Николай Полуденный: Искать диоксин в организме Ющенко начали по совету американцев
Новая волна разговоров на тему, был ли отравлен Виктор Ющенко, заставила киевского юриста Николая Полуденного набрать телефон "Украинской правды".
Еще вмарте 2005 года Ющенко подписал поручениеПолуденному представлять его интересы в этом уголовном деле. Итак, на его глазах происходили следственные действия, в частности, международная экспертиза, которая подтвердила факт отравления.
Сотрудничать с семьей ЮщенкоПолуденный начал во времена его премьерства. В 2001 году он был адвокатом Екатерины Чумаченко в судебном иске против русского журналиста Михаила Леонтьева.
Немного позже, во время помаранчевой революции, Полуденный попал в команду Ющенко, которая боролась в Верховном суде за переголосование второго тура выборов президента.
После победы Ющенко Полуденный возглавил юридическую службу секретариата, которой он руководил до прихода Виктора Балоги. Тогда Полуденного перевели на должность советника и устранили от принятия ключевых решений.
Полуденный на себе мог ощутить уровень интриг в секретариате. Когда-то Ющенко подписал указ о назначении его судьей Конституционного суда, но документ по инициативе Балоги так и не былобнародован. Возмущенный, Полуденный уволилсяиз секретариата президента.
В конце концов, сейчас он стал заместителем министра финансов по правовым вопросам. Полуденный согласился на это интервью, чтобы поставить точку в вопросе, в самом ли деле президента пытались убить с помощью дозы диоксина.
– Расскажите, как происходила экспертиза на предмет отравления Виктора Ющенко диоксином?
– Следователь вынес постановление о признании меня представителем пострадавшего в июле 2005 года. А в августе 2005 года я подал ходатайство с требованием взять образцы крови и тканей тела пострадавшего для исследования в процессе судейско-медицинской экспертизы.
Я сделал это, чтобы раз и навсегда прекратить разговоры, что Ющенко отказывается проводить такую экспертизу – так как на тот момент существовало такое мнение в определенных политических кругах.
– Кто распространял такие слухи?
– Мне говорили о том, что Пискун говорил всем, что Ющенко отказывается давать анализы для исследования.
Вспомните, осенью 2004 была проведена судейско-медицинская экспертиза, выводом которой было: нет никакого отравления Виктора Ющенко, а есть заболевания на панкреатит, герпес и так далее. А диоксин там и не искали.
Когда я стал представителем потерпевшего, сразу поставил вопрос о проведении новой экспертизы. Это было принципиально, поскольку только таким путем можно было ответить на главный первичный вопрос – было ли преступление вообще?
Мне сказали в прокуратуре: "Так давайте назначим дополнительную экспертизу". Я ответил: "О чем вы говорите? Вы что, хотите все свести на нет? Нельзя назначать дополнительную экспертизу к той, которая была проведена! Ведь выводы дополнительной экспертизы могут противоречить предыдущим. Здесь надо назначать только повторную комиссионную судейско-медицинскую экспертизу".
Я их додавил, и постановление о проведении повторной экспертизы было вынесено в июле 2005 года. Одновременно в Генеральную прокуратуру было сделано письменное заявление Виктора Ющенко. Это – заявление потерпевшего, где он дает согласие на проведение следственных действий в Швейцарии, Германии, Нидерландах и т.п., а также – на проведение лабораторных исследований для выявления и классификации ядовитых веществ в организме президента.
Это было сделано, в частности и для того, чтобы никто больше даже не подумал говорить, что Виктор Андреевич отказывается от экспертизы.
Итак, в запросах о предоставлении правовой помощи в рамках расследования вместе со всеми документами подавалось и это письмо за подписью президента.
Однако время шло... Прошел месяц после вынесения постановления о назначении экспертизы, но никто ничего не делал.
Я был вынужден подать письменное ходатайство с требованием осуществить отбор образцов крови Виктора Ющенко для лабораторного исследования. Так как именно это было стартовой позицией в проведении самой экспертизы.
