Один день из жизни Ивана Денисовича

Сергей Гармаш, для УП — Четверг, 18 декабря 2008, 14:58

Мы живем под собою не чуя страны…
О. Мандельштам

Иван Денисович проснулся от холода. Серое утро тоскливо смотрело в окно. Вспомнились почему-то советские времена. Не хватало только звучания гимна из матюгальника на кухне.

Он встал, потрогал рукой батарею – как и всю последнюю неделю, она грела чисто символически. Вот и платить вам буду так же, как вы греете, - подумал он, комкая лежавшую на столе квитанцию за коммуналку.

Термометр показывал 16 градусов. На улице - минус один. Что же будет, когда морозы ударят?!

Он пошел на кухню и включил все газовые конфорки. Газ, сэкономленный в котельных, сгорит в квартирах. Все равно платить не по счетчику. Вот пусть эти тимошенки-черновецкие утрутся своими долгами "Газпрому"… На себе бы экономили…

От газа разболелась голова. А тут еще телевизор вещал о ядовитых упаковках, в которых продаются продукты.

Иван Денисович, как раз жевал ветчину из вакуумного полиэтилена. По рассказу бодрого репортера, получалось, что ел он не мясо, а сплошной яд.

"Но если в большинстве развитых стран мира упаковка продуктов питания в такую тару запрещена законом, то украинский законодатель не обращает внимания на смертельную опасность…" – Конечно, они всё трибуну блокируют, власть делят, а что люди дохнут…

Тянучка превратилась в пробку. Пытаясь успеть на работу, водители начали выезжать на тротуар. Уже через двадцать минут, проехав двести метров, Иван Денисович увидел, как нарушители стояли перед машиной с мигалками.

– Правильно, нечего… - подумал он. А то умные – все стоят, а им – ехать, видите ли…

Иван Денисович и сам опаздывал, но, честно говоря, ехать на работу хотелось не сильно, а так хоть моральное оправдание. Атмосфера в офисе последние месяцы была напряженной - объемы продаж сократились вдвое, следовательно, сократиться должно было и количество менеджеров по продажам…

Зазвонил телефон. Номер был незнакомый.

- Иван Денисович? – спросил вежливый мужской голос, - это из банка вас беспокоят. Мы вот тут сушим головы, как выжить во время кризиса и чтоб это на клиентах не сильно отразилось. Предлагаем вам открыть у нас офсетный счет. Вы просто кладете на него до среды месячную плату за ваш кредит, а мы автоматически снимем эту сумму, когда придет время погашения. И на этот месяц вы можете о нас забыть. Вам еще и проценты на эту сумму насчитают. Или в среду заседает кредитный совет, и мы вынуждены будем повысить вам процент.

Это был удар. За два дня найти штуку баксов, чтоб положить на этот офсет сейчас не реально. Ивану Денисовичу самому многие деньги должны, но кто ж их сейчас отдаст, да еще так быстро.

И все же был один человек, который мог одолжить – одноклассник Ивана Денисовича, депутат Верховной Рады. С неохотой, но что делать – безвыходная ситуация, он набрал депутатский номер телефона.

- Ваня, привет, как жизнь? - весело ответил депутат. – Да не очень. Привет. Говорить можешь? – Рассказывай. – Борь, можешь штуку баксов занять на пару недель? Я в начале месяца отдам. – Тебе, конечно, могу. Только я щас в Донецке, буду только послезавтра. – Ой, нет, мне надо сегодня-завтра. – Ну, давай я тебе их на карточку перечислю. У тебя есть долларовая карточка? – Нет. Ну так открой. Это копейки стоит. В любом банке, который есть и в Донецке. Получишь карточку – позвонишь, скажешь ее номер и через полчаса деньги у тебя…

Иван Денисович позвонил на работу и отпросился на час. В банке были очереди. Народ пытался забрать свои деньги, банк – не отдавал. Народ ругался. Чтобы просто спросить, можно ли открыть карточный счет, и что для этого нужно, пришлось отстоять минут 40.

Потом оказалось, что при наличии паспорта и справки с идентификационным кодом проблем нет, но открытие счета стоит 6 долларов, а банк валюту не продает. Принимать деньги в гривне банк отказался.

Пришлось идти в ближайший обменник и покупать 10 долларов. Потом снова отстоять очередь в 30 минут. Получив карточку, Иван Денисович еще раз удостоверился у служащей банка, что деньги будут на карточке через полчаса после перевода. "В любом отделении", - радостно сообщила она.

Выйдя из банка, Иван Денисович увидел, что колесо его машины заблокировано.

Вежливые ребята тут же выбежали из машины с надписью "Автоблокировка" и подошли к нему.

