Ассоциация последней надежды
Непонятно, почему для этого было избрано главного агента русского влияния на континенте – Германию, но что произошло, то произошло. Именно в Киеве, и именно из уст немецкого канцлера Украина услышала слова, которые еще три года тому назад никто и предвидеть не мог.
Вслед за дипломатическим еврокомиссаром Бенито Ферреро-Вальднер, канцлер Германии Ангела Меркель четко и ясно дала понять, что верхушка ЕС не видит Украину в этом сообществе.
Остается только надеяться, что не вся Европа так сильно зависит от руки "Газпрома" и молодежных воспоминаний Путина.
Визовая ошибка
Вспомните для начала несколько последних символических этапов в борьбе Украины за "свободную Европу".
МИД Украины в 2005 году с пропагандистской целью в одностороннем порядке отменило визы для всех граждан ЕС.
Со стороны Украины это был акт доброй воли и своеобразная признательность за поддержку во время "помаранчевой революции". Конечно, украинцы рассчитывали на адекватную реакцию со стороны ЕС.
Еще в октябре 2006 года директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый, оптимистически комментировал парафирование соглашения об упрощении процедуры оформления виз для граждан Украины: "Это - первый шаг для того, чтобы в будущем достичь отмены виз для украинцев со стороны ЕС. Это также ответ на отмену украинской стороной виз относительно граждан Евросоюза, а с другой - понимание, что нельзя создавать дополнительных барьеров для обмена людей, их контактов. Это только начало пути".
Начало оказалось сложным.
В конце 2007 года Украина стала жертвой грубого наезда со стороны евро-структур, которые потребовали распространения безвизового режима на своих новых членов - румын и болгар. Так жест доброй воли превратился на рабскую позу.
Конечно, кроме этого были и отдельные "успехи", как, например, недавно принятая голодоморная резолюция ПА ОБСЕ. Но, какая нам от нее польза?
Ассоциированный евро-член
Вместо четких перспектив на евро-членство, Меркель пообещала соглашение об ассоциированном членстве. Надо же было как-то отбиться от нас, а то могли бы из Киева не выпустить!
Конечно, "ассоциированный член" звучит могущественно и обнадеживающе. Если он ассоциирован, то со временем может полноправно войти в европейское лоно. Но это, если думать так, как мы привыкли.
На практике технология ассоциированного членства с ЕС вовсе не дает права на дальнейшее оформление отношений. Да у их тех ассоциированных членов может быть столько, что всей Европы не хватит, чтобы удовлетворить все потребности развитых стран.
Около 60 стран имеют с ЕС разные ассоциированные соглашения, что вовсе не свидетельствует об их способности стать членами этого образования. В списке таких стран даже Мавритания и Западная Сахара, так что Украине есть с кого брать пример.
Речь идет о самой обыкновенной политике добрососедства между ЕС и как они это называют "associated state". Так, извините, у нас с Россией подписано Большое соглашение о дружбе, но настоящей дружбы как не было, так и не будет.
Что интересует обычных украинцев в плане отношений с ЕС? Вовсе не статус деклараций о братстве. Главное, что волнует в последнее время – это отсутствие нормальных возможностей попасть в страны Европы. Не важно в данном случае, о чем идет речь: работе, обучении или туризме.
Скандальная ситуация с десятью украинскими гастарбайтерами, которые так и не смогли спокойно преодолеть германскую границу, показала кем нас там считают. Это и так давно было известно, но все-таки человек всегда надеется на лучшее.
Уже полгода длятся споры с поляками и словаками относительно размера полос, которые войдут в зону малого пограничного движения. Наши соседи якобы уже были готовы пойти навстречу и увеличить эту зону до 50 км, но внимательные евро-бюрократы быстро накостыляли молодым членам евро-сообщества.
Поэтому пришлось новым евро-членам давить на Украину, чтобы ненька поняла, как это все может быть на самом деле. 30 км и никаких лишних километров.
Как говорят россияне: "Дружба – дружбой, а служба – службой". Бедные "пограничники" тем временем никак не могут вернуться к своей обычной жизни, когда граница была не на замке.
А если обычный украинец осмелился ехать не до пограничной полосы, а куда-нибудь дальше, то просто прячься. Надо срочно бежать в банк и открывать там счет на несколько тысяч чего-нибудь, вымаливать во всех местах "левой" работы справки про "серую" зарплату, и все равно дрожать, понимая, что и этого может не хватить. А там - либо ты на фото похож на известного террориста с лагерей в Пакистане; либо у тебя на счету лежит на 5 евро меньше, чем нужно, чтобы тебя считали зажиточным человеком; либо ты неженат и это очень опасно для демографии ЕС...
Абсурд этой ситуации в том, что все годы "холодной войны" право человека на свободное передвижение было одним из главных тезисов американцев и европейцев в их борьбе против СССР.
Выехать, как известно, из Советского Союза даже с туристической целью было крайне сложно. Мир заканчивался на югославской границе. Дальше был "железный занавес".
И что теперь? Стало лучше, свободнее, легче? Когда цель "холодной войны" была достигнута, оказалось, что на востоке Европы строят новую "берлинскую стену".
Виртуальная стена начинается уже в Чопе. Какая там Югославия, если даже в бедную Словакию так просто не попадешь.
Конечно, если в сентябре Украина получит статус ассоциированного членства с ЕС, внутри страны это будет представлено как фантастическая победа отечественной дипломатии.
Как прорыв, по сравнению с которым вступление в СОТ было всего лишь маленьким пустячком. И избиратели - что очень важно накануне 2010 года - так и будут думать, что мы уже почти в Европе, хотя на самом деле речь будет идти о совсем другом месте.
Юрий Корогодский