Кризис безответственности. Или: заметки о кризисе без популизма
Средний класс решился посигналить и подудеть. После того, как нас кинули в очередной, далеко не первый раз, это, наконец, ДОСТАЛО. Мы подудели, чтобы заставить власть задуматься. Вопрос: а не время ли задуматься нам?
О лукавой мечте
"…в кредитных муках, умирает украинская мечта о том, каждый, кто умеет и хочет работать, способен достичь достатка и жить по-человечески – в своей квартире, ездить на своей машине, иметь разнообразный и качественный досуг, а отпуск и Новый год проводить в Турции и Карпатах", – пишет Романенко в "Манифесте среднего класса".
Автор этих строк не против подудеть за такую мечту. Потому, что пока власть не начнет осуществлять хотя бы такие, простенькие мечты, она – не власть, а сборище рабовладельцев.
В конце концов, именно мечта о хлебе и зрелищах, в отличие от мечты о Свободе, Равенстве, Братстве, Справедливости и Человеческом Достоинстве, вела народы на революции. Высокие устремление привлекали лишь горстку идейных революционеров.
И все же есть осадок какой-то недосказанности. И того, что за этой недосказанностью, есть чья-то игра в популизм, вместо игры в правду.
Все та же чертова безответственность, все тот же непрошибаемый "материалистический эгоизм", разжижающий мозги и волю нашей элиты.
"Мы против них, потому что они не дают нам жить, как они!".
Я не хочу жить, как "они". И, думаю, сейчас время каждому, кто не хочет жить, как они об этом заявить.
Как удобно сказать себе: "Виноваты они, не мы!"
Давайте, братья, выскажем им все, что о них думаем. Но и не забудем сказать правду и о себе. Иначе мы ничем не лучше их. Наша элита спряталась от человеческих бед за тонированными окнами, мягко говоря, незаработанных "Мерседесов". Но и средний класс укрылся за стеклами еще незаработанных кредитных "Шкод".
Возможно он выдудит себе поблажку. Например, треть неподъемного кредита возьмут на себя банки, треть должники и треть – бюджет. Лихо! Но тогда эти "Шкоды" окажутся такими же незаработанными, как и краденные "Мерседесы" наших власть предержащих.
Потому что заплатит за них инвалид из своего недополученного жалкого пособия, бабушка-пенсионер из ничтожной пенсии, учитель из мизерной зарплаты. За это будем дудеть?
Пока над нами будет довлеть примитивный эгоизм, мы ничего не изменим. Потому что земные мысли о колбасе не созидательны, с ними невозможно строить. Мы проходили это на собственной истории.
Пусть о колбасе и мечтает убогий и голодный. Cредний класс обязан мечтать о чем-то большем. Раз уж на это не способна украинская (псевдо) элита.
Согласитесь, мечта о встрече Нового года в турецкой гостинице по-хорошему ничем не отличается от планов встретить праздник на дорогой вилле на Бали. Суть одна. Она не плоха и не хороша. Вопрос в том, с чего оплачены эти "банкеты". Они – результат созидания, строительства, или грабежа и перераспределения.
Если я буду хотеть того же, чего "они", разве я стану лучше их? Если в своих компромиссах с совестью (они есть у каждого, у меня в том числе), начну переходить границы с той же легкостью, что и они, чем я отличен от них? Это просто, как дважды два.
"Манифест среднего класса" – это гигантское и жирное "Мы хотим!" вместо "Мы готовы!".
Готовы не быть такими, как они.
Отказаться от их "морковок" и "пряников". Готовы осмеять их часы за тысячи невыплаченных пенсий, готовы не дарить дорогих подарков, чтобы не плодить любимых "ими" понтов. Готовы не превращать собственных детей в мажоров.
Мы готовы не льстить начальству, не лезть без очереди, не бросать обертку от мороженного на тротуар. Мы готовы помочь ближнему не за деньги и услуги, а следуя библейскому правилу человеческого общежития.
Мы готовы позвонить родителям без напоминания киевского мэра, который лишил их надбавки к пенсии.
Мы готовы?
Ведь если нет, тогда никакой дудеж ничего не изменит.
Мы – не они, они – не мы?
"Не мы такие – жизнь такая", – рассуждает преподаватель вуза и берет взятку. Так же думает банкир, повышающий проценты по кредиту, судья, отправляющий за решетку невиновного, милиционер, покрывающий наркоторговлю…
Мы с легкостью переступаем границы здравого смысла и интересов других людей, за что нас порой очень не любят "тормознутые" иностранцы. А мы собой гордимся, путая пошлость и ушлость с "умением жить" и свободой.
За один день 13 декабря этого года ГАИ задержало 700 (!) водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии. Не говорите, что это сплошь были люди из cекретариата, Кабмина и Верховной Рады. Они в такие сводки не попадают. Или почти не попадают.
Может быть, украинцам рано становиться нацией на колесах? Может быть, кроме американской мечты (в ее украинском варианте), нам бы не помешала американская ответственность?
