Посол Германии Ганс Юрген Гаймзьот:"Германия не принимает свои решения в зависимости от отношений с Россией"
С каждым годом вступление Украины в НАТО все больше и больше перерастает из вопроса устремлений самих украинцев и украинской власти в игральную карту на международной арене. Поочередно ее разыгрывают то Соединенные Штаты, то Россия.
В Вашингтоне руководствуются идеями известного противника Кремля Збигнева Бжезинского, который уверяет Запад, что "Россия без Украины не может быть сверхдержавой". В Москве делают ставку на расколе общества внутри самой Украины.
Однако за последний год на стороне России уже дважды сыграл еще и третий игрок – Европа. Сначала на саммите в Бухаресте и совсем недавно – в Брюсселе. И каждый раз главным противником предоставления Украине Плана действий по членству выступала Германия.
В Европе и в Украине все чаще связывают это с влиянием на немецких политиков со стороны России.
Во время интервью "Украинской правде" посол Германии в Украине д-р Ганс Юрген Гаймзьот много раз повторял тезис о том, что такое мнение ошибочно, но еще чаще он намекал на то, что вступления Украины в НАТО отдаляется по вине самой Украины.
- Господин посол, вы можете объяснить, что на самом деле означает решение Североатлантического совета НАТО на уровне министров иностранных дел в отношении Украины?
- В Брюсселе подтвердили то, что уже было сказано в Бухаресте: двери НАТО для Украины открыты. В то же время многие из стран-членов НАТО считают, что сейчас еще не время для следующего шага при вступлении Украины в НАТО, а именно – ПДЧ.
Но также были приняты решения, которые укрепляют сотрудничество, чтобы подготовить Украину к этому. В частности, будут созданы годовые программы сотрудничества, которые будут отслеживать достигнутый прогресс.
А самый главный результат в том, что было понимание: 2008 год является важным годом для продвижения Украины в НАТО. В Бухаресте вы получили перспективу, и важно, чтобы вы готовились к этой цели. В этом направлении Украина может рассчитывать на поддержку Германии.
- Тем не менее, Германию называют главным тормозом вступления Украины в НАТО. Насколько это объясняется тем, что немцы сильно зависимы в этом вопросе от сотрудничества с Россией?
- Действительно, Германия относится к тем странам, которые считают, что Украина еще не готова и не созрела для получения ПДЧ.
Главные причины в следующем. Во-первых, вступление Украины в НАТО до сих пор поддерживает меньшинство населения. А внутренняя политическая нестабильность лишь увеличила сомнения внутри НАТО.
Во-вторых, важно, чтобы продолжалось развитие обороноспособности Украины. Потому что вступление Украины в НАТО должно усилить не только Украину, но и НАТО.
Федеральный канцлер Меркель уже говорила, что принятие такого решения не зависит от вето России. Поэтому утверждение, что Германия принимает свои решения в зависимости от отношений с Россией – ошибочное. Германия преследует свои интересы и принимает решения, учитывая интересы НАТО и интересы безопасности в Европе.
- Но из всех европейских стран Германия плотнее всего сотрудничает с Российской Федерацией, которая выступает против вступления Украины в НАТО! И именно у Германии самая жесткая позиция в этом вопросе. Это совпадение?
- Такая черно-белая картинка не соответствует действительности. Не только Германия, но и другие страны Европы имеют торговые отношения с Россией. Не только мы, но и другие страны зависят от российского газа.
Германия поддерживает торговые взаимоотношения с Россией в течение многих десятилетий. И были определенные "ледниковые периоды" в отношениях между нашими странами. Например, во время гонки вооружений, когда в Восточной Европе размещались ракеты СС-20.
Германия также поддерживала расширение НАТО на Восток, например вступление Польши и балтийских стран, хотя и сохраняла хорошие экономические отношения с Россией.
То, что Германия координирует свои действия в зависимости от экономических отношений с Россией, не соответствует действительности.
Россия также является крупным экономическим партнером Украины. И в последние годы торговый обмен между ними возрос, несмотря на то, что Украина стремится в НАТО. Мы ведь должны видеть, что Россия является важным партнером в Европе. Но это не значит, что свою политику нужно ориентировать на пожелания России.
- Можно ли говорить, что Украина одной из первых стоит в очереди на вступление в НАТО?
- Можно сказать, что Украина больше всех остальных стран принимает участие в операциях НАТО.
Ведь на самом деле речь идет о том, чтобы Украина шла по избранному ею пути, модернизировала свою экономику, чтобы выдержать конкуренцию в мире.
Стремление Украины в НАТО важно, поскольку оно обеспечивает демократический путь развития. Но для этого важна соответствующая подготовка. Сейчас эта подготовка очень интенсивная, из всех стран, которые не входит в состав НАТО, Украина является самой активной в сотрудничестве с альянсом.