– Вы для себя понимали, почему затягивалось время при проведении экспертизы?
– Для меня это было удивительно! Я не понимал, почему, но оно выглядело так, что прокуратура избегала конкретных шагов в этом направлении.
Потом произошла замена руководителя следственной группы в деле об отравлении. Так тянулось до осени.
7 октября 2005 года я пишу новое ходатайство по делу: "В связи с назначением повторной судейско-медицинской экспертизы, - а даже движения никакого не было! – прошу ознакомить потерпевшего с постановлением о его назначении, предоставить потерпевшему данные о лабораториях и об экспертах, которые будут проводить исследование, сообщить о дате отбора образцов для экспертизы...". И так далее...
10 октября руководитель следственной группы дает мне ответ, из которого ясно, что удовлетворять ходатайство они в ближайшее время не собираются.
Я не знаю, причастен Пискун или нет, но было очевидное торможение!
Но 15 октября 2005 года президент уволил Пискуна с должности генпрокурора, а уже 20 октября руководителем следственной группы выносится постановление об отборе образцов крови Виктора Ющенко для экспертного исследования.
В тот же день, 20 октября он как потерпевший ознакомился с постановлением и расписался в нем, то есть засвидетельствовал, что он готов сдавать анализы.
Но на тот момент еще не был отработан механизм, как отбирать кровь, не было окончательного согласования с лабораториями.
Это заняло еще две декады, и 9 ноября 2005 года состоялась процедура отбора у Ющенко материалов для экспертного исследования. Бывший министр охраны здоровья Поляченко в интервью вашему издательству ошибся, когда сказал, что это было сделано после нового года.
– Как происходил отбор образцов крови Ющенко?
– Это делалось в "Феофании", я присутствовал при этой процедуре как представитель пострадавшего.
Чтобы сделать невозможным подозрение, что диоксин могли домешать в уже отобранные образцы, следователями была разработана целая технология.
Системы для взятия крови были приобретены Главным бюро судейско-медицинских экспертиз в одной из коммерческих структур. Туда приезжал следователь, который при участии понятых и судейско-медицинского эксперта делал случайную выборку из товарных упаковок шприцев, игл, пробирок для сохранения крови и т.п..
Потом он упаковывал их в пакет в присутствии понятых и эксперта и опечатывал. Это делалось для того, чтобы в период между приобретением и транспортировкой в больницу была уверенность, что с этими системами никто ничего не делал.
Было принципиально, что все эти вещи, которые нужны для изъятия образцов и изготовления сыворотки, закупались у посторонней организации. Юридически они принадлежали Главному бюро судейско-медицинских экспертиз.
То есть "Феофания", которая подчиняется ГУД, для забора крови и ее сохранения ничего не предоставляла, чтобы потом не было обвинений в необъективности экспертизы.
Когда Виктор Ющенко в 9 утра 9 ноября прибыл в "Феофанию", перед началом отбора образцов крови всем понятым и участникам предложили осмотреть полиэтиленовый пакет, в который были помещены эти системы для взятия крови.
Все убедились в целостности мешка и его опечатывания.
– У Ющенко брали кровь из вены?
– Да, из правой локтевой вены. Кровь была отобрана в 20 пробирок. Я хочу, чтобы вы обратили внимание – пробирки, в которые помещалась кровь президента, также отбирались случайным путем из числа закупленных.
Из отобранной крови путем центрифугирования была выделена сыворотка, которая перелили в другие пробирки, которые отбирались аналогичным образом.
Потом пробирки с сывороткой и кровью были опечатаны, на пломбах были поставлены подписи понятых, представителя потерпевшего и следственных. После этого их поместили в морозильную камеру тут же в "Феофании". Весь процесс фиксировался старшим следователем-криминалистом СБУ с помощью фотоаппарата именно на фотопленку.
Кстати, личный врач президента Валихновский к забору крови не имел отношения. Он даже там не присутствовал. Была договоренность со следователями сделать так, чтобы потом не создавать повод для мифов, что, мол, люди, зависимые от Ющенко, сами брали у него анализы и самые же подмешивали туда диоксин.
– Почему на исследование были направлены образцы не только крови, а и сыворотки?
– Поскольку проводилось исследование жировых клеток крови – липидов, а диоксин как раз концентрируется в жировых клетках.
В центре президент Виктор Ющенко и Юрий Луценко. Позади, между ними - Николай Полуденный |
– Когда фактически началась экспертиза крови Виктора Ющенко?
– Сразу же. В тот же день, 9 ноября контейнер с образцами крови и сыворотки президента был доставлен следователями и судейско-медицинским экспертом в институт химии Университета города Льеж, Бельгия.
А 10 ноября, на следующий день, два других контейнера следователи и эксперты доставили в лаборатории в Манчестере и Гамбурге. Хочу подчеркнуть, что образцы отвозили не только следователи и эксперты, а также и охрана.
Уже в заграничных лабораториях в присутствии украинских следственных и судейско-медицинских экспертов пробирки были раскрыты – началось исследование.
– Те, кто не верят в отравление, и являются сторонником теории заговоров, всегда скажут – анализы подменили, пока они были, например, в холодильнике в "Феофании".
– Холодильник на время сохранения образцов опечатывался, там стояла охрана, и дежурил один из членов следственной группы. Вдобавок, напомню, что каждая пробирка была опечатана.
Но в действительности сохранялись образцы недолго. Их направление на экспертизу зависело от ближайшего самолета в том направлении. Первый образец в тот же день был отправлен в Бельгии и, практически не сохранялся в холодильнике. А на следующее утро два других образца направили в Британию и Германию.
– Если экспертиза началась в 10–х числах ноября, то сколько она продолжалась?
– До 22 ноября 2005 года. В этот день были закончены исследования. 30 ноября были получены первые оригиналы выводов лабораторных исследований по Бельгии и Германии. Из Великобритании выводы были получены 28 декабря – чуть позже, так как произошел какой-либо сбой с финансированием исследования.
– Что было сказано в выводах экспертизы?
– Что в организме Виктора Ющенко выявлена чрезвычайно высокая концентрация диоксина. Если точно – его название 2,3,7,8 тетрахлородибензо-п-диоксин. Или применяют еще написание 2,3,7,8-TCDD.
– Насколько высокая концентрация?
– От 35 до 52 тысяч пикограмм на 1 грамм липидов.
При том все три исследования дали одинаковую формулу диоксина и одинаковые химические примеси к диоксину.
– Почему возникло различие в результатах?
– Различие, как говорили эксперты, поясняется разной методологией обработки материала в разных лабораториях. Это различие находится в рамках допустимого. Эксперты не видят здесь проблем.
– Эта доза, которую обнаружили у Ющенко, является признаком отравления?
– Да, конечно.
После получения результатов анализов из Бельгии, Германии и Британии состоялась собственно судейско-медицинская экспертиза. В результате которой было установлено, что на момент отравления Виктор Ющенко получил не меньше 2 миллиграмм диоксина. Это очень большая доза, она считается смертельной.
– Но анализы в Бельгии, Британии и Германии проводились через год после отравления. Как в таком случае можно установить концентрацию на момент отравления?
– Эксперты высчитали это путем сопоставления результатов анализов образцов, отобранных у потерпевшего, исследования истории болезни и способов лечения Виктора Ющенко. Учитывалась также скорость вывода диоксина из его организма. Все это делалось, применяя общепринятые в мире судейско-медицинские методологии расчетов.
– Действительно ли по этой экспертизе можно было установить происхождениедиоксина?
– Это можно установить, анализируя примеси в диоксине, выявленном у Виктора Ющенко. Как оказалось, только лаборатории Британии, США и России вырабатывают диоксин такой марки. Британия и Америка предоставили образцы диоксана. А Россия вообще не предоставила свои образцы диоксина.
– На экспертизу брали только кровь Ющенко или также образцы его тканей?
– Нет, только кровь. Наши эксперты провели консультации со специалистами лабораторий в Британии, Германии и Бельгии, которые сказали, что им этого достаточно.
Я хотел еще сказать, что экспертиза, которая проводилась, была комиссионной и международной. Кроме наших, в ней принимали участие иностранные эксперты.
В частности - Девид Пикерс, заведующий департаментом дерматологии Колумбийского Университета, Нью-Йорк, профессор из Японии Джехито Масуда, доктор фармацевтических наук, и доктор Клаус Абрахам из Федерального института оценки рисков в вопросах токсикологии и продуктов питания, Германия.
В общем, вывод этой экспертизы является чрезвычайно объемным документом. Только резулятивная часть, в которой даются ответы на вопрос, поставленные следователем, начинается с 420 страницы. Окончательно она была завершена где-то в апреле 2006 года.
– То есть следственные прокуратуры привлекли не только три заграничных лаборатории, а и три заграничных эксперта?
– Да.
– Когда Ющенко был отравлен, это возможно установить?
– Экспертиза дала вывод, что яд начал действовать на протяжении суток после того, как попал в организм. У Ющенко первые симптомы появились утром 6 сентября 2004 года.
– У вас есть версия, почему как яд был использован именно диоксин? Ведь существуют другие мощные яды, которые достигают эффекта мгновенно?
– То, что диоксин не убил – это еще не означает, что такого намерения не было. В действительности Виктору Ющенко проводили в Австрии интенсивную терапию. Если бы это не произошло, и он остался лечиться здесь, никто не знает, чем бы это закончилось.
Почему диоксин эффективен как яд? Никто не сможет сказать, что человек умер от отравления. У человека развиваются, усиливаются обычные болезни, которые есть у каждого человека после 40 лет. И в результате человек умирает.
– Вам известно, как родилась версия с отравлением диоксином? Почему решили искать именно диоксин, когда не могли понять причин ухудшения состоянияздоровья Ющенко?
– Когда Виктор Андреевич находился на лечении в Австрии, то длительное время не могли понять, что происходит. Тогда по просьбе Екатерины Михайловны из Америки приехали эксперты, которые занимались вопросами токсикологии.
Они осмотрели пациента. Насколько мне известно, до этого американские специалисты изучали влияние диоксина на организм американских солдат во время войны во Вьетнаме при применении "agent orange".
И появление на лице Виктора Андреевича хлоракне было симптомом, которое вынуждало проверить его организм на наличие в нем диоксина.
Кстати, кто-то из этих американских экспертов раньше проводил исследование на обезьянах именно через оральное отравление диоксином. И обезьяны в результате введения яда умирали.
– Вам известно, как так случилось, что швейцарский профессор Сора стал врачом Ющенко?
– Я думаю, его посоветовали те же американцы. Сора был известен тем, что он – единственный, кто проводил в Европе эксперименты по оральному введению микроскопических доз диоксина в организм добровольцев.
Он также предметно изучал подобный случай, произошедший с одной женщиной в Австрии. Эти исследования он проводил еще до отравления Ющенко.
Сейчас Сора разработал целую технологию вывода диоксина из организма. Операции и прочие процедуры проводили и в Женеве, и в Феофании, Сора сюда также приезжал.
Я думаю, для Сора в этой истории неважны деньги, он поставил минимальный тариф. Для него важно ощущение научной значимости его исследования. Ведь то, чем он занимается – это открытие. Такого материала нет в мире! Все предыдущие случаи, которые исследовали американцы, японцы – это был диоксин, который попадал в организм не через желудочный тракт, а через дыхание.
– Традиционный вопрос, который задается во всех интервью на эту тему: на ваше субъективное мнение, отравление Ющенко было или нет?
– Конечно, было! Я даже не беру во внимание данные, которые собирались в Украине, Австрии или в Швейцарии при лечении президента. Эта экспертиза, о которой мы говорим, процессуально была выполнена так, что ее результаты невозможно поставить под вопрос.
– И результаты этой экспертизы можно использовать как доказательство в суде?
– Не просто можно! Это абсолютное и безоговорочное доказательство того, что Ющенко был отравлен.