Отсчет пошел: 30, 29, 28, 27… 0
16 сентября глава парламента Яценюк констатировал окончательную смерть коалиции, которая на протяжении 10 месяцев гордо именовалась демократической. Коалиция умерла... Пусть живет коалиция!...?
Сигналы из лагерей потенциальных коалициантов парламентско-правительственного альянса БЮТ и ПР подталкивают именно к такой пунктуации.
После стартовой эйфории у участников большинства имени "2 сентября", страсть к взаимному сближению начала постепенно остывать.
Сначала коммунисты объявили, что не находят себе места на празднике жизни объединения с националистическими интересами – так, почему-то, решил подчеркнуть их лидер.
Немного позже регионалы и бютовцы все больше сомневались в необходимости официального оформления отношений между собой. Уже и очередные внеочередные выборы не кажутся настолько непредсказуемыми, как плавания на общем коалиционном Титанике с новыми заклятыми друзьями.
Но пока будущие участники продолжают убеждать себя в том, что выборы им нужны, парламент поставлен на паузу безкоалиционности. Официальной. На функциональном уровне в парламенте существует большинство, которое владеет ресурсом для принятия решений, способных поломать существующие политические конструкции и традиции.
Период после 2 сентября показал, что неформализованное сотрудничество БЮТ с ПР, даже в высочайших публичных проявлениях комплиментарности относительно друг друга, не означает автоматических ощутимых электоральных потерь.
В этом случае значительно больше возможностей объяснить собственным болельщикам, что общие голосования – не более чем вынужденный шаг и что "ничего такого" не произошло, чем если бы союз был зафиксирован в соответствующем соглашении со всеми вытекающими последствиями.
Для игры в третьего лишнего, каковой охвачена отечественная элита и к которой с пониманием относится электоральные фан-секторы, логика "дружбы двух против третьего" уже воспринимается вполне естественно.
В случае дуумвирата Тимошенко-Янукович эта "дружба двух против третьего" стремительно трансформируется в "дружбу против третьих". Мечты о преобразовании избирательного барьера в заградительный для всех остальных как раз и есть одним из ярчайших проявлений этой тенденции.
Вообще, даже в расхоложенном виде – без создания официального большинства, – БЮТ и ПР будут действовать следуя логике исключения других. Даже если в настоящее время в информационном пространстве будут циркулировать активно подпитываемые слухи о различных трех- или четырехсоставных парламентских объединениях.
И БЮТ, и ПР удобнее не спешить пятнать репутацию какими-то условностями, будь то коалиционное соглашение, общая ответственность и т. п.
Соответственно, есть основания полагать, что к середине октября в Украине не будет новой коалиции, а будут переговоры о ее создании. При этом круг их участников может быть самым всеохватывающим.
Тем временем ВР будет работать, а в ней будет продолжать свое сотрудничество неформальный, но хорошо пригодный для производства резонансных решений, мезальянс ПР и БЮТ.
С 16 сентября на ключевым вопросом "политического момента" становится не вопрос о том отважатся ли БЮТ с ПР на официальную коалицию, даже не вопрос о том, будут ли новые выборы, кто их фаворит, что они дадут...
В настоящее время стремительно приобретает вес вопрос о том, что могут сделать нынешние союзники в 30-дневный период к моменту, когда президент получит право распустить нынешний состав ВР.
А могут сделать немало. И главным объектом их внимания станут как раз общие правила игры – Конституция. Соблазн воспользоваться благоприятным моментом и переписать под свои нужды Основной закон страны больше, чем какие-либо предостережения.
Какие параметры новой Конституции может предложить "корпорация парламентских монстров" можно только догадываться: переговорный процесс скрыт от общественного взора.
Об определенных его сюжетах можно узнать со спойлеров, которые проникают или вбрасываются в медиа. Учитывая всю специфику такой информации, так или иначе можно проследить основную тенденцию: конституционные инициативы будут сосредоточиваться вокруг дальнейшего ограничения полномочий главы государства.
Возрастать должны властные возможности главы правительства. Это, если не обременять деталями декоративного характера, магистральный замысел.
По одной из бытующих версий, конвертация президента в "английскую королеву", а премьера в "канцлера" просчитывается не только с учетом нынешних держателей этих должностей, но и с учетом ситуации после 2010 года.
Нынешняя подгонка Конституции под политические потребности, по сути, двух лиц способна напомнить сегодняшних фаворитов борьбы за власть о бумеранге.
Расшатывания основ системы государственной власти, центральными элементами которой будут оставаться глава правительства и президент, в недалекой перспективе могут привести к полному ее разрушению.
А под ее завалами получат окончательный приют политические карьеры и Тимошенко, и Януковича, и многих их соратников. Потенциал внутренней конфликтности между двумя главными персонажами и их клиентелами выше, чем в настоящий момент.
Хотя бы потому, что электоральная база остается у них между собою отличной и, по необходимости, может быть активно использована сторонами для мобилизации.
Хотя бы потому, что группа "английской королевы" не сможет тихо наблюдать как то, что называется "финансовыми потоками" сконцентрируется в группе "канцлера".
Хотя бы потому, что конституционный процесс превращается в сериал "Бесконечная история" и каждый, кто будет считать свои полномочия урезанными, будет прибегать к попыткам их регенерации.
Может, в самом деле тех, кто моделирует утопию дуумвирата Тимошенко-Янукович вдохновляет модель двоединого правления, запущенная в мае в России? Но стоит ли доказывать очевидное: Украина и здесь вовсе не Россия.
Русская двуголовость власти, возникшая вегетативно, и кроме того, масштабы тамошней дуалистичности обычно преувеличиваются. Дуумвират Тимошенко и Януковича от самого начала прорастания – гибрид, соединение двух, может, и похожих, но уже существующих организмов. И в условиях местного политического климата обреченным на эксцессы жизнедеятельности.
Кроме запуска собственно конституционных инициатив неформальная коалиция способна подкрепить их рядом решений для развития идеи бютовско-регионального совладения украинским государством.
30 дней неформальной коалиции этих сил могут вызвать более мощные тектонические сдвиги в украинской политике, чем даже быстрое создание ими официального парламентско-правительственного большинства.
Олесь Лисничук, для УП