Украина – следующая?

Вторник, 12 августа 2008, 11:38

Россия начала в Грузии войну за установление нового мирового порядка. Грузия – это первый этап, но вместе с тем и "пробный шар". Демократическому миру брошен вызов, не менее опасный, чем политический ислам.

Если Запад проглотит пилюлю и простит России грузинскую войну, вторжение "миротворческих танков" в Украину станет лишь вопросом времени.

Бессмысленно спорить на тему "кто начал первым". Украину и так втянули в бесплодные дискуссии и заставили тратить усилия на обсуждение того, адекватным ли было решение Саакашвили атаковать Цхинвали в ответ на обстрелы грузинских сел осетинскими боевиками.

Достаточно! Это не имеет сейчас никакого смысла. Так как в этнических конфликтах не бывает правых и виноватых.

Но грузино-осетинский конфликт был этническим (точнее, этно-политическим) лишь до утра 8 августа, когда через Рокский туннель началось массовые вторжение регулярной российской армии на суверенную территорию Грузии.

С этого момента конфликт превратился в геополитическую войну, целью которой является уничтожение существующего миропорядка и исторический реванш России за "унижения" 1991-2004 годов.

Российские войска захватили грузинские города Зугдиди, Сенаки и (вероятно) Гори и направляются к Тбилиси. Кремль, разворачивая беспрецедентную агрессию, кормит мир циничными комментариями относительно "умиротворения агрессора". "Веймарская" Россия завершает свое перерождение во что-то другое, до боли знакомое Европе...

В долгосрочной перспективе не подкрепленная трезвым взглядом на мир стратегия реванша вероятно приведет к краху российской государственности в ее нынешнем виде, но пока это произойдет, ею могут быть разожжены многочисленные локальные пожары, которые уничтожат зародыши независимого демократического бытия соседних с Россией стран.

Новая реальность состоит в начатой Россией войне за новый мировой порядок, в ходе которой она стремится пересмотреть итоги исторической эволюции Европы 1991-2004 годов. Если Россия победит в этой войне, в Европе сложится новый порядок, в рамках которого Украине, как суверенному государству, места не будет.

Слабость Запада

Россия воспользовалась ситуацией: Запад как никогда слаб, разъединен и углублен в собственные проблемы. Стремление спокойно смотреть олимпиаду сильнее, чем стремление осуществлять хоть какую-то миссию.

Деморализованное состояние ведущих западных институтов является идеальным фоном, на котором разворачивается имперский реванш. В Москве властвует впечатление, что "свободный мир" сейчас не способен ни на какие эффективные солидарные действия в защиту и по продвижению собственных ценностей.

Тот Запад, который сейчас не может позволить себе даже пригласить две восточноевропейские страны к выполнению ПДЧ НАТО (подобное решение в прошлом предоставлялось желающим странам почти в техническом порядке), не вызывает никакого уважения Москвы, а поэтому, развязывает руки к любым действиям.

Сегодня введение в Черное море и направление к берегам Грузии (исключительно для снятия незаконной блокады и защиты портов) десяти-пятнадцати средних военных кораблей стран НАТО (например тех, что заняты в операции "Активные усилия" в Средиземном море) заставило бы Москву остановить агрессию, спасло бы сотни жизней.

Но для принятия такого решения нужна смелость, которой у лидеров западных государств нет.

Сильных и авторитетных лидеров, которые могли бы стать на защиту базовых ценностей и назвать вещи своими именами, таких как Рональд Рейган или Маргарет Тетчер, сейчас нет. Кто из нынешних властителей Вашингтона, Парижа, Лондона, Берлина способен спокойным, но уверенным тоном произнести простое словосочетание – "империя зла"?

Никто. Поэтому, по всей вероятности, Запад будет проводить политику "умиротворения агрессора", даже если "миротворческие" танки пойдут сегодня на Тбилиси или завтра – на Киев.