– И что с этим делать? - спросил Иван Денисович, который, передвигаясь, в основном, по маршруту работа-дом, еще не сталкивался с парковочными нововведениями. – Заплатить 200 гривен, - сказал парковщик. – А почему сразу не тысячу? – Цены не мы устанавливаем. Еще недавно было сто, но кризис… – Хорошо, - старался быть спокойным Иван Денисович, - а откуда мне было знать, что здесь нужно платить, и главное – кому?  

- Вон там, за поворотом, висел знак, что мы здесь работаем. А чтоб не попадать в такие ситуации, покупаете талончик на парковку в любом киоске Союзпечати, кладете его под дворники на лобовик, и час можете гулять смело. – Ну вот, я вошел в банк, там очередь. Откуда я знаю, сколько я там пробуду, может больше часа… - Порядок не мы придумали – ответил парковщик.

Времени на споры не было. На работе, наверное, уже скрипел зубами начальник, и радовались увеличивающимся шансам не попасть под сокращение коллеги. Иван Денисович отдал 200 гривен и поехал в офис. Уже за рабочим столом он набрал своего депутата и продиктовал номер карточки.

- А что стряслось то? – спросил депутат, - как вообще дела, чего у тебя голос такой?

- Да утро веселенькое: банк хочет, чтоб я месячный кредит наперед заплатил; парковщики ограбили на 200 гривен, пока карточку эту банковскую открыл, кучу нервов потратил, - в общем, страна дураков.

- Ну, какой парламент - такая и страна, - засмеялся депутат. Ладно, деньги через полчаса отправим, получишь – набери.

Но через полчаса Иван Денисович уже ехал за город, в какое-то село, на встречу с клиентом. Окрестности были серыми, дорога – пустая. Мысли крутились вокруг кредита, банка, грабежа на парковке, холодной батареи… Брало зло.

Все толдычат про мировой кризис, людей сокращают, зарплаты уменьшают и при этом всё увеличивают: штрафы, стоимость услуг, проезд… такое впечатление, что государство объявило войну своим гражданам, пытаясь додавить их, если с этим не справится кризис.

Иван Денисович обогнал плетущуюся по правой полосе фуру и увидел перед собой светящуюся палочку ГАИ.

- Этого только мне не хватало!

Оказалось, что Иван Денисович превысил скорость. Знака он не видел, скорее всего из-за фуры, которая закрыла его собой. Гаишник долго всматривался в водительские документы, потом предложил пройти в машину для составления протокола.

- Сколько? - спросил Иван Денисович по дороге к машине. – Ну, Вы же знаете какие сейчас штрафы. К тому же, четыре нарушения и права заберут. Вот вы где работаете?… – Сотни хватит? – Добавьте еще 50, выборы ж скоро. – А при чем тут выборы? – Ну вы ж знаете, наш Луцик партию создал, в президенты метит…

После парковки и гаишника, в портмоне оставалась всего сотня. Еще чудо, что я столько денег с собой сегодня взял, подумал Иван Денисович. И тут вспомнил, что брал их, чтоб заплатить за квартиру и купить дочке учебники…

Встреча с клиентом прошла неудачно. Не понятно было, зачем его вообще послали в это село. Клиент, владевший двумя магазинами, один из них собирался закрывать – покупательская способность населения упала. Следовательно, ни о каком увеличении поставок речи не могло быть изначально.

Иван Денисович молча выругался в адрес начальника и помчался в Киев, нужно было успеть получить в банкомате переведенные депутатом доллары.

Но в банкомате долларов на карточке не оказалось. Ему снова пришлось выстоять очередь в кассу, чтоб узнать у кассира, что денег на счету еще нет. "Возможно, система еще не обновлялась, приходите после 17", – сказала кассир.

Звонить было неудобно, и Иван Денисович написал депутату смс. Тот ответил, что деньги давно перечислил. Значит грёбаная система!

Начальник был недоволен Иваном Денисовичем. Уже по тому, как он отводил глаза во время разговора, было понятно, что неудачная поездка – это только повод для более серьезного разговора.

А разговора вообще не могло получиться. Оба были на взводе. Один из-за неприятной миссии – сообщить о сокращении, второй из-за всего, что свалилось на него сегодня…

Из офиса Иван Денисович вышел провожаемый сочувственными взглядами коллег – всё-таки наши люди добрые, когда несчастья случаются не с ними…

В кафешке, где Иван Денисович пил горькую, по телевизору вещал Янукович. С бегающими глазками и торжествующей улыбкой "лидер оппозиции" злорадно рассказывал о том, до чего довела страну "оранжевая власть". Потом показали Юлю, которая гипнотическим голосом говорила, что жизнь в Украине всё лучше и лучше…

Потом… А потом Ивана Денисовича стошнило. Не стоило пить на голодный желудок - за целый день, кроме утренней ветчины из ядовитой упаковки, Иван Денисович даже не перекусил.

