Батурин нужно возродить
Недавно Виктор Ющенко осуществил рабочую поездку в Черкасскую область, где ознакомился с ходом реставрационных работ в Государственном историко-культурном заповеднике "Гетманская столица" в Батурине.
Глава государства поинтересовался, в каком состоянии находится Дворец Кирилла Разумовского, Цитадель Батуринской крепости, церковь Воскресения Господнего и фортификационные сооружения, то есть места, где ведутся реставрационные работы.
Другими словами, состоялось будничное событие, которое не должно было возмутить общественность.
Однако в СМИ появились публикации и репортажи, главная идея которых – поставить под сомнение целесообразность восстановления Батурина как памятника материальной и духовной культуры украинского народа.
При этом, как правило, приводится один аргумент: время берет свое, а, значит, невозможно реконструировать Батурин в аутентичном виде.
Несмотря на то, какую цель преследовал президент, подписывая в ноябре 2007 года указ о развитии Национального историко-культурного заповедника "Гетманская столица" и поселка Батурин, – а именно вернуть историческую память, построить еще одну президентскую резиденцию или соорудить новый архитектурный шедевр, – возрождение историко-культурного заповедника важно прежде всего по политическим соображениям.
Более того, общественно-политическое значение Батурина сегодня актуализировалось в связи с обострением украинско-российских взаимоотношений и будет иметь большое значение в перспективе.
История возникновения, гибели и возрождения Батурина прежде всего ценна тем, что имеет прямое отношение к настоящему, поскольку тесно связана с отмечанием 300-летия Полтавской битвы.
Не секрет, что официальный Кремль намеревается превратить этот юбилей в очередную информационную и политическую атаку на Украину путем возвеличивания "триумфа" российского оружия, с одной стороны, и замалчиванием кровавой резни в Батурине, с другой.
Однако, с точки зрения Украины и ее интересов, а также во имя исторической правды, нельзя забывать, что Батурин и Полтава соединены одной цепью и символизируют трагедию украинского народа, который в определенный исторический период не смог противостоять московскому абсолютизму.
Как никогда актуальны некоторые уроки Батурина. Скажем, одной из главных причин неудачи национально-освободительной борьбы под руководством гетмана Ивана Мазепы стало то, что ему так и не удалось "вырвать" широкие украинские массы из тисков московской мировоззренческой и идеологической концепции, которую тогда представляла московская православная церковь.
Потеря Киевской метрополией своего автономного статуса привела к идеологической и мировоззренческой дезориентации украинцев, которые под флагом православной веры оказались в московском ярме.
Не случайно митрополит Киевский Сильвестр Косив долгое время сопротивлялся попыткам бояр вынудить его присягнуть на верность Москве.
Он хорошо понимал, что подчинение Киевской метрополии Московскому патриархату неизбежно приведет к национальному и социальному порабощению, что в конце концов и произошло после разгрома Батурина и поражения под Полтавой.
Сегодня, когда значительная часть населения Украины находится под влиянием российской пропаганды культурных и духовных ценностей соседнего государства, этот урок Батурина является чрезвычайно важным.
Следует также подчеркнуть, что катастрофа в Батурине стала возможной из-за невыполнения тогдашней властью своих государственных функций.
Находясь в довольно комфортных условиях Гетманщины, верховная старшина Батурина не прилагала достаточных усилий, чтобы разъяснить населению, изнемогавшему от произвола расквартированных московских полков, что созерцание и потворство оккупанту не является выходом из ужасной ситуации.
Вместе с тем надо было прямо и откровенно сказать людям, что только объединение усилий вокруг идеи национального освобождения является адекватным ответом на вызовы Москвы.
По этому поводу уместно процитировать известного и авторитетного исследователя трагедии Батурина Сергея Павленко:
"Московская империя пряником, заигрыванием-подкупом старшины, покорением украинской церкви, силой и оперативными карательными мерами за 55 лет превратила украинцев в послушных янычар.
К осознанию своего унизительного положения в условиях феодального общества могли подняться только отдельные фигуры".
Тяжело что-то добавить к словам, которые не только отображают эпоху Ивана Мазепы, а касаются нынешних реалий, в частности прароссийской деятельности отдельных политических сил в парламенте и вне его границ, которые, при наименьшем конфликте с Россией, становятся на сторону чужого государства.
Наконец, возможно, самый поучительный урок. Альянс Мазепы со шведским королем Карлом ХІІ и общее выступление против Москвы провалились в значительной мере из-за несогласования и неспланированности действий.
Историки утверждают, что действия Мазепы часто напоминали импровизацию и были лишь реакцией на решительное наступление московских оккупантов под руководством царя Петра.
Вместе с тем шведы продвигались вглубь территории Украины медленно и без особого энтузиазма.
В результате шведские полки не успели подойти к Батурину, который изнемогал в осаде. Падение же Батурина обусловило поражение под Полтавой, а значит фактический проигрыш в войне Швеции и Украины.
Данная ситуация болезненно экстраполируется на события украинской революции 1917–1922 годов. Тогда недооценка фактора времени и невозможность использовать международную ситуацию в своих национальных интересах также в значительной мере привели к краху Украинской Народной Республики.
Таким образом, наиболее быстрое и успешное завершение реставрационных работ в "Гетманской столице" в Батурине будет оказывать содействие, прежде всего, усвоению важных уроков по созданию государственности, а уже потом можно будет размышлять о художественной или эстетической ценности какой-либо крепости или другого сооружения.
Кстати, возрождение Батурина – это не только усвоение обществом горьких исторических истин.
В свое время известная украинская поэтесса Елена Телига так написала о гетмане Иване Мазепе и его времени:
"Это тот, кто уже тогда понимал, что такое государство и что такое нация. Понимал, что государства стоят не на династии, а на внутреннем единстве и силе народа. И это тот, кто силу нации видел в вооружении не только военном, но и духовном.
Как символ первенства, Мазепа – это тот несокрушимый дух, который с железной консеквенцией вел свой народ из безнадежной руины к той независимости, которая и до сих пор для нас всех является высочайшей целью…"...
Нужно возродить Батурин, чтобы и этот урок был усвоен.
Богдан Червак, для УП