- Многие утверждают, что из-за последних событий на Кавказе вопрос вступления Украины в НАТО неправильно было привязывать к Грузии…
- Я могу вам точно сказать, что российско-грузинская война не имела какого-то особого значения во время обсуждения вопроса Украины. Чаще говорили о более важных пунктах - внутриполитическом конфликте в самой Украине. И о подготовке Вооруженных Сил…
- Многие опять же утверждают, что во время событий в Осетии НАТО своей бездеятельностью потеряло имидж фактора влияния в международной политике…
- НАТО всегда было оборонным альянсом, и оно не ввязывалось в какие-то авантюрные события, поэтому я не считаю, что оно не потеряло как-то свое лицо или авторитет в связи с конфликтом в Грузии.
Грузия не была членом НАТО и страны-члены НАТО, включая США, не давали никаких обещаний.
- Сейчас в Украине довольно часто высказываются опасения относительно повторения кавказского сценария в Крыму. Не получится ли так, что в случае подобного конфликта Украина лишится права вступления в НАТО?
- Ситуация в Крыму не простая. Но в то же время, я не вижу причин предполагать повторения ситуации, которая была на Кавказе, в Крыму.
Мы считаем, что важно разработать концепцию дальнейшего развития Крыма, потому что именно экономическая заинтересованность является наилучшим гарантом для надежного будущего Крыма.
- На сегодняшний день главный лоббист вступления Украины в НАТО – Виктор Ющенко – теряет влияние в стране, и вскоре может случиться так, что Украина поменяет свой курс. В НАТО этого не опасаются?
- Во-первых, я считаю, что выбранный Украиной путь правильный. Было бы ошибкой сойти с этого пути. И, между прочим, в прошлом господин Янукович также говорил об этом пути.
В то же время, этот путь – не стометровка, это, скорее, дистанция в пять тысяч метров. Для того, чтоб его пройти, нужна подготовка, просто предоставить перспективу недостаточно.
- А вы в принципе допускаете, что Украина выберет внеблоковый статус?
- Выбор будет зависеть от Украины, но я считал бы такой вариант развития событий ошибкой.И было бы неправильно возвращаться к старой риторике о внеблоковом статусе.
НАТО – это не блок. Нам не хотелось бы возвращаться в XX-е столетие.
Сейчас, например, очень важно преобразовать отношения НАТО и России, перевести их на более высокий уровень. Уже сейчас основан совет НАТО – Россия, Российская Федерация принимает участие во многих операциях НАТО…
- Вы упомянули о Януковиче, а позицию Юлии Тимошенко в альянсе вообще понимают?
- Это не моя задача - интерпретировать вашего премьер-министра. Но, мне кажется, у нее свои приоритеты. Есть ведь различные возможности сближения с евроатлантическими структурами. Так вот для Юлии Тимошенко сближение с Евросоюзом представляется первым приоритетом.
- А что, по-вашему, первично?
- Я думаю, что эти два вопроса связаны, и нельзя сказать, что одно важнее другого. Но без сомнения можно сказать, что вступление в Евросоюз выставляет более высокие требования.
Существуют тысячи правовых европейских норм, которые нужно выполнять. Для многих стран Центральной и Восточной Европы это стало инструментом, который позволил модернизировать экономику.
- Президент Украины в одном из своих выступлений заявил, что вступление Украины в НАТО может стать гарантией суверенитета Украины. В НАТО осознают ответственность, которую президент хочет возложить на альянс?
- Вообще-то сохранение суверенитета – это прежде всего задача Украины. И у меня нет сомнений, что Украина справится с этой задачей.
Я также понимаю и геополитические соображения некоторых людей, которые считают, что долгосрочное сотрудничество Украины с НАТО может положительно сказаться на обеспечении безопасности страны.
Но нельзя добиваться этого напором, через силу! Важно чтобы население тоже так считало и поддерживало этот путь. Надо понимать один факт: вступление Украины в НАТО должно укрепить не только безопасность Украины, но и безопасность НАТО и способствовать общеевропейской безопасности.
- На ваш взгляд, может ли такое случиться, что нынешний экономический кризис настолько сильно ударит по экономике Украины, что она перестанет быть стратегическим партнером альянса?
- Именно в этом отношении я бы думал, что все совершенно наоборот. Надо признать, что для украинцев этот кризис будет не таким легким, как для жителей других стран. Но это шанс для правительства, которое должно провести необходимые реформы в экономике.
Дело в то, что на данный момент сложно говорить о том, что Украина сделала большой экономический прогресс в отношении евроатлантических структур.
Да, были важные политические решения, как, например, вступление Украины в ВТО…Но не осуществлено множество экономических реформ, на которые мы надеялись.
Коррупция в последние годы значительно возросла, и в тоже время уменьшилась правовая безопасность.
- И все-таки, ваш прогноз, когда Украина может рассчитывать на членство в альянсе?
- Это зависит от Украины. Только от нее.
Германия накопила политический опыт в Европе, который говорит о том, что надо иметь терпение, преследуя свои политические цели. Очень важно, чтобы была цель, и иногда могут произойти приятные неожиданности.