Симптомы отравления
Ушел... Ах! От господ подале;
У них беды себе на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Грибоедов "Горе от ума"
Давыд Жвания стал заложником того, что знает о восхождении Виктора Ющенко к власти немного больше чем остальные его соратники. И нынешние, и бывшие.
За последние четыре года, прошедших со времени отравления тогда еще кандидата в президенты, Жвания настойчиво держал язык за зубами.
Каждый раз, когда журналисты пытались его расспросить о подробностях этой загадочной истории конца августа - начала сентября 2004 года, то всегда слышали общие фразы и отговорки на манер "я сомневаюсь, что отравление произошло на даче у Сацюка".
Теперь оказалось, что отравления не было совсем. Об этом говорили и раньше.
Но кто?
Отчаянные оппоненты оранжевых на манер Владимира Сивковича, главы следственной комиссии парламента. Теперь о неотравлении уже заговорили и друзья. Правда бывшие. Те, с которыми и врагов уже не надо.
Все это время было очевидно, что Жвании есть что скрывать. Его нынешние разоблачения относительно того, что президента никто не травил, анализы сфальсифицированы, а версия отравления – просто технологическая разработка штабистов, – ставят с ног на голову всю эту запутанную историю.
Символично то, что сенсационные заявления Жвании о выдуманном отравлении, совпали во времени с другим скандалом, который хоть и опосредованно, но все-таки имеет отношение к делу.
Речь идет о фактической дискредитации двух самых больших громких имен отечественной медицины – главного санитарного врача, заместителя министра МОЗ Николая Проданчука и его шефа Василия Князевича.
Первый до своего правления возглавлял Институт экогигиены и токсикологии им. Медведя и является самым большим отечественным специалистом по тому таки… диоксину. А второй до восхождения в министерское кресло был личным врачом Ющенко и, наверно, немало знает об особенностях клинической картины болезни и выздоровления своего пациента.
После скандала с вакцинацией Проданчук уже обвинен в криминальном деле. Князевич – просто дискредитированный министр.
И еще не факт, как долго им останется. Прямой связи с отравлением может и нет, но повод использовать это в политических интригах вокруг дела об отравлении очень удобный.
Три года назад Николай Проданчук в интервью УП много рассказывал о действии на организм человека диоксина. Главная мысль специалиста: диоксин – это совсем не тот яд, который действует мгновенно, может гарантировать смерть жертвы и не оставляет следов в организме.
Судя по тому, что сам потерпевший неоднократно высказывал убеждение, что его хотели именно убить путем отравления в одно время и в одном месте, противоречие очевидно. Только кто теперь поверит Проданчуку, специалисту-токсикологу, который погорел на вакцинациях банальными прививками против кори и краснухи?
Кстати, в материалах дела есть экспертизы только заграничных лабораторий, которые подтверждают отравление диоксином. Справедливости ради отметим, что неплохо было бы подтвердить его и выводами отечественных специалистов.
Подошел бы и когда-то возглавляемый Проданчуком Институт им. Медведя – но у него не было соответствующей аттестации. Что-то автору подсказывает, что уже никогда и не будет.
Но вернемся к Давыду Жвании. О том, что его роль в событиях конца августа-начала сентября 2004 года намного больше, чем он хотел бы уже после победы, знали много людей.
Именно Жвания был финансовым мотором кампании Ющенко. Именно Жвания вкладывал и свои ресурсы, и собирал деньги у других. Кстати не очень беспокоясь о репутации источников финансирования будущей победы.
Контакты с Борисом Березовским, которого потом Жвания публично обзывал "вонючкою". Дружба с уже покойным Бадри Патаркацишвили, который ушел из жизни при загадочных обстоятельствах в разгар противостояния с Саакашвили.
Участие в темной истории с похищением в Киеве российского политика Ивана Рыбкина. Именно Жвания был инициатором встречи Ющенко со Смешком и Сацюком на даче у последнего 5 сентября 2004 года.
Именно человек Жвании – Томаз Цинцабадзе – отвозил на этот тайный ужин будущего президента. Говорят, что от руководителей спецслужбы оппозиционеры поехали тоже не с пустыми руками.
Интересно, есть ли что-то по этому поводу в материалах уголовного дела? Ау, Давыд Важаевич!
Короче говоря, так случилось, что именно крестный отец президентского сына Тараса очень подошел на роль чужого среди своих. Ведь это только в период борьбы с режимом оппозиционерам казалось, что кумовские взаимоотношения – самые крепкие.
Когда же завоеванную власть пришлось делить и, главное, удерживать между кумовьями, братьями и сватами, политический интерес снивелировал все предыдущие заслуги.
Давыд Жвания – один из немногих людей в этой стране, кто знает об обстоятельствах отравления если не все, то довольно немало. И что самое интересное: до сих пор следователи Генпрокуратуры во главе с Галиной Климович, вряд ли услышали эту правду из уст Давыда Жвании – тот просто не ходит на допросы, пользуясь статусом народного депутата.
Интересно, что в последнее время в этом деле "важняки" из Генпрокуратуры таскают на допросы всех – от заместителя главы Секретариата Романа Бессмертного до политолога Костя Бондаренко.
Смогут ли допросить Жванию после его откровений о фальсификации анализов и выдумке штабистами версии отравления? Повышение интереса к материалам временной парламентской следственной комиссии Владимира Сивковича также не заставит себя ждать.
До сих пор все резкие заявления Жвании были некими предупредительными выстрелами.
А сам приказ на применение политического оружия для поражения когда-то ближайшего кума главы государства был дан по инициативе Секретариата президента: лишить Жванию гражданства.
Сегодня очевидно: чтобы Ющенко мог хотя бы теоретически претендовать на второй президентский срок в 2009, завершение дела о его отравлении в 2004-м, просто необходимо.
И не формальное раскрытие, а показательное – с громкими арестами и сенсационными пресс-конференциями в Генпрокуратуре.
А демарш Жвании, которого постепенно прижимают к стенке, только усложняет эту и без того нелегкую задачу.
Артем Шевченко, автор и ведущий программы "Агенты влияния", канал ИНТЕР, для УП