неужели на внеочередных или очередных выборах нам опять придется выбирать без права выбора управленцев десятой свежести и качества?
Есть всего два варианта развития событий. Первый: они побеждают и все остается как есть – существование в Украине двух жизней. Их жизни. С дерибаном бюджета, депутатской неприкосновенностью, купленными судьями и милицией и пошлым гламуром.
И наша жизнь. С долгами по кредитам, отсутствием рабочих мест, удушающими налогами, коррупцией и наглостью чиновников, вредными продуктами питания, отвратительной экологией и прочими неприятностями.
Есть другой путь. Активные представители украинского общества начнут осознанно искать пути к сопротивлению действующей системе. Создавать такие механизмы коммуникации и взаимодействия, при которых действующая власть не сможет или завалить, или тупо использовать общественный протест, которые обеспечат появление новой эффективной генерации политиков и государственных деятелей.
В зависимости от того, сколько времени потратит общество на создание такой системы, находится и дата начала нормальных преобразований в стране.
Если не заняться этим уже в ближайшее время, то, как только не выдержавший прессинга безысходности народ выйдет на улицы этим непременно воспользуется хитрые политики, у которых в арсенале уже нет более никаких эффективных средств для политической борьбы, кроме популизма и компромата.
И тогда, произойдет банальная замена "котов у сырного амбара", с выпусканием у народа пара и эмоций.
Какие это будут механизмы общественной борьбы, межгрупповой коммуникации и взаимодействия – это тема следующих публикаций. На данный же момент, важно то, чтобы каждый из трезво мыслящих украинцев осознал, что попросить действующую власть стать эффективнее или добровольно уйти – невозможно!
В своем сознании, что коалицианты, что оппозиционеры чувствуют себя существами высшей расы – такими себе неприкосновенными божками. Разве могут они добровольно согласиться на то, чтобы урезать свои права на свое жизненное пространство и возможности?
Кстати, очень надеюсь на то, что и Выдрин и Ермолаев и многие другие политологи и политтехнологи, работавшие ранее на укрепление нынешней политической системы, в этот критический для страны момент внесут свой весомый вклад в появление в государстве новой эффективной и ответственной элиты.
Юрий Старчевский, директор
Южного центра политического консультирования, для УП