Он оставил машину на стоянке возле офиса и подошел к таксисту за углом.

– Восемьдесят, - назвал тот цену проезда. – Ты что, издеваешься, все время за 40 езжу? – Так ведь кризис. – А ты думаешь, он только у тебя, других не коснулся? – Не хочешь ехать, не едь. – Не хочешь ехать, стой, - сказал Иван Денисович и подошел к другому таксисту за другим углом. Тот согласился отвезти за 50.

Огни вечернего города за окном располагали к общению.

- Ну что, по новым штрафам уже платил? – спросил Иван Денисович. – Нет, - ответил таксист, - проносит пока. А вообще, правильно их ввели, - хоть народ дисциплинированней стал, а то ездят, кто как хочет. – И что, действительно лучше ездить стали? – да вроде. А может просто машин меньше стало. Одни – боятся еще, другие по зиме стараются меньше ездить…

Иван Денисович рассказал свою историю дневного общения с гаишником.

– Да все равно брать будут, - воскликнул водила. - А с чего им жить? Это надо вообще новых людей набрать, а эти, если уже попробовали кровушки людской, как медведи – навсегда людоеды…

Угадав настроение пассажира, таксист рассказал историю о своем друге, которого сократили с завода. Оставшись без работы, тот решил подработать хоть извозом.

Приехал в Киев, а здесь – на метр дороги десять знаков, улицы – черт ногу сломит, развязки - с картой не поймешь, а движняк такой, что тормозить, искать указатели - просто не дают, идешь в потоке. В общем, он на штрафах разорился, так и вернулся в свой городок, к детям, с пустыми карманами и злой как черт…

- Да, обещание "Бандитам – тюрьмы!" Ющенко выполнил стопроцентно. Раньше бандиты владели только землей там, банками, заводами, телеканалами. А теперь они уже и тюрьмами владеют. Или наоборот - те, кто владеет тюрьмами – государство - окончательно стали бандитами. Может Ющ это и имел ввиду?…

Разговор прервал звонок от депутата.

– Ну что, ты деньги получил? – Нет пока. Не знаю. Сейчас зайду в каком-нибудь банкомате, посмотрю. – А что с голосом? – Да ничего, выпил немного. Меня с работы сократили. Еду, жену обрадовать… А мы вот тут с таксистом обсуждаем новые штрафы. Ты за них голосовал? – Голосовал. – Ну и пи… Вы бы сначала дороги нормальные сделали, знаки убрали про ремонт, где он велся еще при Советском Союзе, светофоры повесили, там где нужно. Сами правила почитали бы! Ты теперь представляешь, сколько часов я до Донецка ехать буду со скоростью 90 километров в час? Я ж усну за рулем. – А чего ты машину гоняешь, летай самолетами! – Спасибо. За понимание!…

Последний раз билет на малую родину стоил Ивану Денисовичу что-то около 1000 гривен.  Это в один конец…

Иван Денисович отпустил такси недалеко от дома, возле банкомата. Вставил карточку – денег по-прежнему не было. Система бля, - матюгнулся он. Вдруг, монитор банкомата взорвался яркой вспышкой. Последнее, что Иван Денисович услышал: "Извини мужик. Кризис!".

Очнувшись, он почувствовал, что кто-то вытирает ему лоб. На лицо капала кровь.

– Ну что ты, как ты? Денег много украли? – спросила рыхлая врачиха сидевшая над ним в карете скорой помощи. – Нормально. Нечего было красть – кризис. – Голова болит? Тебя в больницу или домой? – Болит, но лучше домой. По-хорошему, надо бы в больницу, обследовать. У тебя прописка местная? – Нет. - А! Ну тогда лучше домой, а то нам писанины щас будет.

Дома еще никого не было. Хотелось принять ванну, смыть с себя весь этот день. Но вместо горячей воды в кране что-то зашипело.

Включил телевизор. На 5 канале бегущей строкой: "Прибыль, полученная коммерческими банками за 11 месяцев этого года составляет 10 млрд., что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года"... Следом, как издевательство - " ГАИ за счет увеличения штрафов рассчитывает дать в госбюджет дополнительно 2 миллиарда гривен в год"…

Потом гости в студии начали рассуждать, почему во всем мире продукты и товары на фоне кризиса дешевеют, а в Украине растут…

Иван Денисович выключил телевизор и залез в Интернет, который пока еще не отключил.

Если государство объявило мне войну, я должен защищаться, иначе оно меня просто сожрет, думал Иван Денисович. Он уже знал, куда потратит депутатские доллары, если все же удастся забрать их из банка….

Терять уже нечего - выплатить кредит за квартиру после увольнения с работы все равно было не реально…

 

Сергей Гармаш