Украина уже на войне

Почему? Во-первых, потому что базирующиеся в Крыму корабли ЧФ принимают участие в военных действиях против Грузии, что автоматически превращает Украину в воюющую страну, а Севастополь – в потенциальную мишень.

Во-вторых, потому что тональность посланий официальной Москвы официальному Киеву практически не отличается от тональности разговора Москвы с Тбилиси.

В-третьих, потому что Москва, которая систематически вооружает незаконные сепаратистские формирования, официально обвиняет Киев в том, что он "вооружает до зубов" легитимное грузинское правительство, относительно которого нет никаких международных санкций.

Дискурс "войны с Украиной" давно стал популярным в российских околополитических интеллектуальных кругах. Совсем недавно очередной "шедевр" данного дискурса, опус "Операция "Механический апельсин" Игоря Джадана – аналитика из круга Глеба Павловского – живо (и вполне серьезно) обсуждался как в российском, так и в украинском сегментах сети Интернет.

Даже сценарии войны с Грузией не пользуются такой популярностью. Россиян целеустремленно готовят к войне с Украиной.

У Украины никогда не было "вероятного противника" в военном смысле, наверно, официального определения не будет и на этот раз. Но, по крайней мере неформально, следует признать, что 8 августа 2008 года потенциальный противник самоопределился, громко назвал себя и продемонстрировал инструментарий собственного действия. Было бы недальновидно игнорировать этот сигнал, вопреки всем сентиментам "братского народа".

Наращивание обороноспособности является правильным направлением и проблемы здесь вполне реальны. Страна, премьер-министр которой лично блокирует увеличение военного бюджета до минимально необходимого уровня, имеет шанс кормить чужую армию.

Имеющийся военный бюджет Украины лишь вдвое больше  военного бюджета Грузии (а страна – в 10 раз больше).

Бедная Грузия тратит в 5 раз больше средств на одного военного, чем куда более зажиточная Украина. Грузия на протяжении последних лет приобрела сотни единиц новой военной техники, Украина – почти ничего.

Существует и другой, "ментальный" аспект отечественной обороноспособности. "Три украинца – это партизанский отряд с предателем".

Для сравнения: самый заядлый грузинский оппозиционер, бывший министр обороны, личный враг президента, будучи вынужденным покинуть границы Грузии, получив политическое убежище в благополучной Франции, заявляет о полной поддержке своей страны перед лицом агрессии и просит разрешения вернуться в Грузию в качестве простого солдата.

Вы представляете себе украинских оппозиционеров в этой роли?

Многие из них будут с цветами встречать оккупантов. По крайней мере, следовало бы предметно заняться анализом потенциала дезертирства из украинской армии в случае вооруженного конфликта с Россией. Начать с офицеров высшего и среднего звена.

Но, опыт Грузии свидетельствует и о другом. Даже увеличив военный бюджет за 4 года почти в 30 раз (!), вышколив целую генерацию профессиональных и преданных воинов, закупив достаточно техники и сплотив нацию, все же невозможно продолжительное время противостоять на равных в десятки раз превосходящей военной машине большого государства-агрессора. Поэтому улучшение обороноспособности – крайне необходимо, но недостаточно.

Нужны международные гарантии. И не эфемерный бумажный мусор вроде Будапештского меморандума (1994), которым Украине заплатили за отказ от ядерного оружия, а реально действующая система, которая будет означать, что тот, кто напал на Украину – напал на сильнейшую мировую силу. Если коротко, то это лишь четыре буквы – NАТО.

"Хотят ли русские войны?"

Война – это неотъемлемое средство мобилизации национального духа северных соседей. Не случайно ли, что Советский Союз распался почти сразу после окончания последней оккупационной кампании СССР – афганской?

Поствоенная деморализация была значительным фактором для распада империи. Без войны в России быстро начинаются смуты, раздоры, нестабильность, приходит в упадок чувство национальной гордости. Периоды национального подъема связаны почти исключительно с войнами. Это хорошо усвоили представители элит. Путин начал с Чечни. Медведев – с Грузии.

