Победа технологии над политикой
Что же произошло 11 июля? Казалось бы – ничего особенного. Просто еще раз было продемонстрировано, что работоспособной коалиции в Раде нет. Не просматривается и новый формат коалиции.
Первое обстоятельство работает против Тимошенко - нет полноценной коалиции, значит и правительство, в некотором роде, не совсем полноценное. Второе – против инициаторов "широкой коалиции". В общем – привычная ситуация, разве что без блокирования.
Однако, как это частенько бывает в процессах, в которых участвует Тимошенко, политика была побеждена PRом.
Помилка 404 Вибачте! Такої сторінки не знайдено Такої сторінки не існує на сервері. Можливо, ця сторінка видалена, перейменована або тимчасово недоступна. Поверніться на головну сторінку або скористайтеся пошуком. Помилка 404 Вибачте! Такої сторінки не знайдено Такої сторінки не існує на сервері. Можливо, ця сторінка видалена, перейменована або тимчасово недоступна. Поверніться на головну сторінку або скористайтеся пошуком. |
Во-первых, неспособность собрать большинство для формирования другой коалиции вдруг оказалась существенным поражением Партии регионов.
Руководители ПР, в том числе – лично Янукович, перед заседанием уверенно говорили, что у них есть не менее 226 голосов в поддержку отставки правительства. Это было вполне вероятно, учитывая, что даже во фракции БЮТ есть сторонники точки зрения, что Тимошенко сейчас выгодно уйти в отставку – до начала переговоров о 400-долларовом газе и неизбежного осеннего скачка цен.
Однако, маловероятно, что в ПР действительно серьезно задумывались об отставке. Хотя бы потому, что вместо отставленного правительства надо формировать новое, а для него голосов все равно не хватает – большинство, возможно, сформировать и удалось бы, а вот коалицию, состоящую из фракций…
То есть, после этого Тимошенко остается и.о. премьера, а вместо отпусков перед депутатами возникала перспектива избирательной кампании.
Кроме того, не совсем ясно, что, после этого надо было делать с бюджетом – не принимать нельзя, раз уж есть большинство, принимать – тоже нельзя, ибо неясно, кто же будет, а главное – захочет отвечать за его выполнение.
Вероятно, Янукович рассчитывал, что БЮТ будет и дальше блокировать трибуну, показывая, что не стремится к конструктивной работе и боится потерять власть. Однако, этого не произошло.
Тимошенко сделала "ход конем" и свела к нулю всю шумную кампанию регионалов – в ситуации возможности реальной отставки правительства практически все союзники ПР сочли за благо не голосовать.
Во-вторых, неспособность коалиции набрать достаточно голосов для поддержки подготовленного КМ проекта бюджета, оказалась поражением президента, СП и "Единого центра".
Решающую роль тут сыграл, конечно, президент, который решил исправить ошибки Тимошенко и подал в ВР свой проект бюджета. Премьеру также подыграл Арсений Яценюк, который обеспечил рассмотрение этого проекта.
Конечно, проект Кабмина далеко не идеален и к нему может быть масса претензий. Мне, например, непонятно, зачем в нем уменьшается финансирование Академии медицинских наук и увеличивается – Института национальной памяти… Особенно учитывая, что, в соответствии с польским опытом, ИНП будет неминуемо использован против Тимошенко и ее сторонников.
Однако, президентская инициатива поставила правительственный проект бюджета в совершенно особенное положение.
Дело в том, что и Конституция, и Бюджетный кодекс предполагают только одну форму прямого участия президента в бюджетном процессе – возможность наложения вето на уже принятый закон. Разработка и представление в ВР проекта бюджета относится к исключительной компетенции Кабмина.
В общем, кабминовский проект является единственным легитимным и голосование за него коалиции – совершенно явный способ проверить депутатов на правовую состоятельность и приверженность идеям коалиционного соглашения.
Для оппозиции это не так существенно – она-то должна голосовать против.
Результат голосования за правительственный проект оказался предсказуемым – он собрал 216 голосов, причем из фракции НУНС не голосовали Билозир, Оробец, Кульчицкий, Криль, Петёвка, Каськив, Бут, Тополов, Полянчич, Плющ, Ющенко. В основном, как видно, "гвардия" ЕЦ.
Впрочем, к моменту голосования за президентский проект до руководителей ЕЦ что-то начало доходить – за проект проголосовало 58 представителей НУНС, среди не голосовавших – не только члены "Народной самообороны" (Жвания, Куликов, Москаль, Доний), но и "ецисты" (Бут, Криль, Петевка). Однако, дело уже было сделано…
Дополнением ко всему произошедшему стало то, что блок Литвина не голосовал ни за один из проектов, но не объявил себя и оппозицией. В общем – стране нужен Литвин, видимо для того, чтобы хоть кто-то в парламенте не имел позиции и, в конечном счете, ничего не делал.
* * *
Послесловием к событиям 11 июля стал состоявшийся на следующий день съезд "Единого центра".
С одной стороны, съезд был демонстрацией того, что партия не смогла привлечь в свои ряды никаких заметных общественных или политических фигур, хотя слухи о вступлении Богатыревой, Яценюка и Семенюк распространялись явно целенаправленно…
Даже губернаторов собрали далеко не всех, что было представлено как признак отсутствия в партии админресурса – как будто при Кучме все губернаторы состояли в НДП или СДПУ(о).
Как представляется, съезд все был бы другим, если бы голосование за отставку КМ состоялось. Недаром ведь открытие съезда перенесли на несколько часов – меняли планы не иначе.
В случае успеха съезд ЕЦ был бы "съездом победителей": съездом силы, которая стала реальным (успешным!) оппонентом БЮТ и является основой для новой коалиции и чей лидер может претендовать на пост премьера.
В этом случае можно было ожидать:
* появления парламентской группы ЕЦ в количестве 15-ти депутатов, а, учитывая позицию Кириленко и результаты голосования за президентский проект бюджета, можно было ожидать даже формирования нового большинства во фракции НУНС с выходом на новую коалицию - в количестве, примерно, 230 депутатов;
* избрания на пост лидера партии Виктора Балоги.
Этого, однако, не произошло. Темп был потерян.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга