Что изменит гудок?
Обсуждение манифеста среднего класса символизирует возникновение нового движения протеста, которое обречено формализоваться в маргинальное политическое течение.
Безнадежным в нынешних условиях будет гудеть в клаксон автомобиля и таким образом сигнализировать о претензиях некоего национального среднего класса действующей украинской власти.
Власти по барабану – у нее есть рейтинги избирателей, правила игры и механизм самосохранения. А возможно ли вообще победить ее гудком автомобиля, или акцией протеста, или свержением к чертовой матери?
Юрий Романенко написал неплохой текст, названный им манифестом среднего класса.
Этот текст затрагивает некие струны живого в душе, но он говорит о протесте ради самого протеста. Лекарство от всех болезней, согласно высказанной позиции – это бескомпромиссность в борьбе с правящим режимом во всех его цветных проявлениях.
Но так думать ошибочно потому, что формирование контрэлиты невозможно без компромисса с правящими кланами.
Все, к чему может привести формирование так называемой контрэлиты, будет формирование еще одного клана, еще одного центра влияния и не более того.
Средний класс интересует его личное благосостояние. Манифест, обращенный к нему, должен уже сегодня сказать о том, что и каким образом средний класс улучшит в своем благосостоянии.
Любой другой текст без обрисовки необходимостей того, как изменить среднему классу жизнь государству обрекает движение на маргинализацию (как его не называй – "Достали", "Заколебали", или "Охренели").
17 лет в Украине не менялись ключевые позиции развития государства по цивилизованному образу и подобию.
Слово "реформы" стало равнозначным слову "коррупция" – в Украине эти слова совершенно утратили свой смысл. Совершение коррупционных деяний госслужащими в Украине карается штрафом, равнозначным превышению скорости на дороге.
Только, когда несколько раз в год показательно кого-нибудь подставляют под серьезные взятки и показывают в телевизоре – только в этом случае иногда действует уголовный кодекс.
Из всех реформ в стране можно только вспомнить, как купоны поменяли на гривну, а в школах стали оценивать успеваемость не пятью, а двенадцатью баллами. А это и не реформы вообще.
Читая про новые инициативы реформаторов, можно давать гарантию, что снова бюджетные деньги лягут в карманы лоббистов этого законотворчества и их верных партнеров.
Да, в Украине нет государства для граждан, но государство принадлежит не только кучке кланов.
Существует огромная серая масса самовольно действующих должностных лиц, госслужащих всех рангов и мастей, которые и поддерживают существующую профанацию государства, его иллюзию в виде действующего аппарата с табличками на внушительных дверях. Что будем делать с ними?
Очень важно новым организованным движением заставить власть на всех уровнях бояться общества, бояться граждан.
Потому что исключительно под страхом расправы, потери своего статуса и своего имущества эти люди могут перестать делать то, что запрещено и только под давлением такого страха они могут начать делать то, что от них требуется.
Любое движение, которое будет являться только демонстрацией того, что мы не боимся их, обречено на провал. Мы можем сколько угодно демонстрировать власти, что мы ее не боимся, но заставить ее бояться нас – вот нужная задача.
Заставить власть пойти на нужные шаги, демонстрировать нам открытость и страх перед невыполнением поставленных нами задач – вот главная цель.
В этом ключе задекларированные цели новых движений, принципы организации, высказанные в статье "Кризу здолаємо МИ, а не влада" также не вполне соответствуют вызову, стоящему сегодня перед гражданским обществом или средним классом.
Средний класс и гражданское общество должны думать о своем благосостоянии, о своих профессиональных микрозадачах, но не должны выполнять работу за власть.
Врач не должен стать судьей, а инженер не должен выполнять работу прокурора. Но в силах этих людей заставить правильно власть выполнять свою работу путем организации гражданского общественного давления.
Власть обязана выполнить свою работу. Мы для этого нанимали ее. Для этого кто-то стоял на майданах, спорил и отстаивал свои точки зрения в сторону поддержки или критики лидеров правящих кланов, ставил кресты в бюллетенях для голосования.
И если мы сейчас крайне недовольны ситуацией в стране – гудка на три минуты мало. Даже если это только начало.
Любое такое начало обречено в итоге на провал, если оно в режиме реализации полноценной стратегии гражданского давления не приведет к полному параличу государства.
Власти нужно перекрыть дыхание и движение. Взять ее за горло и потребовать выполнения конкретных действий.
Необходимо сформировать и выдвинуть конкретные требования к государству.
Каким оно должно стать? Что должны сделать эти различные государственные органы все вместе?
Есть ли ответ на вопрос – какими должны быть такие требования?
Простые вопросы ли это?
Каким должен быть бюджет в нынешних условиях, как его перекроить таким образом, чтобы страна осталась довольной?
Каким должен быть курс гривны и как его вернуть в те рамки, при которых происходило оформление ипотеки у граждан, чтобы они смогли ее продолжать платить?
Как остановить массовые увольнения и сокращения на предприятиях, какие выплаты заставить сделать, чтобы смягчить удар по человеку, потерявшему работу?
Какую мы хотим систему власти, чтобы понимать – кто кому должен подчиняться?
Как вынудить милицию защищать интересы общества, а не нарушать права людей?
Как отменить прокурорский надзор за соблюдением законности, чтобы невозможно было "решать вопросы о закрытии дел" в органах прокуратуры вообще?
Как обязать горсоветы, исполкомы и мэра вернуть розданные за взятки земли общин для перепродажи?
Каким образом заставить профсоюзы защищать интересы работников, а не работодателей?
Как устранить политическую цензуру в средствах массовой информации, чтобы журналисты, наконец, могли открывать глаза людям, а не закрывать их?
И это далеко не все вопросы, в которых гудящему зародышу гражданского общества необходимо сформировать свои позиции.
Без понимания, что нам нужна стратегия, что нам нужны ответы, что нам нужны требования – гудеть бессмысленно.
Такой результат не сможет удовлетворить надежд среднего класса. А поскольку искать ответы на нужные вопросы и формировать позиции для требований вряд ли кто будет, то становится понятным, что государству приходит конец.
Проект "Украина" не удался.
Николай Фельдман