Силикон по-украински
Инвестируя высшее образование, частные компании не имеют гарантий отдачи вложенных денег
Проблема, которую хочется затронуть в этой колонке, не просто из разряда наболевших. Она, на мой взгляд, стала уже хронической язвой, поразившей все отрасли экономики. Во всяком случае, встречаясь с друзьями-бизнесменами из самых разных сфер деятельности, все чаще слышу одно и то же: не хватает хороших инженеров, не хватает хороших швей, не хватает хороших станочников, не хватает хороших разнорабочих.
Не хватает..., не хватает... не хватает... Хороших специалистов никогда не было в избытке, но сегодня нехватка квалифицированных кадров приобретает черты системного кризиса.
Поэтому представители реального сектора экономики, не удовлетворенные качеством подготовки студентов, начали инвестировать учебные заведения.
То есть, пока в нашей политике царит раздрай, и все активно дружат против всех, а Украина тем временем понемногу утрачивает конкурентные преимущества своей экономики, такие, как высокий уровень образованности населения, частные компании начинают брать на себя те функции, которые традиционно выполняет государство.
Яркий тому пример – профессионально-техническое образование. Государство так и не сумело выработать четкой стратегии в отношении системы подготовки рабочих кадров, отчего последняя практически умерла. Фрагментарно реанимировать ее попытались отдельно взятые промышленные компании, испытывающие острейший дефицит рабочих рук.
Теперь нечто похожее наметилось и в высшем образовании – поскольку наблюдается все большая нехватка специалистов высокой квалификации, крупные компании всерьез рассматривают возможность предоставления вузам необходимой помощи в обучении молодежи.
И вот здесь они сталкиваются с непредвиденными проблемами.
В этом мы убедились на собственном опыте. В середине мая наша компания вместе с Харьковским политехническим институтом открыла учебно-научно-производственный центр (УНПЦ) с претенциозным названием "Силиконовая долина", которым мы хотим подчеркнуть прорывной характер проекта для системы образования.
Но показательный нюанс - с момента подписания протокола о намерениях и до момента старта проекта прошло целых два года, из которых больше года мы занимались всевозможными согласованиями на уровне Министерства образования.
Однако для такой стремительно меняющейся отрасли, как IT-индустрия, где каждые 5-6 лет приходит новое поколение технологий, потеря целого года – слишком большая роскошь.
Разрешительная система в образовании должна стать менее инертной, иначе оно безнадежно отстанет от реальных потребностей рынка. Ведь пока утверждаются новые методики, пока профессорско-преподавательский состав их осваивает - всё успевает полностью измениться, и методики нужно опять переписывать заново.
Вообще отчетливо ощущаемый всеми кадровый голод свидетельствует о значительных проблемах в системе образования.
Могу навскидку перечислить те, которые, на мой взгляд, свойственны большинству технических вузов. Это и колоссальный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками, и отставание высших учебных заведений от современных технологий, и дефицит квалифицированных преподавательских кадров, и ранний уход студентов в работу по найму или бизнес.
Приход частных компаний в вузы и создание совместных учебно-научно-производственных центров позволяет качественно решить большинство из перечисленных проблем, поскольку в таких проектах студенты и преподаватели могут приобщиться к самым современным технологиям, получить навыки практической работы и заработать деньги без отрыва от учебы или преподавания.
Казалось бы, государство должно включать режим наибольшего благоприятствования подобным начинаниям. Но... вместо этого включается обычный бюрократический механизм, и мы имеем то, что имеем...
Тем не менее, уверен, что очень многие последовали бы нашему примеру и, даже несмотря на сопротивление бюрократии, активно инвестировали в создание вузовских УНПЦ, если бы хоть маленький шаг навстречу был сделан на уровне государственной власти.
Заметьте, речь уже не идет о таких глобальных вещах, как предоставление той или иной отрасли особенного режима налогообложения, за что еще лет пять назад ратовали разные лоббистские группы. Сегодня представители IT-индустрии говорят об одном: помогите нам не как отрасли, а как работодателям.
Самым существенным фактором, сдерживающим инвестиции в образование, является то, что инвестор не имеет абсолютно никаких гарантий получить на работу обученного на его средства специалиста.
Ведь по действующему КЗОТу права работодателя защищены гораздо хуже, чем права работника. Фактически, тот может в любую минуту развернуться и уйти, чем умело пользуются многие фирмы, практикующие пиратское "хэдхантерство": предложил специалисту на 100 долларов больше - и не нужно вкладывать тысячи в его образование.
Если не решим эту проблему, отставание образовательной системы от потребностей рынка будет только усугубляться.
Уже в этом году, по оценкам многих отечественных специалистов, оборот украинской IT-отрасли перешагнет порог в один миллиард долларов, из которых примерно половина приходится на экспортные контракты. С теми темпами роста, которые сложились в IT-секторе, Украина может в течение пяти лет оказаться в десятке мировых IT-лидеров.
Окажется или нет, станут информационные технологии одной из базовых отраслей нашей экономики или не станут, во многом зависит от того, насколько эффективно будут решены проблемы, существующие в системе подготовки кадров.
Эдуард Рубин, директор компании "Телесенс", председатель Харьковского областного союза работодателей в сфере телекоммуникаций