Страх перед реальной политикой
Считается, что основой продолжительного политического кризиса в стране является несбалансированность ветвей власти, что вынуждает политиков концентрироваться не на проблемах государства, а яростно между собой бороться.
Основа кризиса, который продолжается в Украине не 4, а минимум 17 лет – это детская наивность украинцев и патологическая жажда небольшой группы людей удерживаться во власти, ничего при этом не делая социально значимого – то есть на шару.
Политики и чиновники привыкли жить "на шару". В наследство от бывшей империи Украина получила не только богатую ресурсную базу, но, к сожалению, и атрофированное общество, задавленное доминантной коммунистической идеологией.
Поэтому, вполне понятно, почему со стороны социума не было совершенно никакого сопротивления стремительному захвату государственных ресурсов небольшой группой людей, сформировавших сегодня экономическую, управленческую и политическую элиту государства.
Доступных для населения механизмов модернизации нынешней административно-политической системы – или путем честных выборов, или путем деятельности неправительственных организаций – практически не существует.
Власть и политикум игнорируют общественные инициативы, а реальных механизмов влияния на них нет, поскольку судебная система покупаема и управляема. Таким образом, политики надежно защищены от людей.
Обещания политиков всех цветов изменить судебную систему и построить правовое государство, являются не более чем предвыборным популизмом, никто из них не демонтирует прочную стену судебной ограды их владений, где их ожидают бедные и злые сограждане.
Для появления минимальной перспективы реформ, необходимы факторы, мотивирующие к политической эффективности хотя бы из страха быть неизбранными. Не говоря уже о таких высоких материях как патриотизм. Альтруизм нынче в Украине не в моде.
Например, президент Ющенко предложил в свое время создать конституционную ассамблею для того, чтобы специалисты сформировали для Украины наиболее приемлемую модель взаимодействия ветвей власти.
Боссы партий подумали и решили – это сложный путь, ведь нужно будет кому-то что-то доказывать. Спорить с какими-то очкариками-"интеллигентами", не имеющими депутатской неприкосновенности.
Взамен партийные боссы затеяли скрытый процесс переделки Конституции под себя.
Где-то кроется фальшь, от которой необходимо поскорее избавить украинскую политику. И с этой точки зрения, перезагрузка парламента приобретает реальную ценность.
Но это решение всего лишь половинчатая мера не дающая принципиального изменения правил политической игры и смены действующих лиц. А значит, и подходы к решению личных и государственных вопросов останутся прежними – большей частью корыстными.
Новая неэффективная политическая конструкция будет опять конфликтной, но уже в контексте реально приближающихся президентских выборов. Популизм останется. И в контексте нынешнего финансового кризиса, и даже без него – такое развитие событий Украине не нужно. Если премьер думает так – то она права.
К сожалению, есть только две вещи, которые влияют на принятие решений депутатом или чиновником – это жажда власти и ресурсов. Более того, большая часть всех политических решений направлены на удовлетворении этих амбиций. Национальный интерес, нужды людей, развитие науки, помощь детям… Эти "проекты" если и реализуются, то сквозь фильтр получения большей власти и больших ресурсов, в том числе электоральных.
Поэтому только конкуренция в борьбе за власть и ресурсы может заставить чиновника, политика, группу политиков к пересмотру подходов к государственному менеджменту, который способен "запустить" реальные механизмы политической, экономической и социальных трансформаций.
Еще совсем недавно такая форма межпартийной конкуренции была практически невозможной. Имущества для приватизации в Украине хватало всем (чиновникам, депутатам, бизнесменам). Это не способствовало возникновению конфликтов, способных политически выдавить из власти конкурента и запустить механизмы контратак с использованием более прогрессивных и полезных для страны методов и проектов.
На сегодняшний день ситуация изменилась кардинально. Видим, с какой яростью разные группы конкурируют за приватизационные объекты, с какой хитростью и дерзостью группа Тимошенко удерживает в своих руках власть, приводя остальных политических соперников в истерику.
Понятно, что ни Партия регионов, ни БЮТ не хотят быть в оппозиции. А кто хочет? Но для этого в 2007 году Партии регионов надо было не сдавать власть, а бороться за нее так, как это делает сегодня Тимошенко.
Но вне зависимости от того будут выборы или нет, кому-то суждено оказаться в оппозиции, испытать гнев и разочарование, реальную травлю оппонентов, найти новых политических управленцев, способных выстроить эффективную оппозиционную деятельность.
Доказать своим избирателям, что деятельность и жизнь партий – это не мыльный пузырь, и доказать это, особенно, на местном уровне. Делая то, что избиратели могут увидеть и "пощупать". Реально вырастить партийные кадры, которые зубами на избирательных участках будут бороться за каждый голос.
Этот сценарий просто неизбежен, и это осознают все политические силы. И нынешний политический кризис, вся его острота, являются подтверждением того, что партии приложат все силы и ресурсы, только чтобы не оказаться.
Если быть до конца справедливыми, то и местные советы принципиально нуждаются в перезагрузке. Все эти десятки тысяч депутатов вошли во власть на волне дутых обещаний.
Яркий пример – Одесский горсовет. Постоянная комиссия по промышленной и инновационной политике. Сколько в ней человек? Один. Где все остальные 119 депутатов? Там, где земля, бюджет и другие источники обогащения.
Почему в комиссии, которая должна быть для Одессы одной из ключевых, в силу постоянного конфликта курортно-рекреационной и промышленной концепций развития города имеется всего один (!) человек? Потому, что эта комиссия не распределяет ресурсы.
Ключевым вопросом политического сегодня является необходимость заставить всех политиков заняться прямыми обязанностями, а не имитацией, "залепухой"…
Нет смысла идеализировать президента, но на данный момент, осознанно или нет, он явился фактором, без которого нынешняя политическая система надолго бы деградировала, превратившись в непробиваемую для украинцев стену.
Юрий Старчевский, директор Южного центра политического консультирования, для УП