Осознанный выбор
Результаты досрочных киевских выборов живо комментируют политологи и социологи, анализируя, за счет перетекания чьих избирателей сформировался электорат Черновецкого.
Но эти выборы были местными, и на выбор граждан меньше влиял идеологический фактор. Поэтому для понимания мотивов, которыми руководствовались избиратели, проголосовавшие за действующего мэра, нужно рассматривать их под другим углом.
На предыдущих выборах за Леонида Черновецкого голосовали те, кто верил в победу Александра Омельченко, но разочаровался в нем. Такие избиратели скептически отнеслись и к управленческим способностям Виталия Кличко и его команды, поэтому отдавали голос за непроходимого кандидата.
Даже сторонники Леонида Черновецкого, голосуя за него, не могли знать, как он покажет себя на выбранной должности. Ведь работа народного депутата Верховной Рады значительно отличается от деятельности городского главы.
На выборах в этом году киевляне отдавали голоса за Леонида Черновецкого вполне осознанно. Ведь всю его деятельность в кресле мэра довольно активно освещали средства массовой информации на протяжении всего срока пребывания на должности.
Так, среди нынешнего электората Леонида Черновецкого были и те, кто голосовал по политическим мотивам – "в морду Тимошенко". Но и они вряд ли были настроены очень критически к деятельности действующего мэра, иначе не отдали бы за него голос.
Больше всего пишут о киевлянах, на выбор которых повлияла социальная политика Леонида Черновецкого.
Следует отметить, что ответственность за эти голоса лежит на парламентских политических силах, которые своей деятельностью в органах государственной власти так и не смогли в последние годы создать такие условия жизни, при которых муниципальная социальная помощь не имела бы значительного веса в жизни общины.
Эксперты очень мало обращают внимание на деятельность информационно-справочной службы Киевской городской власти саll-центр, которая эффективно заменяет прямые встречи киевлян с мэром.
Сначала деятельность саll-центра молодежь и люди среднего возраста воспринимали скептически, считая, что туда звонят только поглощенные заботами бабушки и этот центр ничего реально не поможет.
Но постепенно информация о том, что на жалобы через саll-центр реагируют, начала распространяться среди киевлян и находить благоприятные отзывы. Особенно людям, которые воспользовались услугами саll-центра, понравилось, что им перезванивают и спрашивают, отреагировали ли на их жалобу.
И хотя реакция на обращение граждан не всегда адекватна – такие ответы органов местной власти нравится демонстрировать киевским оппозиционным сайтам, тем не менее, обращения в саll-центр сейчас являются фактически единственным способом решить наболевшие проблемы.
Ведь не каждый хочет ввязываться в судебную волокиту. Да и не все проблемы лежат в юридической плоскости, чтобы их решать через суды.
В советские времена достаточно было написать письмо на имя генсека компартии и изложить суть проблемы. И если эта проблема была не политического характера, то она, как правило, быстро решалась в пользу жалобщика.
В другом случае, у него возникали проблемы – как выжить в лагерях или "психушке".
В странах, как теперь говорят, развитой демократии над решением проблем и лоббированием интересов граждан работают общественные организации. У нас, из-за отсутствия общественных организаций прямого действия, в этой сфере сформировался вакуум.
Поэтому появление и работа саll-центра стала весомым аргументом для киевлян с разными политическими вкусами голосовать за действующего мэра – Черновецкий реально решает проблемы и наводит порядок.
А самое главное – саll-центр действует постоянно в отличие от "горячих линий", которые открывают политические силы во время избирательной кампании и сразу после выборов закрывают, тем самым нарушая азбучную истину – выборы начинаются на второй день после выборов.
Понятно, что ни одной политической силе своими силами создать аналогичный саll-центр не удастся, он является, при успешной дальновидности действующего мэра, его естественным преимуществом, а заниматься клонированием неуместно.
Как любая бюрократическая структура, саll-центр может решить только определенный сегмент проблем: быт, благоустройство, транспорт и прочее. Также саll-центр не может пролоббировать решение в Киевсовете, для этого есть более действенные механизмы работы с избирателями.
Автор в предыдущей статье отмечал, что политическим силам, которые сейчас активно борются с Леонидом Черновецким, на протяжении многих лет неоднократно предлагалось начать системную работу с избирателями.
Содержание таких предложений сводилось к тому, что нужно создать систему взаимодействия с действенными общественными организациями и неформальными группами активных людей, предоставляя им прежде всего лоббистскую помощь в органах власти разного уровня.
Со своей стороны, эти общественные объединения (ОО) смогли бы не только собирать обращения граждан, тем самым выполняя роль сall-центра, но и привлекать жалобщиков к кампаниям по решению их проблем.
Так, ОО стали бы не только посредниками между гражданами и политиками, представляющими власть, но и "аккумуляторами" активных граждан, которые бы формировали стабильную электоральную поддержку партнерской политической силы.
Вдобавок, члены ОО являются эффективными агитаторами, поскольку могут объяснить, почему хотят избрать конкретную политическую силу (или кандидата), а проводя между выборами собственные "кампании", оттачивают мастерство убеждать людей.
Но политические силы выбрали не путь сотрудничества с ОО, а посылания избирателям разных месседжей. Но, за годы независимости граждане уже устали от меседжей, они ждут конкретных действий и равноправного диалога с политиками.
На этих выборах Леонида Черновецкого поддержали и отдельные "живые" общественные организации, прежде всего те, что объединяют социально уязвимые группы населения, о чем никто не говорит. На это повлияла помощь, которую они получали от города, ведь предыдущий мэр Александр Омельченко уделял им меньше внимания.
И даже если на выборах их вклад в общий результат был небольшим, при условии, что команда мэра активнее начнет работать с ОО и расширит их спектр, Киев сможет повторить судьбу города-побратима Чикаго, где в течение длительного времени, вплоть до самой смерти "мэрствовал" Ричард Дели.
Самое интересное, что и после его смерти на должность мэра избрали его сына, тоже Ричарда Дели (Richard Michael Daley), которого в прошлом 2007-м шестой раз (!) переизбрали. И это несмотря на то, что конкуренты Дели на выборах уделили много внимания расследованию, которое проводилось относительно политики приема на работу в местную администрацию и взяточничества, связанного с работой грузового транспорта в городе...
Дели, оставшийся чистым перед законом, назвал разоблаченных в коррупции "паршивыми овцами в отаре" и пообещал исправить все нарушения. Кстати, в новоизбранном Киевсовете политическую карьеру начинает сын киевского мэра Степан Черновецкий...
P.S.
На выборах городского главы все говорят о низкой явке – 53,39%, хотя она, по европейским меркам, очень приличная и почти отвечает уровню активности на первых выборах мэра 1994 года (54,2%).
Сергей Васильченко, для УП