Четвертый президент: выбираем не мы

Владимир Ткач, для УП — Понедельник, 4 августа 2008, 11:11

Отвечая на вопрос, кто будет 4-м президентом Украины, важно понять: чьим кандидатом он будет. Ответ на этот вопрос далеко не однозначен.

Можно вместе с социологами и журналистами спорить о том, как будущий выбор может расколоть электорат. Будет ли это только восток и запад. Или же центр и юг внесут свои весомые коррективы.

Политологи добавят свои оценки, с учетом растущего социального популизма.

Заезжие и заезженные политтехнологи предложат обновленные карусели и еще более красочную, отлакированную избирательную рулетку.

Уже сейчас начинают спорить о том, кто кого оставит за бортом в первом туре и сколько будет, на этот раз, попыток во втором.

Будет ли предстоящая борьба двухпартийной, или, для видимости, стране понадобится Литвин, Гриценко, Яценюк...

Желающие могут этот список продолжить.

За те суммы, которые сейчас поставлены на кон, возможно все и вся. Кроме, пожалуй, одного кандидата. Он может победить только в том случае, если те, чьим кандидатом он был, опять сделают на него ставку.

Но американцы очень прагматичны, и это вселяет в нас надежду, что прежних ошибок они не повторят.

За последние годы мир изменился. Но к сожалению, украинская политика, после авансов, розданных на Майдане, становится все более локальной.

Соответственно и политики должны быть более провинциальными. Такова конъюнктура современного трансрационального, переделенного мира.

Пора, наконец, всем честно признаться: главный тур – всегда предварительный. Этот решающий тур проходит  в Брюсселе, Москве и Вашингтоне.

Здесь избирательные бюллетени особой формы, у них свои степени защиты собственных национальных интересов.

Зато отпечаток этих закулисных решений мы позже держим в руках за шторками избирательных кабин и считаем судьбоносными.

После того, как выбор сделан, задача политтехнологов сводится к тому, чтобы нам объяснить, почему этот выбор был осознанным и почему он должен быть Наш.

В 2004 рука Москвы лежала вовсе не на пульсе Януковича, а на кранах газопроводов, которые "наивно" пульсировали в такт убаюкивающим речам о языке "про НАТО".

Янукович не был ставленником России, как это пытались изображать его противники. Он был и есть ключевой частью сложной системы бизнес-интересов финансово-промышленных групп Донбасса.

Пока он находил в себе силы бороться – он рос и как личность, и как политик, в какую бы профессорскую степень его не возводили обладатели позаимствованных, по случаю, дипломов.

Но как только его втянули в чужие политические игры, он может растерять то, что является исключительно его личной заслугой.

Его главная проблема не в его прошлом, которое он сумел преодолеть. Она в будущем. И совсем не там, где ее ищут его советники.

Проблема Партии Регионов – за пределами этой партии. Она заключается в том, что мир увидел в Ахметове умного и очень серьезного конкурента.

Это увидели и оценили и в Америке, и в Европе, и в России.

А сильных конкурентов никто не любит, особенно когда экономические рычаги могут быть дополнены политической властью.

Ющенко бросился в богатырские региональные объятия не по своей воле и отнюдь не по собственному желанию. Ведь он прекрасно понимает, что он никогда не объяснит это своему электорату.

С его помощью реализуется сценарий, имеющий под собой совсем другие цели.

Разговоры о том, что таким образом раскалывается и ослабляется Партия регионов – это только часть правды. Причем не самая главная.

Целью является ослабление Ахметова не как политика и депутата, а как конкурента, который постепенно превращается в глобального игрока.

Такую грань когда-то перешел Ходорковский.

Легализация своих активов в обществе недооцененной экономики, открывает не только фантастические горизонты для роста капитализации. Она делает их предельно уязвимыми. Когда с ними обходятся не рыночными, а политическими методами.

На днях одной фразы, брошенной на "политическую биржу" Путиным было достаточно, чтобы на фондовой бирже объект его критики похудел сразу почти на 6 миллиардов долларов.

Кстати, это больше, чем было уплачено за Криворожсталь.

Именно по этой причине и Запад и Восток может предпочесть другого кандидата. Не потому что у нее харизма. Не потому что Европа устала от невразумительного стука в дверь Евросоюза, а США надоело тащить троечников в НАТО.

И Запад и Россия, как это не покажется парадоксальным, сейчас заинтересован в сильном и самостоятельном политике, который не допустит появления еще одного государства-корпорации на постсоветском пространстве.

Миру интересна Тимошенко как личность, сделавшая свой выбор между политикой и олигархией.

Она скорее сделает чужих олигархов миллионерами, чем увеличит их ряды за счет своих партийных спонсоров.

Ориентиры на средний класс и социальный популизм могут стать судьбой Украины именно потому, что они не представляют никакой конкурентной опасности на глобальных рынках.

Если Одесский припортовый попадет в российские руки, это вовсе не означает, что Тимошенко стала агентом Кремля.

Наверное, ее поддержка Миттала в споре с Семенюк дала возможность Балоге записать ее в буддисты...

Точно также как оффшорная эпопея с "Венко" не раскрывает нам глубину антиамериканских настроений премьера. Просто там нет американских следов...

Как будущему сильному кандидату в президенты ей намного выгоднее опереться на политически нейтральный космополитичный капитал.

Постоянно разводить "универсалы" с вечно враждующими местными приватизаторами Ренты очень дорого и для Лидера, и для страны. Потому что приходится по несколько раз менять политическую ориентацию за один избирательный сезон.

Если проанализировать какие страны и почему ушли в технологические и цивилизационные прорывы, увидим, что ключевым в этом процессе есть некий стартовый момент, когда стратегические интересы конкретной страны совпадают с глобальными интересами цивилизации в данном регионе Земли.

Украина имела такую редкую возможность несколько месяцев в самом начале 2005 года. Тогда история подарила нам шанс подняться с колен и шагнуть в будущее.

Однако привычные дивиденды от власти оказались "вкуснее". А у народа, оставшегося там, внизу, легче шарить по карманам. И выглядеть при этом почти Богом.

Давайте не будем искать американских, европейских и российских агентов. Просто тогда наступил момент, когда цели, способные сделать Украину сильной, ситуативно совпали с интересами Америки, Европы и даже России.

Но цель была такой большой, что на всех кумовьев не хватило.

Поэтому в очередной раз придется выбирать. Может быть, как в старом анекдоте, когда Адаму показали Еву и предложили выбирать себе жену.

 

Владимир Ткач, кандидат философских наук, для УП