Власть истребляет нас, превратив всю страну в "гетто", и это бесспорно. За неполных 20 лет нас стало на 6 миллионов меньше. Но при этом Украина – одна из самых курящих стран в мире. Мы не бережем себя сами и не бережем окружающих. Почему нас должны беречь другие?
Если мы безответственны сами, откуда возьмется ответственная власть?
"Они" не создали бы своего богатства без нас. Это факт. "Они" построили для нас ночные клубы и игорные конторы. Но мы пришли туда по своей воле. Они придумали для нас цены на автомобили и бытовую технику выше мировых. Но это мы пошли за кредитами в банк, чтобы все это иметь.
Мы хотим потреблять! Как и они!
Мой друг из Штатов, побывавший недавно в Украине, спрашивает: "Зачем вашим людям мобильные телефоны по 400 долларов?" Он зарабатывает раз в 20 больше среднего украинца, но его мобильный дешевле "среднеукраинского" в 10 раз.
Мы сами создали спрос на понты, обернувшийся много миллиардными долгами. Мы променяли свое будущее на эти дешевые понты. Не больше, не меньше. А теперь пришло время платить. За себя, и за "них".
"Если они думают, что нам платят, пусть думают, что мы работаем". Но кто потребляет "плоды" такой работы? Официант демонстрирует свое недовольство владельцем ресторана своему клиенту – такому же парню, как он сам. Но никогда дяде с тугим кошельком.
Милиционер с готовностью настучит по голове такому же "сыну трудового народа", как он, но никогда – распальцованному мажору.
Мы все хотим жить, как в Европе. Но не хотим ничего для этого делать.
Мы ждем от жизни шары и требуем шары от власти. И она дает нам то, что мы просим – шаровые обещания – невыполнимые по определению, зато соответствующие нашим запросам.
Средний класс должен осознать: "Титаник" нужно спасать не ради того, чтобы перебраться из 3-го класса в 1-й. А чтобы изменить курс. Но пока общество остается безответственным, оно не получит от политиков ничего, кроме популизма и популистов на капитанском мостике.
Мы должны изменить навязанное представление о том, что есть норма жизни. Если мы не заставим заткнуться вечную украинскую "жабу", она задушит нас на смерть. Жить не по средствам – значит потакать коррупции. Потакать коррупции – значит лишать себя и своих детей будущего.
Нас спасет не политика, как таковая, а личная гражданская позиция – ответственная во всем. Нам не нужна революция. Уже была…
Нам нужно остановить эту потребительскую вакханалию. И кто-то должен остановиться первым. Кто сделает один шаг против привычного движения (оно в Украине – лишь сползание вниз)? Один трудный поступок в день, туда – к настоящей ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА жизни!
Об ответственном сопротивлении. Или: Давайте жить!
Давайте жить для себя… и друг для друга. Пусть наших улыбок ближнему хватит больше, чем на несколько майданных недель. Если у нас будет по-настоящему тепло, они вылезут из своих "Мерседесов" и придут к нам греться.
Тогда МЫ назовем справедливую цену. И многие из них согласятся. Потому что они – тоже люди. Кто сомневается в этом – просто не видел их близко.
А те, кто не придет – пусть не обижаются. Мы запомним все! Мы никогда не положим депозита в банк, который присылает к людям вышибал, вместо того, чтобы реструктуризировать их долги.
Мы не станем голосовать за партии, члены или спонсоры которых сегодня увольняют людей. Мы не проголосуем ни за одного политика, замешанного в коррупции, сколь бы артистичен он ни был.
Пусть не убеждают нас голосовать за меньшее зло, потому что мы больше не голосуем за зло. Пусть соревнуются между собой, кто громче кричит: "Долой!", чтобы подсуетиться и возглавить протест. Мы не участвуем в их протестах. Их гречка слишком дорого стоит!
"Многие из нас без связей, чьей либо поддержки, построили свою маленькую успешную Украину", – пишет автор "Манифеста среднего класса". Важно примечание: тоже делали и "они", выстраивая Украину для себя.
Здоровое общество не может быть построено на традиционной украинской установке "моя хата з краю". Она работала, когда у нас не было своего государства.
Солидарность – вот то, чего не было в Украине и чего от нас не ждут. От нас не ждут, что мы встанем за чужие разрушаемые парки и детские площадки, что мы выступим за чужое рабочее место, за чужую пенсию.
Не ждут, что мы будем бороться против жлобства и беспредела – от кого бы они не исходили: от мажоров в Мерсах, или от заблудших братьев по несчастью.
Нашу страну никогда не изменят "сверху". Сделать это можем мы.
Я хочу призвать всех нас верить в себя до конца. Верить и менять неэффективных, продажных политиков, без исключения и скидок на личные симпатии. Гнили место в мусорнике.
Но только давайте не искать чьей-то сильной руки! Это все та же вера "в шару". Шары уже не будет. За сильную руку придется дорого заплатить. К примеру, нашим с вами полным и окончательным бесправием. Коррупцию и бардак побеждает не сильная рука, а сильное общество. А общество – это мы.
Наше будущее – только в наших сильных руках, неравнодушных сердцах и трезвых головах!
Дмитрий Пастернак-Таранушенко, независимый аналитик