Всеобщий одобрямс интервенции в Грузию со стороны российских элит, общественного мнения не вызывает сомнений и уже никого не удивляет. То, что речь идет о незаконном вторжении на чужую территорию – вообще не работает как аргумент.

Почти идиотическое "там наши граждане!" создает ощущение квази-правомерности, достаточное для российского обывателя. В лучшем случае вам скажут "американцы тоже так делают", не уточнив, почему у американцев надо учиться только худшему из того, что они умеют.

Будьте уверены, что в случае начала боевых действий против Украины, обычные россияне в основной массе с большим вдохновением поддержат свою армию и политическое руководство. Им скажут – война не против братского украинского народа, а против его "преступного руководства".

Россиянам, которые давно уже не избирают себе власть и не могут поверить, что в Украине это как-то иначе – этого объяснения будет достаточно.

Наблюдается определенная цикличность в жизненных проявлениях "миротворческой" империи: Финляндия-1939, Венгрия-1956, Чехословакия-1968, Афганистан-1979, Грузия-2008, Украина-? Жизнь становится более быстрой, поэтому, наверное, не позднее 2017.

Начнут с Крыма

"Мост дружбы" в Керченском проливе, строительство которого так лоббируют сегодня россияне, при близорукой поддержке отечественного Минтранса, если будет построен, станет украинским Рокским туннелем.

Конечно же, не будет ни одного объявления войны – лишь "миротворческая операция" с целью предотвращения гуманитарной катастрофы. Например, требование вывода Черноморского флота в 2017 году – разве не гуманитарная катастрофа? Ведь десятки тысяч "миротворцев" и обслуживающего персонала в Севастополе потеряют работу и не будут иметь средств к существованию!

Может быть воплощен сценарий постепенно раскручиваемой истерики с перерастанием в контролируемую безалаберщину. Те же самые деятели, которые уничтожали в этом году украинские символы на Графской пристани, будут устраивать апокалипсические действа, заклинать к "пожизненному базированию" флота как неотъемлемой части Севастополя и т.п..

Наконец, Россия примет решение не выводить Черноморский Флот "по требованию соотечественников и жителей Крыма". Это приведет к вооруженным столкновеньям. Далее – та или другая версия "грузинского варианта".

Следует отметить, как оживился в последние дни Леонид Грач, который мечтает о роли "крымского Багапша-Кокойты". Он уже не стыдится срывать с государственных учреждений государственные флаги и заявлять о том, что "Крым созрел к отделению от Украины".

Именно он первым озвучил мысль о том, что Южно-Осетинский сценарий может повториться в Украине. Наверное знает, о чем говорит.

***

Как Украина может избежать роли следующего объекта русской войны за новый мировой порядок?

Существуют два способа.

Первый: вступление в НАТО в кратчайшие возможные сроки, что практически сделает невозможным внешнее вооруженное нападение. Несмотря на ослабление Запада и потерю им пассионарности в обороне собственных ценностей, все же система коллективной безопасности, основанная на 5 статьи Вашингтонского Договора все еще служит достаточной гарантией против соблазна вооруженного вмешательства извне. Что доказывает опыт Балтийских стран, которые, в отличие от Грузии и Украины, сумели своевременно интегрироваться в эту систему.

Для реализации этого сценария Украине, как минимум, необходимо преодолеть импотенцию собственной центральной власти и убедить глухо-оппозиционную Германию.

Второй: политическая капитуляция перед Россией и отказ от самостоятельной субъектности во внутренней и внешней политике. То есть преобразование Украины в "Россию-2", или "Малороссию" как часть "русского мира" со всеми политическими, общественными и культурными атрибутами.

В данном случае воевать с Россией не будет за что. При этом номинальная независимость государства может быть сохранена, но Украина, как субъект истории и политики, окончательно перестанет существовать.

Если Украину не устраивает ни первый, ни второй вариант, то надо готовиться к войне.

Александр Сушко, научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде