Это горько-сладкое слово "реформа"… судебная
На днях мне в числе группы парламентариев, выпала честь посетить Европейский суд по правам человека – один из основных органов Совета Европы.
В связи с этим вспомнилась рекомендация другого, может быть, менее известного, но не менее уважаемого органа Совета Европы – Венецианской Комиссии – о введении в действие внесенных президентом Украины законопроектов "О судоустройстве" и "О статусе судей", данная еще в начале 2007 года.
Я тогда лично представлял эти законопроекты на заседании Венецианской Комиссии, где они прошли самую строгую оценку на предмет соответствия демократическим принципам верховенства права, разделения властей, независимости судей, получили лестные отзывы и единогласную рекомендацию к утверждению. А рекомендация Венецианской Комиссии – дорогого стоит!
По сути, уже тогда Венецианская Комиссия развенчала заявления председателя Верховного Суда о том, что законопроект, внесенный президентом, переподчиняет всю судебную вертикаль президенту, о недопустимости принятия в новой редакции законов о судоустройстве и статусе судей.
Кстати, эти письма звучат в унисон с заявлениями представителей фракции БЮТ. Получается, что целью недавнего блокирования БЮТ трибуны в Верховной Раде – было не пропустить именно эти законопроекты.
Следует признать, что замечания этих и других оппонентов судебной реформы в адрес подготовленных во втором чтении законопроектов не выдерживают никакой критики. Что лишь подтверждает опасения: речь идет исключительно о стремлении нынешнего руководства судебной власти сохранить свои должности, и ни о чем другом.
Но как можно дальше откладывать реформирование судебной системы, если пропущены все мыслимые и немыслимые сроки!
Конституция 1996 года отводила на это 5 лет, но завершить судебную реформу тогда не получилось. И все затянулось еще на 7 лет. Вследствие этого, в Украине законсервирована судебная система советского образца во главе с Верховным Судом и его председателем.
А ведь когда-то, до того как занять кресло председателя Верховного суда Василий Онопенко был убежденным сторонником судебной реформы. Выходит, теперь, оказавшись на "олимпе" судебной власти, он пересмотрел свои убеждения?
Странно наблюдать, как реформаторы, прогрессивно мыслящие люди, могут превращаться в консерваторов далеко не совершенных порядков, становясь, по сути, заложниками своей нынешней должности.
Удивительно слышать заявления о том, что эти законопроекты якобы вносятся в парламент в "авральном порядке".
Подчеркиваю, работа над проектами продолжается вот уже двенадцатый год, вот уже полтора года как они в виде структурно завершенных документов зарегистрированы и находятся в Верховной Раде. И не просто находятся, а непрерывно совершенствуются, вбирая в себя труд многочисленных специалистов и народных избранников.
После принятия в апреле 2007 года в первом чтении, секретариат комитета по вопросам правосудия обработал более ста экспертных заключений, 761 поправку народных депутатов – представителей всех парламентских политических сил, в том числе и БЮТ.
Кстати говоря, немало предложений было внесено народными депутатами от БЮТ с подачи именно Верховного суда, и они были учтены.
Судебной реформы граждане Украины ждут уже 17 лет со дня провозглашения независимости, 11 лет со дня принятия новой Конституции. И вот нам предлагают подождать еще неизвестно сколько – десять, двадцать лет?
Причем предлагают представители Блока Юлии Тимошенко – политической силы, у которой вторым пунктом предвыборной программы "Украинский прорыв" значится судебно-правовая реформа, освобождение судей от политического, административного, коррупционного влияния.
Уверен, что более чем десятилетнее обсуждение и проработка реформы законодательных основ судебной власти должны, в конце концов, вылиться в действующие законы.
По-моему, за долгие годы мытарств и лишений граждане Украины, ее народ выстрадали цивилизованную судебную реформу. И они должны ее получить. Время отговорок и полумер прошло.
Сергей Кивалов,
председатель комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, народный депутат Украины