Газовая близорукость
19 дней Украину, Россию и Европу сотрясала газовая война. Впервые европейские лидеры, эксперты, СМИ и простые граждане были вынуждены обратить свое внимание на газовый спор между Украиной и Россией, попытаться вникнуть в детали. Украинцы же нетерпеливо ожидали исхода схватки, радовались накопленным "Нафтогазом" квартальным запасам, надеялись, что победа будет за нами.
Результат противостояния одни спешат объявить победой, другие – тяжелым поражением. Однако никто не задается вопросом, а нужна ли Украине "победа" над Россией? Не ведет ли она к тому, что через несколько лет мы действительно можем узнать, что такое политический газовый шантаж по-кремлевски, то есть не банальное повышение цен, а полное прекращение поставок газа, без каких-либо условий по его возобновлению.
Прагматизм против справедливости
Сколько бы мы не повторяли пропагандистские штампы и реальные прописные истины о политических мотивах Кремля, неэффективности работы "Газпрома", ненависти Путина к демократии вообще и лидерам оранжевой революции в частности, суть вопроса останется прежней и, что важно, понятной европейцам.
Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в ЕС. Украина – покупатель российского газа и его основной транзитер. Украине выгодно покупать газ у России по как можно более низкой цене, более того, ряд отраслей украинской промышленности не смогут конкурировать на международном рынке без газовой дотации.
В свою очередь, российское руководство не имеет ни малейшего желания поддерживать ненавидимый ими и независимый от них украинский режим, в условиях, когда сам "Газпром" и Россия нуждаются в дополнительных доходах.
Таким образом, украинским лидерам остается только шантажировать Россию, используя транзитный рычаг, для выбивания выгодных условий, а Европе – ждать, когда застарелый спор снова перейдет в острую фазу, приведя к новым отключениям.
У Европы есть только два способа надежно гарантировать себя от новых случаев вынужденного газового голодания: строительство газопроводов, ведущих из России в Европу, в обход Украины, или отказ от поставок газа из России.
К сожалению, количество запасов нефти и газа в мире сокращается, а их потребление продолжает расти, к тому же, до сих пор точно не известно, сможет ли окупиться строительство газопровода Nabucco, так что рассчитывать на отказ Европы от российского газа всерьез не приходится.
В свою очередь, такое экзотическое решение проблемы как смена власти в Москве или Киеве не гарантирует прекращения конфликта в силу его объективной природы.
Заметим, что для европейских политиков, с их победившей реальной демократией, определяющее значение имеет вопрос, как сделать так, чтобы ситуация не повторилась, а не кто виноват.
В результате, любые попытки Киева обосновать справедливость своей позиции являются бесполезными. Более того, чем громче мы заявляем о своем несогласии с политикой Кремля, тем больше у ЕС оснований ожидать повторения газового кризиса.
Учитывая прагматизм европейцев, несложно прийти к выводу, что в случае, если Украина продолжит споры с Москвой, да еще и будет настаивать на сохранении самой возможности использования остановки транзита или одностороннего отбора газа в качестве аргумента в переговорах с "Газпромом", ЕС согласится на строительство Северного, Южного, да какого угодно еще потоков.
Ведь для любого европейского политика интересы его рядового избирателя стоят неизмеримо выше, чем представления о справедливости.
Газовая асфиксия
А может и пусть себе строят?! Пока строят, будем по-прежнему добиваться льготной цены, а когда закончат, перейдем на европейскую, ну и уступим немного в цене на транзит. В результате получим еще около 3-5 лет льготного режима. В чем собственно проблема?
Проблема – в характере партнеров, с которыми Украине приходится иметь дело. При первой же возможности Россия заставит Украину заплатить за все выбитые льготы, да еще и "врубит счетчик" задним числом.
Как только "Газпром" сможет снабжать газом страны ЕС в обход Украины, последняя испытает на себе все прелести кремлевского газового шантажа. В результате, уже мы окажемся в полной и безраздельной энергетической зависимости от России, а отключение газа будет угрожать действительно катастрофическими последствиями.
Или кто-то верит, что в условиях кризиса, как, впрочем, и без него, наша власть сможет изыскать средства и построить новые газопроводы, диверсифицирующие поставки газа в страну?
Интересно, сколько продержится любой, даже самый любимый украинским избирателем лидер, если Россия перекроет газовый кран? Думаю, что не больше месяца летом, и не более недели-двух зимой, с момента окончания накопленных запасов.
Сегодня Украине необходимо принять решение о том, продолжать ли дальше игру, в которой победа грозит последствиями худшими, нежели поражение. Ведь у нас есть возможность поступить мудрее, предложив ЕС и России условия газового транзита, от которых они, по крайней мере, Европа, не смогут отказаться.
Это может быть аренда украинской ГТС международным консорциумом, а может – европейский контроль транзита и гарантии его осуществления, несвязанные с наличием льготных цен. Или мы всерьез считаем, что наш суверенитет заключается в возможности произвольного шантажа России и ЕС прекращением транзита газа?
Действительно, от повышения цен на газ пострадает национальный бюджет, рядовые граждане, олигархам придется снижать энергозатратность своих предприятий или продавать их новым собственникам.
Но мы выиграем в главном – сохраним долгосрочные доходы от транзита, обеспечим свою энергетическую безопасность, а главное, защитим свою независимость. В противном же случае, газовая близорукость может обернуться газовой асфиксией. А сохранить независимость с удушающим резиновым мешком на голове, еще никому не удавалось.
Михаил Соколов, для УП