Подарит ли Украина Крымскую волость России?

Вторник, 3 июня 2008, 18:35

А что, может, и в самом деле подарим Крым России? Только и всего – передать Крымскую волость, забытый Богом край. Россия же так жалобно хнычет. Мы воевали, говорит, так подавай нам ее сюда. А то мы без нее и дня не проживем.

Действительно, пусть забирают себе на здоровье, государство не обеднеет.

Еще лучше – сделаем Медведеву неожиданный сюрприз на день рождения. Мы ему Крымскую волость преподнесем, а он в ответ, гляди, тоже что-то интересное подбросит. Ну, например, газ по 50 долларов.

И россиянам приятно, и украинцам – избавиться от лишней головной боли.

Да и опять-таки можно на этом новую сногсшибательную теневую схему выстроить. Сейчас таких дел мастера во всех парламентских фракциях окопались. Вот, наконец, и объединится восток и запад.

Ну, а если серьезно. Надо в шею гнать этих сучьих сынов и дочерей, самозванцев, которые "казенные земли разбазаривают". Вместе с тем пора понять, и не только, как говорят, "в общих чертах", что же на самом деле происходит в Украине и ее окраинах.

На фоне всплеска патриотичной, антивеликодержавной риторики в Украине, уже раздаются неодиночные голоса на манер: сколько можно скулить о внешних врагах и проявлять врожденные комплексы неполноценности.

Причины проблем надо искать в середине страны. Внутренние кланово-олигархические распри, бездарность власти и полнейшее ее равнодушие к нуждам и требованиям граждан легче всего списать на происки соседей. Разберитесь, мол, сначала у себя дома.

С этим можно полностью согласиться, если бы не тот угрожающий характер, который в последнее время приобретают украинско-российские отношения. К сожалению, все чаще с обеих сторон – завуалировано или открыто – звучит жестокое слово "война". Реальная опасность исчезновения суверенной Украины вынуждает снова и снова бить тревогу.

Нынешнее межгосударственное препирание Украины с Россией происходит в условиях радикального изменения мирового политического ландшафта, сформированного в результате II мировой войны.

Процесс перекройки территориальных границ современных национальных государств начался с распада СССР, Чехословакии и Югославии и продолжается до сих пор. Косовский пример это подтверждает.

Сепаратистские движения активизировались в Грузии, Молдове, Бельгии, Великобритании и других странах.

РФ, вопреки определенным иллюзорным признакам консолидации, также движется в сторону нового витка дезинтеграции. При определенных условиях вскоре собственные государственные проекты могут предложить Татарстан, Северокавказские народы, Саха (Якутия), Башкирстан и прочие национально-территориальные формирования.

Под реальной угрозой развала и поголовной китаизации Россия начинает хорохориться и искать врага, чтобы сплотиться и оттянуть время схлопывания Великой России в нематериальную точку сингулярности.

Маниакальное обострение воинственности России на почве постимперской неполноценности нашло выход в ритуализированной агрессии против Украины. Сегодня развеиваются, как дым, последние иллюзии относительно возможности трансформации российского имперского авторитаризма в сторону демократии.

Признаки непреодолимости этого свойства "русского духа" приобретают особою рельефность в свете украинского вопроса. Нельзя ничего поделать с ментальностью северного славянского народа, когда на обоих полушариях головного мозга каждого россиянина золотыми церковнославянскими отчеканено: "Украина – Малороссия, Севастополь – город русской славы".

Из стен столичного Кремля сам факт существования независимой Украины видится как историческое недоразумение, а окончательное ее исчезновение с политической карты мира – только вопрос времени. При этом идти на какой-то компромисс с украинской властью, которая будет отстаивать национальные интересы, Москва не собирается.

В конфликте с ненавистным им "бандеровским режимом" геостратеги северного соседа выходят из таких базовых соображений. Во-первых, Крымский полуостров – неотъемлемая часть территории России, временно оккупированная "галицаями" – самое слабое звено украинской государственной самостоятельности.

Во-вторых, вывод ЧФ из Севастополя будет значить крах кремлевской политики возрождения Российской империи на постсоветских просторах.

В-третьих, сохранение любой ценой, принудительно или добровольно, присутствия ЧФ в Крыму на неопределенный срок будет значить конец Украины как суверенного государства.

В-четвертых, джокером в рукаве российских геополитических картежников есть тот факт, что значительная часть крымчан ориентирована скорее на Белокаменную, чем на Стольный Град.

В-пятых, для решения крымского вопроса не исключается и применение силового сценария.

Невольно приходит на ум пример Мюнхенского заговора. Если вспомнить историю этого позорного политического "компромисса", то можно найти удивительную схожесть с современной борьбой за Крымский полуостров.

Для большей наглядности приведем схематично хронику событий.

Тогда, как и в наше время, происходил бесцеремонный передел мира и сфер влияния между сильными мира сего за счет более слабых и менее агрессивных стран.

Осуществив в мае 1938 года, при полнейшем попустительстве тогдашних главных политических актеров, аншлюс Австрии, нацистская Германия под угрозой применения военной силы заявила свои претензии на территорию Судетской области Чехословакии, где компактно проживали этнические немцы.

Судетские немцы, голосом национал-сепаратистской Судетско-немецкой партии, финансированной нацистами, постоянно кричали о притеснении прав со стороны правительства Чехословакии, требовали автономии, а также проведения референдума о присоединении Судетской земли к Германии.

"Ради спасения мира" в Мюнхене 30 сентября 1938 года было подписано Соглашение, по которому "большие демократии" – Великобритания и Франция при полнейшей поддержке США – согласились на передачу Судетской области Третьему Рейху.

Представители Чехословакии были отстранены от участия в подготовке и проведении Мюнхенского совещания. Их, в сущности, поставили перед фактом.

Так, за одну ночь кучка государств Европы вынесла смертный приговор суверенной Чехословакии. Отторжение Судетской области фактически санкционировало расчленение Чехословакии. Части ее территории прихватили тогда Польша и Венгрия. Словацкое меньшинство отделилось и создало собственное марионеточное квазигосударство.

И это произошло вопреки тому, что, казалось, суверенитет и территориальная целостность этого европейского государства были надежно защищены системой международных договоров.

Однако что эти юридические гарантии реально охраняли выяснилось, когда "большие государства" без всяких сантиментов пожертвовали дружеской им страной ради собственных геополитических интересов. "Миротворчество" за чужой счет.

Цинизм в политике торжествовал на полную силу.

Вернемся к реалиям Украины. Крымские россияне голосом "Русской общины Крыма" – откровенно антиукраинской организации, финансированной Россией, – постоянно кричат о притеснении политических, языковых, культурных и религиозных прав украинской властью.

Представители этой организации обратились к руководству РФ с призывом о денонсации Большого российско-украинского договора и восстановлении политического единства с Россией. Настойчиво муссируется вопрос проведения местного референдума о присоединении Крыма к России.

На сегодняшний день собрано свыше 500 тысяч подписей жителей полуострова в поддержку бессрочного пребывания ЧФ России в Севастополе.

В русских медиа развернулась яростная антиукраинская информационная кампания. Постоянно звучат провокационные заявления со стороны официальных лиц и их глашатаев, суть и содержание которых ставят под сомнение территориальную целостность Украины и направлены на расшатывание ситуации в Крыму.

Вскоре вполне вероятно будут выдвинуты на государственном уровне претензии на украинские земли. Россия перед аннексией основательно и профессионально нафарширует "нетронутых" европейских обывателей информацией о страдании крымских россиян, которые из последних сил защищают родной язык, православную веру, национальную идентичность, и еще чем-то подобным на закуску.

Развитые западные "демократы и демократки" с облегчением проникнуться этими бедами и признают легитимность крымского сепаратизма.

А дальше – дело техники, преимущественно военной.

Маленькая молниеносная победоносная война так необходима режиму Медведева для объединения нации, подъема ее духа. Ведь Россия, по специфической логике ее исторического развития, вступает в период смуты и глубокого кризиса.

Как видим, новые геополитические сценарии – это хорошо усвоенные старые.

На первый взгляд кажется, что суверенитет, территориальная целостность и незыблемость границ Украины якобы надежно защищены международным правом. Украину, как независимое государство, признали на дипломатическом уровне все страны мира, она является полноправным участником многочисленных международных организаций и режимов.

Гарантами безопасности и целостности Украины, которая добровольно отказалась от третьего в мире ядерного потенциала, выступили Россия, США и европейские страны, подписав Будапештский Меморандум 1994 года.

Но можем ли мы быть уверенными, что у нашей страны есть четкие и долгосрочные юридические гарантии безопасности, а не только пустопорожние декларации?

Дождется ли Украина жесткой и своевременной реакции международного сообщества в случае покушения России на его юрисдикцию?

Не увидим ли снова, как 70 лет назад, в ответ на захватнические действия России только блудливые дипломатические маневры со стороны европейских и мировых политиков? Не станем ли свидетелями Мюнхена-2?

Вспомните хотя бы характерный пример: во время конфликта вокруг Косы Тузла, никто из так называемых гарантов даже пальцем не пошевелил для защиты Украины.

Только наивный может всерьез рассчитывать на то, что ведущие страны мира пойдут на открытый конфликт с Россией ради чужой им чудаковатой страны. Все понятнони старушке Европе, ни дяде Сему так не хочется рисковать своим покоем и благосостоянием.

Никто не будет вмешиваться в потасовку из-за абстрактных принципов демократии и права; все руководствуются только политическими и материальными интересами. Государства "первого" мира с чистой душой сдадут мать в утиль, в обмен на стабильность и беспрепятственное снабжение энергоносителей.

Необходимо четко сознавать, что в современном сверхпрагматическом мире Украину подстерегают государства-чикотило, которые с удовольствием распотрошат ее на куски, а потом ничуть не сомневаясь брякнут: "а был ли мальчик?".

Как только Россия поставит вопрос ребром относительно Крыма, не задержатся со своими территориальными претензиями и другие "друзья".

На "восточные кресы" будет посягать Польша. Недаром же она полным ходом выдает "карточки поляка" – входные билеты в рай Речи Посполитой. Венгрия прихватит Закарпатье. Восстановление пограничного знака на нынешней границе Закарпатской и Львовской областей – Верецком перевале – символизирует стремление идеологов Великой Венгрии к господству в регионе Карпат.

Румыния не будет медлить с высадкой экстремальных туристов в камуфляже на острове Змеином.

В этой ситуации Украина должна найти ответ на вопрос: какой именно выбор внешнеполитического статуса будет отвечать коренным интересам всех граждан, будет способствовать решению ключевых задач государства – развития и безопасности.

Объективно у Украины есть только три варианта при выборе направления внешней политики:

- реинтеграция в постсоветское пространство;

- внеблоковость или нейтральность;

- интеграция в евроатлантические и европейские структуры.

Реализация первого варианта приведет к постепенному растворению всего украинского в Украине. В рамках процессов возрождения России в статусе великого государства, существованию самостоятельной Украины нет места.

Внеблоковый статус также не предоставляет Украине никаких гарантий безопасности. Держать "круговую оборону" может только внутренне сплоченная нация с крепким ресурсным, промышленным, человеческим и, особенно, военным потенциалом.

Современная Украина, к сожалению, не может похвастаться такими преимуществами. А при наличии опасного соседа с проявлениями девиантного поведения, территориально агрессивного, нейтральность будет значить нейтрализацию национальной государственности.

Таким образом, только вступление в НАТО оставляет Украине, как независимому государству, хоть какой-то шанс обезопасить себя от неадекватных территориальных аппетитов соседей и сохранить перспективу дальнейшего самостоятельного развития.

И Россия все-таки будет вынуждена учитывать этот факт. Недаром ее шовинистически настроенная властная элита аж "со штанов выскакивает", так противодействует интеграции Украины в Североатлантический Альянс.

Или кто-то может предложить еще реальные альтернативы коллективной безопасности в рамках НАТО? Кажется нет ни одной.

Сейчас снова заговорили о предчувствии III мировой войны. Такие же тревожные настроения распространялись в Европе в 30-х годах прошлого столетия. Однако жуткие ожидания бессмысленной бойни тогда задевали, как правило, тех, кто был первым втянут в водоворот противостояния. Остальные – безразлично наблюдали в стороне.

Сегодня, как это не досадно, Украина оказалась на передовой.

Глобальные угрозы вынуждают украинский политический класс осознать: настало время наконец повзрослеть. Пора набраться мужества и решиться на принятие судьбоносных для страны решений.

Что делать – известно давно. Последовательность шагов четко и детально расписана в многочисленных научных работах, концепциях и программах.

Вопрос в том, способен ли кто-то из власть имущих взять на себя эту тяжелую ношу, отказавшись от обычных и дорогих их сердцам дел: дерибана земли, газовых махинаций, взяточничества, застройки парков, детских и спортивных площадок и т.п..

Сегодня, к сожалению, можно найти немало желающих, и не только в России, дать в морду Украинской революции.

Однако у украинцев еще есть время сделать так, чтобы у недругов при словах "самостоятельная Украина" возникало единственное желание – пойти повесится на первом попавшемся суку от бессилия.

Игорь Радзиевский, кандидат наук по государственному управлению, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде