Борец за газ пан Ющенко

Четверг, 27 ноября 2008, 10:36

25 ноября уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что Виктор Ющенко будет сам решать проблему поставок газа, если правительство не решит этот вопрос до 26 ноября.

Более того, Соколовский уверен, что со своим авторитетом (!) Ющенко сможет прервать практику, когда в конце каждого года для Украины становятся актуальными проблемы газового сферы.

Вообще-то подобного рода заявления стоит комментировать юмористам, а не политологам. Тем не менее, отмечу несколько моментов, которые мне представляются важными.

Немного о "мазуриках"

Вся ситуация, сложившаяся в связи со встречей Дмитрия Медведева и Миллера 20 ноября, живо мне напомнила дискуссию, свидетелем которой я был.

Российский журналист попытался объяснить своему украинскому коллеге, что Путин, дескать, когда проехался по угнавшему самолет "мазурику", имел в виду вовсе не Ющенко (если честно, его аргументацию я забыл, хотя на тот момент она мне показалась убедительной).

В ответ на это наш журналист (ветеран Майдана, профессиональный борец за свободу слова) привел совершенно железный аргумент – "мы сами знаем, кто у нас мазурик".

В контексте нынешней ситуации надо отметить, что телевизионное выступление Медведева было ориентировано вовсе не на украинского, а на российского зрителя.

После того как Ющенко публично назвал российского президента "неадекватным", российская общественность ждала адекватной реакции президента – не слабак ли? Медведев показал, что он не слабак, и может поставить Ющенко на место.

Другое дело, что с украинской стороны эта ситуация видится немного по-другому. С одной стороны, продемонстрирован "звериный оскал российского империализма", с другой – "беспомощность" правительства Тимошенко.

И между ними – Ющенко. Весь в белом. И сигнал политической и бизнес-элите – "смотрите, Кремль недоговороспособен! Тимошенко за дешевый газ Родину продала, Москва взяла, а газ – не дала. Служить надо не Путину, а Ющенко, или, хотя бы, Обаме".

Почему советники Медведева не учли этого аспекта, я не знаю, да это и не суть важно – умом Россию все равно не понять.

Немного об авторитете

Соколовскому, пожалуй, не стоило бы говорить об авторитете Ющенко, просто потому, что это слово в отношении действующего президента, к сожалению, нельзя применять без кавычек.

Внутри страны рейтинг президента составляет 5-7%, что заставляет аналитиков задаваться вопросом – может ли такой президент руководить страной в период кризиса? Политическая элита также считается с президентом постольку-поскольку.

Кажется, он является авторитетом только для Кислинского, Соколовского, да Ахметова с Колесниковым. Даже Вячеслав Кириленко позволяет себе игнорировать мнение президента (как это было в ситуации с отставкой Яценюка).

Авторитет Ющенко в России вообще существует в рамках дипломатической корректности, причем, насколько у россиян ее (корректности) хватит – большой вопрос.

Во-первых, Ющенко намекали, что его родственные отношения не должны иметь отношения к большой политике. И чрезмерная поддержка Саакашвили до и в ходе осетинского конфликта может дорого ему стоить.

Можно сколько угодно рассказывать, что поставки оружия в Грузию были законны – это не отменяет моральной ответственности за вооружение страны, которая готовится осуществлять этнические чистки. То, что в таких чистках, по мнению международных наблюдателей, виноваты также и осетины, нашу вину никак не сокращает.

Во-вторых, независимо от того, как мы оцениваем заявления Медведева на голодоморную тематику (их вряд ли можно назвать в полной мере дипломатичными), совершенно очевидно, что Ющенко не должен был публично оскорблять российского президента.

И если кто-то считает, что для "вождя революционного Майдана" выполнять элементарные приличия в отношении представителя "кровавого путинского режима" не обязательно, то пусть уж он, из солидарности с порабощенным российским народом, откажется и от потребления газа, которым "режим" нас снабжает по далеко нерыночным ценам.

О чем будет договариваться Ющенко с Россией?

