Он снова сделал это

Александр Морозов, для УП — Четверг, 9 октября 2008, 15:30
Свершилось! В шестой раз за четыре года мы направимся к урнам для голосования. Очередной этап военных действий всех против всех вступил в активную фазу.

Хорошо помню начало 2005-го года, когда в отпускной новогодний период активно обсуждались кандидатуры премьер-министра и состав правительства. Виктор Андреевич стоял перед непростым выбором – либо предлагать кандидатуру, которая бы реализовывала его видение развития страны, либо выдвинуть Юлию Тимошенко.

Второго ему тогда очень не хотелось, и я был в числе тех, кто предлагал президенту воспользоваться своей уникальной, на то время, поддержкой народа.

(На тот момент, правда, не было известно о тайно подписанном протоколе – в итоге, я стал единственным депутатом из фракции НУ, который не поддержал Юлию Тимошенко при голосовании на пост премьера).

Тогда, в дискуссиях о кандидатуре на премьера, главным аргументом Ющенко было – "Потрібно, щоб країна пережила цю даму...". Аргумент этот казался неубедительным, мы все тогда были вдохновлены предстоящими кардинальными реформами, но никак не интриганством.

В итоге состоялось то, что состоялось. Президент уже второй раз "помогает стране пережить премьера", и это, похоже, стало его главной целью.

Мне часто говорят об ответственности за участие в команде, которая помогла Виктору Андреевичу стать президентом. Не отказываюсь от нее, но все же не покидает ощущение, что я находился в команде совершенно другого человека.

Что изменилось в Викторе Ющенко, главе моей партии, и что меня сегодня не устраивает в президенте:

1. Президент перестал признавать свои ошибки - ни публично, ни внутренне. Единственное проявление самокритичности теперь проявляется только в том, что время от времени он обвиняет себя в излишней "мягкости", "доброте" и "компромиссности" в отношении оппонентов или впавших в немилость фаворитов.

2. В речах Ющенко начали присутствовать многократные упоминания высших ценностей - патриотизм, честность, мораль. Приверженность этим ценностям активно включена в его политический образ и только лишь это дает ему право на критику оппонентов, которых он обвиняет в их отсутствии.

3. Трагедия Голодомора превратилась для президента в некий фетиш, страсть, приносящую удовольствие.

Как правило, у наиболее успешных и благополучных народов национальная мифология строится на позитиве, героизме, романтике, спасении и утверждении жизни. Попытки Ющенко построить украинский национальный миф на трагедии, многомиллионной смерти, массовых возведениях памятников различным жертвам, показывают его установку сделать тяжелое прошлое стержнем украинской истории и национальной идеи.

4. Президент обладает достаточными интеллектуальными способностями, чтобы сформулировать целостную картину результата, к которому он стремится.

На сегодняшний день он – один из немногих политиков в стране, который имеет целостную идеологическую конструкцию своего видения идеального будущего Украины.

Однако при этом Ющенко оказался неспособным формулировать стратегию достижения этого результата.

5. Риторика и декларируемые проукраинские и прозападные ценности президента не соответствуют его внутреннему мировоззрению и русской ментальности. В основе мировоззрения Ющенко – постулат о богопредначертанности власти, а отсюда и необходимость априори уважать и подчиняться ей.

Общество чувствует это несоответствие и интуитивно отвергает чуждую украинскому менталитету модель общественных отношений, даже если она преподносится в подчеркнуто патриотической, национальной упаковке.

6. Сегодня для президента понятны лишь задачи - вроде "навести порядок в "своем" хозяйстве", "поставить всех на свое место", "вернуть потерянное", "обезопасить себя" – только здесь может планировать свои действия.

Однако все, что касается перспективы и работы с целями на будущее – по видимому, он "поручил" это окружению. Такая позиция безопаснее для него – всегда можно сказать, что он не виноват, что он хотел другого.

При этом очевидно, что президент подчинился внешней воле, перестал ощущать себя самостоятельным. Принял пассивную позицию по отношению к будущему и к личным целям. Его это тяготит, но он не видит возможности изменить ситуацию.

Жаль, что все наши устремления 2002 – 2005 годов привели к той ситуации в стране, что мы имеем сегодня – отсутствие реформ (прежде всего – социальной и правоохранительной), еще более высокий уровень коррупции, деградация всей вертикали власти; бесконечная война всех против всех.

Когда-то одна команда. Слева направо: Петр Ющенко, Евгений Червоненко, Виктор Ющенко, Павел Игнатенко, Владимир Шандра, Давид Жвания. Нижний ряд: Юрий Павленко, Николай Катеринчук и Александр Морозов.

В итоге, к концу своего президентства у Виктора Андреевича отсутствует команда, способная противостоять вызовам, которые ставит перед нами настоящее и будущее.

А вызовы, причем не только перед страной, но и перед цивилизацией вообще, могут быть посильнее, чем мировой финансовый кризис и Евро-2012. В том же 2012-м году многие ученые предсказывают вероятность возникновения как минимум двух угроз планетарного масштаба - беспрецедентно высокая солнечная активность и прохождение в опасной близости от нашей планеты крупного астероида.

В независимости от степени серьезности нашего отношения к подобным предсказаниям, власть должна быть готова в любой момент отреагировать на любую, самую невероятную угрозу ее гражданам.

А что говорить о нашей власти, у которой пока эти угрозы получается только генерировать… Хотя, в этом тоже есть своя логика – никакие риски и угрозы украинскому политикуму нипочем, ему есть чем занять свой ум – ведь у него есть постоянные ВЫБОРЫ.

P.S. Хочется все же верить в лучшее и надеяться на то, что лидеры политических блоков и партий не будут в очередной раз танцевать на граблях и смягчат предвыборную риторику.

Агрессивные кампании уничтожают будущее страны, раскалывают украинский народ и лишают возможности садиться за стол переговоров после того, как выборы проведены. Украинским политикам пора научиться говорить о планах, а не о врагах.

Автор Олександр Морозов