Прокуратура Украины опозорила страну на всю Европу

Вторник, 24 июня 2008, 20:34

Докладчик Совета Европы по делу Гонгадзе Сабина Лейтхойзер-Шнарренбергер признала, что за три года ей не удалось добиться от украинской прокуратуры установления подлинности пленок Мельниченко для их использования в судах в качестве доказательств.

Лейтхойзер-Шнарренбергер, в прошлом - министр юстиции Германии, обещала Комитету по юридическим делам парламентской ассамблеи совета Европы, что она будет "продолжать внимательно следить за этим делом ".

При этом она обвинила двух генпрокуроров Святослава Пискуна и Александра Медведько в том, что они не предприняли все необходимые меры для того, чтобы пленки могли быть использованы в суде.

"Почти три года" прошли между "первоначальной принципиальной договоренностью с генеральным прокурором о необходимости вовлечения американских экспертов для того, чтобы преодолеть недоверие господина Мельниченко" и "реальной передачей требуемого официального запроса американским властям для законного сотрудничества", сказано в отчете Лейтхойзер-Шнарренбергер, опубликованном во вторник.

"Я пришла к выводу, что оба Генпрокурора в то время – Пискун и Медведько – не сделали всего, что было в их власти, чтобы пленки были использованы в качестве доказательств", - пожаловалась она.

Несмотря на то, что Лейтхойзер-Шнарренбергер возлагает основную вину на прокуроров, ничего в ее докладе не говорит о том, что сам Мельниченко или Министерство юстиции США спешили превратить пленки в улики.

Сразу после ее назначения докладчиком по делу Гонгадзе в апреле 2005 года Лейтхойзер-Шнарренбергер предложила тогдашнему прокурору Пискуну, что она "договорится с Мельниченко и его адвокатами о мерах, которые позволят американским и украинским экспертам провести экспертизу в США таким образом, чтобы исключить какие-либо манипуляции с чьей-либо стороны".

Пискун подтвердил ей, что украинские законы позволяют использование таких экспертных оценок в суде, подготовленных при участии представителей генпрокурора. Мельниченко "должен будет дать правдивые показания, поясняя свой образ действия и его мотивы".

Лейтхойзер-Шнарренбергер направляла Пискуну подтверждение о договоренностях трижды - в 2005, один раз в 2007, и получила два ответа. Она писала Медведько один раз в 2005, дважды в 2007 и дважды в 2008 годах, и получила три ответа. Она встречалась с Мельниченко в 2005 и написала ему вскоре после этого, и еще раз в 2007 году.

В июле 2007 в Киеве представитель американского министерства юстиции рассказал Лейтхойзер-Шнарренбергер, что "американская сторона готова "благосклонно изучить" любой официальный запрос о юридическом сотрудничестве, который получат от генпрокурора по этому делу". Лейтхойзер-Шнарренбергер добавила: "Не теряя времен и, я проинформировала генпрокурора об этом. К сожалению, на то, чтобы этот официальный запрос попал в американский Минюст, снова ушло очень много времени".

В прошлом году прокурор сказал журналистам, что направил запрос - но на самом деле американцы ничего не получали. Только 11 апреля 2008 года Лейтхойзер-Шнарренбергер все-таки получила подтверждение, что запрос – у американцев, и спустя 2 месяца они все еще изучали его.

Комитет по юридическим делам ПАСЕ высказал "глубокую обеспокоенность" тем, что Украина "не совершила никакого прогресса" в том, чтобы привлечь к ответу организаторов убийства, которое, скорее всего, было совершено генералом Алексеем Пукачем 16 сентября 2000 года.

Трое подчиненных Пукача были осуждены и заключены в тюрьму за оказание содействия в совершении убийства. Но участие политиков и высокопоставленных чиновников министерства внутренних дел осталось не расследованным.

Комитет по юридическим делам призвал украинские власти принять все меры, включая следующее:

-- Начать криминальное расследование против тех, кто не смог защитить Гонгадзе, который перед своей смертью заявлял в Генпрокуратуру о слежке со стороны милиции.

-- Расследовать факт освобождения Пукача из заключения в 2003 году и его последующее исчезновение, а также открыть уголовные дела против ответственных за это.

- Без промедления установить подлинность так называемых "пленок Мельниченко", записанных в кабинете президента Кучмы, чтобы позволить их использование в качестве доказательств в суде.

- Расследовать остальные, связанные с делом вопросы, включая организацию нападения на журналиста Алексея Подольского, которое было совершено за несколько месяцев до смерти Гонгадзе, и сердечные приступы, которые привели к смерти чиновников МВД Фере и Дагаева в 2003 году.

Генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айдан Вайт отметил: "Международная федерация журналистов не устает настаивать на обнаружении заказчиков и организаторов убийства Гонгадзе, и мы приветствуем позицию Парламентской ассамблеи. Сегодняшняя резолюция в Страсбурге является четким осуждением того, что Украина провалила расследование и не смогла привлечь к правосудию тех в политическом истеблишменте, кто стоит за этим убийством".

by Simon Pirani

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде