Ющенко в борьбе с оппонентами возвращается к политической тактике Кучмы
Ежедневные политические атаки на правительство Юлии Тимошенко создают впечатление дежа вю, циклического повторения украинской политики. Эти нападения до боли напоминают агрессию, с которой расправлялись в 2000-2001 годы с правительством Виктора Ющенко, в состав которого тогда входила вице-премьер министр по ТЭК Тимошенко.
Идентичны не только арсеналы политических инструментов и методов, которыми пользовался режим Леонида Кучмы, и которые сейчас применяются Секретариатом Ющенко. Возвращается практика использования той же придирчивой, неосоветской риторики для обвинений действующего Кабинета Министров, с помощью которой восемь лет назад осуждалась политика Кабмина Ющенко.
Недавние обвинения правительства Тимошенко в "фашизме" и "популизме" – просто переписанные слова из пресловутого "открытого письма трех", подписанного в феврале 2001 президентом Кучмой, премьером Ющенко и спикером Плющом и направленного против акции протеста "Украина без Кучмы", в котором приняла участие Тимошенко.
Показательный факт: Иван Плющ, избранный в парламент по списку блока НУ-НС, наотрез отказался подписывать коалиционное соглашение с БЮТ. Так же Плющ категорически отказался извиняться за соавторство в "письме трех", оправдывая свои действия тем, что это был правильный способ осуждения "антигосударственного мятежа".
Сегодня роль Плюща выполняет глава Секретариата Виктор Балога. Именно ему принадлежит авторство выпадов против Тимошенко, которые по стилистике очень напоминают "письмо трех".
Вдобавок, много украинских политиков и экспертов, в том числе из рядов оранжевой команды, открыто заявляют о наследовании нынешним руководством Секретариата президента не только политики и риторики администрации Кучмы, но и тактики выборочного давления с помощью правоохранительных органов (СБУ и Генпрокуратуры, которые контролируются или находятся под влиянием людей из окружения Ющенко), направленного против оппонентов. В частности, против Юрия Луценко и Давыда Жвании.
Еще одна очевидная параллель между политической тактикой режима Кучмы восьмилетней давности и тактикой Ющенко - использование Совета национальной безопасности и обороны для борьбы с инакомыслящими.
На протяжении 2000-2001 годов СНБОУ использовалось Кучмой для подрыва и свертывания правительственного курса Ющенко-Тимошенко, особенно в сфере антикоррупционной политики в топливно-энергетическом комплексе.
Антиконституционная деятельность СНБОУ по торможению правительственной политики была возобновлена после избрания президентом Ющенко, и это учреждение продолжают использовать в том же духе.
В 2005 году секретарем СНБОУ стал известный своей острой неприязнью к Тимошенко Петр Порошенко, а с декабря 2007 эту же должность занимает бывшая председатель парламентской фракции Партии регионов Раиса Богатырева. И Порошенко, и Богатырева в СНБОУ стали в руках президента орудием для разрушения правительств Тимошенко.
Еще одним прямым свидетельством возвращения к тактике времен Кучмы стало назначение 19 мая советником президента Евгения Марчука. В 2000-2001 Кучма использовал Марчука в качестве секретаря СНБОУ для разрушения системы антикоррупционных мер, введенных Тимошенко в энергетической сфере.
Тогда ее шаги привели к выводу из "теневого" энергетического сектора 12 миллиардов гривен доходов и нанесли мощный удар по заговору олигархов на рынке электроэнергии. Поэтому нет ни одного случайного совпадения в том, что с назначением Марчука советником президента, выросла антиправительственная активность СНБОУ в энергетическом направлении.
Во времена Михаила Горбачева Марчук был заместителем председателя республиканского КГБ УССР, а при Кравчуке стал первым председателем Службы безопасности Украины. В 2000-2001 годы, находясь на должности секретаря СНБОУ, Марчук занимался дискредитацией политики правительства Ющенко-Тимошенко в топливно-энергетическом комплексе, поскольку именно эта политика сводила на нет огромную коррупцию в ТЭК.
По иронии судьбы, сегодня Ющенко вдохнул новую жизнь в политическую карьеру Марчука именно путем угрозы со стороны Тимошенко, которая своей политикой продолжает бороться за большую прозрачность в энергетике и снова становится на помехе распространенным в ТЭК коррупционным заговорам.
Когда автор во время беседы с Послом Кейтом Смитом (руководителем Рабочей группы по вопросам украинской энергетической политики при вашингтонском Центре стратегических и международных исследований [CSIS]) спросил что он думает об энергетической политике Тимошенко, тот ответил следующее:
"Критика действий правительства в ТЭК неприятно поражает. Очевидно, все усилия премьер-министра Тимошенко выглядят направленными на установление большей прозрачности и снижение коррупции как внутри страны, так и в энергетическом сотрудничестве между Украиной, Россией и странами Центральной Азии".
Посол Смит был твердо убежден: "На мой взгляд, она больше чем остальные была отдана намерению устранить всех ненужных и непрозрачных посредников из газовой сферы. Учитывая растущие цены на энергоносители, нужно помнить, что Украина нуждается в более открытой системе, которая бы способствовала честной конкуренции".
Смит обратил внимание на то, что политика правительства Тимошенко в ТЭК получила одобрение западных правительств и международных организаций. В то время как президент Ющенко защищал непрозрачную компанию-посредника "РосУкр-Энерго", которую премьер-министр Юрий Ехануров допустил на внутренний рынок в результате заключения газового соглашения в январе 2006.
Правительство Тимошенко пыталось устранить всех коррумпированных посредников. Как отмечает посол Смит, западные правительства поддерживали усилия правительства относительно ликвидации всех коррумпированных посредников в газовых отношениях Украины и России:
"С того времени, как она смогла перейти к прямым переговорам с Россией, по поводу цен на газ, и устранить посредников и искателей ренты вроде "РосУкр-Энерго", Тимошенко старается сделать прозрачными все бизнес-отношения в целом в топливно-энергетическом комплексе страны, то есть, проводить политику от которой существенно выиграет вся Европа".
Относительно противоречивого соглашения с Венко, заключенного в октябре 2007 года, которое Ющенко поддержал, а правительство очертило как повторение схемы "РосУкр-Энерго" и старается отменить, Смит отметил:
"Очевидно то, что, несмотря на некоторые противоречивые действия Тимошенко в деле Венко, они все же есть еще одним примером того, как она упрямо пытается ввести как можно большую прозрачность в сферу добычи нефти и газа в Украине.
Несмотря на политическое противостояние, которое развернулось вокруг этого дела, политика премьер-министра может оказаться наиболее оправданной с точки зрения решения проблемы и гарантией того, что Венко будет серьезным инвестором, а не орудием в руках менее прозрачных компаний”.
Смит также уверен в том, что правительство Тимошенко проводит правильную политику относительно НАК "Нефтегаз Украины":
"Что касается управления государственными компаниями, то красноречивым примером является правительственная финансовая поддержка "Нефтегаза", который в момент передачи власти от Януковича Тимошенко находился на грани банкротства и имел огромные долги перед иностранными заемщиками – долги, которые были получены предыдущими правительствами и могли быть последствием использования ресурсов компании с целью личного обогащения.
Мне кажется, что премьер-министр Тимошенко отреагировала более оперативно на этот вызов и предоставила государственные гарантии уплаты долгов, что в целом положительно сказалось на общем кредитном рейтинге страны. Это было одним из ключевых решений, без которого стране могли угрожать очень неприятные последствия".
Возвращение Марчука в украинскую политику стало четким сигналом желания президента обратиться к тактике Кучмы, чтобы устранить правительство Тимошенко и ее лично как политического конкурента.
По мнению Смита: "Использование ресурсов ТЭК в политических целях против правительства снова позволит заинтересованным, коррумпированным игрокам как внутри страны, так и за ее пределами, вернуть себе утраченное влияние на Украину".
Тимошенко снова соприкоснулась не только с энергетическим давлением России, но и получила удар в спину, как и восемь лет назад, со стороны президента, СНБОУ и Марчука.
Свидетельством подготовки очередного решения о восстановлении олигархического контроля над нефтегазовым комплексом является утечка информации о проекте решения СНБОУ относительно раздробления Нефтогаза в еженедельнике "Зеркало недели" с целью его распродажи лояльным финансово-промышленным группам.
Скорее всего его затормозили только по той причине, что в парламенте до сих пор нет достаточно голосов, чтобы отправить Тимошенко в отставку.
Возвращение политических методов Кучмы и политическая реинкарнация Марчука ставит вопрос о том, как далеко Ющенко готов пойти, чтобы устранить Тимошенко, которую он считает главной преградой для переизбрания на второй срок.
Полуавторитарный режим Кучмы, несмотря на подавление протестов "Украины без Кучмы", краткосрочное заключение Тимошенко в феврале 2001 после пресловутого "письма трех" и ее продолжительное преследование с использованием фальшивых уголовных дел, наконец проиграл борьбу демократическим силам.
В молодой, но демократической Украине попытка президента Ющенко вернуться к методам Кучмы еще больше обречена на поражение, чем при президентстве самого Кучмы. Как недавно справедливо отметил экс-министр обороны Анатолий Гриценко, использование таких методов ударит позже бумерангом по самому президенту.
Уже сегодня рейтинг Ющенко опустился к критическим 6% – уровню, который был у Кучмы во время своего второго срока. Продолжение использования методов своего предшественника добьет рейтинг Ющенко. Более того, разрушая правительство Тимошенко, Ющенко подрывает свой курс на евроатлантическую интеграцию, которая может держаться только на единстве помаранчевой коалиции.
Тарас Кузьо, для УП