Помимо того, что очень трудно представить себе форму переговоров Ющенко с Медведевым и Путиным, хотелось бы понять, каково будет содержание переговоров?

Начнем с того, что ситуацию, при которой "в конце каждого года для Украины становятся актуальными проблемы газового сферы", создал лично Виктор Андреевич Ющенко.

Это ведь он, под предлогом политического давления со стороны Москвы, в 2006 году отказался от чрезвычайно выгодной для Украины модели газовых отношений и поставил целью переход на европейские цены - при том, что ни европейских доходов населения, ни европейской производительности труда у нас не наблюдается.

Кстати, публичное политическое давление на Украину в связи с низкой ценой на газ оказывал, как раз, именно Виктор Ющенко. А если учитывать, что России от Украины нужны, прежде всего, беспрепятственный транзит и не враждебная внешняя политика, то…

Впрочем, если Ющенко намеревается размещать в Украине натовские базы (кстати, в Болгарии, например, баз НАТО нет – там есть военные объекты болгарской армии на которые почему-то не распространяется болгарская юрисдикция…) и военной силой поддерживать своего друга Мишо (а выполнить указ о регулировании движения кораблей ЧФ можно было только так), тогда, конечно, наличие газа по ценам ниже европейских для Украины недопустимо.

Особенно если это приведет к современному холодомору (в дополнение к историческому Голодомору) и, таким образом, подтвердит убеждение президента, что все украинские беды от России.

Косвенно свидетельствует о том, что Ющенко намерен договариваться с Москвой о возможно более высокой цене на газ и то, что Соколовский упорно говорит о цене на газ для Украины в сравнении с ценой для Польши (не упоминая о формуле, которую долго и безуспешно требовал от России Ющенко).

А также то, что Ющенко уже пытался говорить с Путиным на темы газа – как только собеседник нашего президента предложил немедленно пригласить профильного вице-премьера и вести переговоры более предметно, Ющенко тут же перевел разговор на другую тему…

Для того, чтобы достичь именно максимально высокой цены на газ, действительно имело смысл ругаться с Медведевым. Думаю, эффект будет еще большим, если Ющенко захватит с собой Ивченко (с переводчиком) и Саакашвили.

О чем договорилась Тимошенко

Не хотелось бы обижать очень толкового экономиста Александра Шлапака, но говорить о том, что "непрозрачность правительственных переговоров по цене за газ дает основания России для политического шантажа", может только человек, мало соотносящий свои слова с окружающей реальностью.

Независимо от заявлений Медведева известно (причем известно из открытых источников, в т.ч. – из "Украинской правды"), что переговоры, практически, завершились, причем стороны пришли к согласию относительно формулы расчета цены на газ.

Правительство "тормозит" только заключительный этап переговоров, причем делает это совершенно сознательно – поскольку ключевым элементом формулы является цена нефти, а сейчас цена на нефть падает, то выгоднее заключить соглашение с конкретной ценой как можно позже.

Собственно, именно на этом основании и строятся предположения премьера о том, что в 2009 году может сохраниться нынешняя цена на газ.

Так что представителям СП лучше было бы сосредоточиться на теме Кислинского. Все же цена газа – показатель вполне конкретный, а проверить, имеют ли хоть какое-то отношение к реальности абстрактные рассуждения об "измене родине", практически невозможно.

* * *

Собственно говоря, дискуссия вокруг газовой темы наглядно показывает, что экономики в Украине нет. Так что Тимошенко была права, когда говорила, что кризиса нет.

Зато в Украине есть очень много политики, и любое телодвижение любого должностного лица расценивается в контексте предстоящих президентских выборов.

И если Тимошенко добилась заключения соглашения о сравнительно низких ценах на газ, то ее оппоненты должны сделать все, чтобы цена оказалась как можно выше, а если это не получиться, то доказать, что никакого достижения в этом нет.

Так что Тимошенко была не права, когда в 2007 году боролась за досрочные выборы, а сейчас – против. Надо было быть последовательной и требовать досрочных выборов президента… Возможно после них количество политических тем в стране несколько сократится.

 

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде