Украине с любовью?

Вторник, 24 июня 2008, 15:05

Отношения Украины с Россией во все времена не были преисполнены взаимной любовью. Причиной этого тогда и сейчас было разница в миссиях двух государств. Украина никогда не претендовала на роль империи, Россия же жила этой идеей и воспитывала в этом духе целые поколения граждан.

Перестройка, распад СССР, возникновение независимых государств на его просторах подтолкнули российские государственные элиты к воспроизведению неоимперского мифа с новой силой. И хотя отношения между Украиной и Россией продолжают номинально называться "стратегическими", на практике их таковыми перестали считать даже ярые русо- (украино-) филы.

Символически ментальное и политическое отдаление Украины и России объяснить очень просто: империя может самоутверждаться только за счет своих врагов. Чем сильнее мессианские настроения среди элит, тем мощнее должна быть идеологическая работа среди населения, тем очевиднее, конкретнее, понятнее (а значит – ближе) и известнее должен быть враг.

В этом отношении, что Украина, что Грузия – непревзойденные "удобрения" для выращивания правильных "русских". Трагедия общего врага на фоне подъема и расцвета собственного государства – гротескный и банальный до оскомины, и самый простой сценарий формирования единой нации. А Россия к сложному и не стремится.

Наверное, согласятся те, у кого есть родственники в Российской Федерации и кто может пообщаться с гражданами России "без протокола": очень участились вопросы вроде: "А что же это у вас там такое творится? Вы что, действительно с Россией воевать собрались?"

Сам по себе вопрос, по мнению среднестатистического украинца, находится на границе иронии и шизофрении. Казалось бы, как "такое" можно всерьез спрашивать? Тем не менее, когда начинаешь думать, а что же заставляет россиянина ставить такие вопросы брату-украинцу...

А особенно – как бы сформулировал вопрос россиянин, не связанный родственными связями, так бы сказать как обычный обычному, – появляется очень неприятное чувство наличия приглушенного пока, но уже очевидного конфликта на уровне идентичностей.

По последним данным, 21% россиян (третий показатель после США и Грузии) считают Украину самым большим врагом России. Этот факт заставляет признать наличие двух реальностей.

Первая реальность ограничивается существованием делового международного этикета, одиночными сюжетами на ТВ и общими воспоминаниями на тему "как это было". В этой реальности Украина и Россия – братские республики.

Кульминацией дружбы и сотрудничества является межгосударственная комиссия на высочайшем уровне. Украина помогает России присоединяться к ВТО. Вот, в принципе, и все. Да, мало как для стратегического партнерства.

А вот другая реальность куда более объемная, яркая, интересная и искренняя. Охарактеризовать ее одним словом не кажется возможным. Это даже не конфликт, это – позиционное противостояние по всем фронтам. В них нет места эпитетам вроде "братские" или метафорам вроде "отношения".

Чтобы убедиться в этом, нужно просто посмотреть российский телеканал или просмотреть российское печатное издание. В этом отношении Интернет – это вообще явление не для слабонервных.

Каждый день газеты "Московский комсомолец", "Независимая газета", "Российская газета", "Красная звезда", сайты "Росбалт", "Страна.ру", "Новый регион", телеканалы "РБК", "Мир-ТВ", "РЕН-ТВ", "TVCi" ведут рубрику под условным названием "Украина без украшений".

С настойчивостью, достойной академика Павлова, российские СМИ рассказывают о "настоящей" ситуации в Украине.

Автора постоянно удивляло, за что борются и что отстаивают идеологи и сторонники КПУ, СПУ и им подобных. Ведь та "правда", которую рассказывают о нашем государстве из экранов телевизоров и страниц прессы, изображает Украину как недоразвитую, третьесортную, вражескую России страну. Неужели таким они представляют себе будущее Украины?

Роль России в процессе евроатлантической интеграции Украины, безусловно, будут оценивать историки. Но уже сегодня очевидно, что достижений восточных соседей в этом процессе никак не меньше, чем собственно украинских.

Ведь с уверенностью можно предположить, что для того, чтобы изменить отношение украинцев к НАТО, достаточно просто на центральных каналах каждый день транслировать в "прайм-тайм" 10-минутные фрагменты российских новостей за день. Эффект гарантирован.

Для большей убедительности украинскую проблематику чаще всего комментируют в российских СМИ Фролов, Затулин, Рогозин, Жириновский, Жарихин и прочие, не менее достойные "украинофилы". Фронт критических материалов поражает – от полного несоответствия Украины требованиям ВТО и НАТО к "сознательному перекручиванию истории с целью оправдания фашистской сути украинского национализма".

В последнее время такое комментирование украинского направления значительно оживилось, и к нему активно присоединились представители российского истеблишмента.

Только за последние три недели Юрий Лужков, Сергей Лавров, включительно со всеми своими заместителями и пресс-службой МИД РФ, Сергей Иванов, сам новоизбранный президент РФ Дмитрий Медведев буквально по-новому протрактовали весь спектр дискуссионных взаимоотношений и ряд других вопросов, которые к своему стыду, Украина нагло считала своими суверенными делами.

Перечень просто захватывает: проблематизация статуса города Севастополя на пару с пребыванием в нем Черноморского флота РФ, долги за газ и ненадежность Украины в качестве транзитера энергоносителей; протесты против празднования Конотопской битвы; мечты о денонсации договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве; выдумки о притеснениях россиян в сфере вещания, об ограничении употребления русского языка, о закрытии русскоязычных школ.

Дальше некуда, ведь дошло до того, что президент России воссоздает очень нескромные инвективы об ограничении русского языка в Украине, а Министерство иностранных дел РФ официально требует от украинской стороны прекратить разработку ряда нефтегазоносных площадей в Черном море и заявляет, что переговоры о сроках вывода флота будут решаться тогда, когда российская сторона будет считать это актуальным.

С ужасом задумываюсь о том, какими были бы претензии России к Украине, не будь эти отношения стратегическими. Несмотря на то, что, казалось бы, хуже уже никуда, в ближайшее время Украину ожидает еще несколько испытаний. Приведенные факты об информационном и политическом давлении на Украину неотвратимо будут иметь свое развитие.

По данным экспертов, которые работают "с Кремлем", для удержания Украины в орбите своего влияния приняты решения не жалеть патронов. В придачу к недопущению Украины в НАТО и установлению "европейских" цен на газ, в Белокаменной планируют активизировать усилия по ограничению связей Украины в Средней Азии и на Кавказе.

В придачу – нивелирование дипломатических усилий Украины в Приднестровье, полная локализация ГУАМ вместе с педалированием выхода из объединения Молдовы, обеспечение активного сопротивления реализации всех энергетических проектов с участием Украины и третьих государств, приватизация стратегических предприятий Украины.

Для влияния на Украину определен довольно широкий арсенал средств, в котором дипломатическое и информационное давление по экстравагантности не входят даже в первую тройку.

Намного больший эффект ожидают достичь от дестабилизации ситуации в Крыму, в том числе с помощью раскола Меджлиса и поддержки радикальных крымскотатарских группировок, активизации КПУ, СДПУ (о), СПУ, партии "Великая Украина" и пророссийских организаций Крыма, создания антинатовского движения на Юге и Востоке, внедрения визового режима с Украиной, активизации оперативной работы ФСБ и других спецслужб на территории как РФ, так и Украины.

Более того, уже сегодня высокие чиновники Администрации президента РФ гордо рапортуют своему старому-новому начальству о том, что к сотрудничеству удалось привлечь представителей почти всех (!) парламентских политических сил, сотрудников генпрокуратуры, судий, отставных разведчиков. Итак, в Украине становится интереснее жить!

Значит, элитам, которые гордо именуют себя украинской властью, придется очень хорошо постараться, чтобы отстоять национальные интересы, а особенно – чтобы в существующей какофонии голосов советников, помощников, побратимов, оруженосцев и так далее отличить искренние нотки от коллаборационизма и антиукраинского лоббизма.

Как было сказано в начале материала, отношения между Украиной и Россией усложняются далеко не из-за НАТО. Учитывая уровень аргументации в отношениях, можно утверждать, что отсутствие темы НАТО было бы сполна компенсировано любым другим вопросом – от взаимоотношений с США до обслуживания самолетов "Миг" Луцким авиаремонтным заводом.

Очевидно, конфликт – явление в любом случае двухстороннее. Поэтому всегда причины надо искать в обоих его участниках. Тем не менее, даже самые критические отечественные эксперты признают, что в отношениях с Россией вина Украины только в желании защитить свои национальные интересы как отдельного субъекта международных отношений.

Наверное, невозможно найти ответ на вопрос: какой должна быть Украина, чтобы не нервировать Россию? Для того, чтобы не стимулировать "отважных" российских чиновников и политологов отовсюду поливать Украину грязью.

Чтобы не учитывать при любом заграничном визите украинского руководства так называемый "российский фактор". Чтобы члены НАТО на саммитах думали о выгодах от вступления Украины в блок, а не о потерях от реакции на него России.

Ведь даже с Белоруссией – без пяти минут членом русско-белорусской конфедерации – иногда возникают проблемы. Решить которые – временно – белорусскому руководству удается только в обмен на очередной пакет собственности на трубопровод или другой лакомый объект.

Кстати, Белоруссии уже объяснили российскую формулу интеграции – вхождение в РФ на правах ... нескольких областей.

Итак, любая страна, позиция которой не тождественна позиции России, является "недогосударством". После понимания этого для украинских руководителей остается только два варианта действий.

Первый – пытаться понравиться россиянам, давать поблажку их фантомной боли и имперским прихотям – с надеждой получить их поддержку в борьбе с конкурентами. Как свидетельствует опыт потерь украинской элитой контроля над своим государством и в XVII, и в XX столетии, этот путь опасен лично для таких "хитроумних" политиков.

Второй путь предусматривает умение властной элиты консолидироваться вокруг реализации национальных интересов – ради будущего и государства, и собственного. Этот путь тяжелый и тернистый, но это путь к звездам. В частности, на флаге ЕС.

Николай Кравченко, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде