Павленко от Коржа отличается... составом конкурсной комиссии
Министерство в делах семьи и молодежи во времена Коржа запомнилось "плодотворной деятельностью" на поприще коррумпирования молодежного третьего сектора. УП уже писала о злоупотреблениях на поприще государственного финансирования молодежных организаций. Сегодня, после завершения проектного конкурса 2008-го года можно проанализировать какие перемены произошли теперь, во времена нового руководителя ведомства. А что осталось по-старому.
Начну с того, что на самом деле поменялось. И хотя изменений мало, тем не менее, именно они лучше всего иллюстрируют разницу между политикой предыдущего руководящего состава и действующего.
Следует отметить, что предыдущее Министерство допавленковского периода ярче всего запомнилось введением закрытого конкурса для проектов МГО, появлением системы "откатов" и созданием условий для предоставления фальшивой отчетности относительно проектов, об этом частично шла речь в публикации "Государство становится самым большим донором ГО".
Для начала следует отметить, что со сменой министра, поменялся состав конкурсной комиссии по распределению финансирования. Она существенно пополнилась представителями оранжевых молодежных организаций и депутатами ВРУ.
В частности, в ее состав вошли: председатель ВМГО "ОСМ "Зарево" Виктор Генералюк, который является помощником народного депутата Лилии Григорович (НУНС), председатель секретариата УАСС Алексей Кляшторный (помощник бютовца Михаила Волынца), глава молодежного крыла НРУ Иван Крутько, директор департамента образовательных программ Международного благотворительного фонда "Украина 3000", Александр Олейник и нардепы Евгений Суслов (БЮТ) и Екатерина Лукьянова (НУНС).
В то же время, в противоположность новым членам конкурсной комиссии, свое присутствие сохранили "выдающиеся" представители прежнего состава, которые, собственно, и были обвинены в непрозрачном распределении бюджетного финансирования.
Речь идет о Юрии Криворучко, который представляет Украинский Молодежный Форум (в этом году, Криворучко уступил председательство в комиссии заместителю министра Ростиславу Драпушко), Константине Захаренко, неизменном руководителе департамента молодежной политики, и народном депутате от Партии Регионов Юрии Мирошниченко.
Кроме того, неожиданным было включение в состав комиссии народного депутата от Компартии Андрея Найденова (не исключено, что он является креатурой замминистра молодежи, лидера Киевской организации КПУ Юрия Сизенко).
Изменения произошли и в составе победителей конкурса. В частности, среди организаций, получивших финансирование от Министерства, оказались "Союз Украинской Молодежи в Украине" и "Молодежный националистический конгресс", известные своей активной воспитательной работой среди детей и подростков и проектами по патриотическому воспитанию молодежи.
Национальная Скаутская Организация Украины "ПЛАСТ" существенно нарастила госфинансирование, собственно, как и ряд других детско-молодежных организаций. Это можно считать самой главной заслугой конкурса в этом году.
Кроме того, комиссия, по предложению новых членов, отказалась от определения "потолка" размера финансирования одной организации (раньше этот показатель составлял 350 тысяч гривен). Это был первый и необходимый шаг в процессе необходимого реформирования условий конкурса.
Тем не менее, вместе с ликвидацией рамок финансирования, комиссии надо было рассмотреть и вопрос определения четких приоритетов – что дает право организации надеяться на государственное финансирование, а комиссии, соответственно, такое финансирование утверждать. К сожалению, конкурсная комиссия избежала такого шага.
Почему, фактически начав реформу, конкурсная комиссия остановилась сразу после первого маленького шага, забыв даже рассмотреть вопрос финансовых рамок для одного проекта? Ответ на этот и много других вопросов кроется в заангажированности членов конкурсной комиссии, которые, в первую очередь, преследовали интерес финансового наполнения тех организаций, которые они репрезентируют.
К примеру, "Украинская ассоциация студенческого самоуправления" получила 350 тысяч гривен (Алексей Кляшторный), а "Украинский Молодежный Форум" - все 490 тысячи (Юрий Криворучко).
В пункте 15 Порядка проведения конкурса проектов программ, разработанных общественными организациями, относительно детей, молодежи, женщин и семьи, который утвержден постановлением правительства, говорится: "экспертом, оценивающим проекты не может быть лицо, которое является членом общественной организации, которая подала проект программы на конкурс или является разработчиком или исполнителем одной из программ".
Значит, по мнению Павленко, который подписал приказ о создании конкурсной комиссии, экспертом, который готовит выводы для членов конкурсной комиссии, не может быть заинтересованное лицо, а вот членом конкурсной комиссии – пожалуйста. Где логика? Логика непредвзятого объективного оценивания проектов?
В ходе формирования состава экспертов, Министерство снова грубо нарушило ту же норму постановления Кабмина, включив Сергея Романюка, занимающего должность первого вице-президента "Ассоциации правозащитных организаций студентов Украины", проекты которой в этом году были поддержаны Минмолодежи на общую сумму 200 тысяч гривен.
Кроме того, в уже упомянутом пункте 15, отмечается, что список экспертов, порядок их работы и инструкция по оцениванию проектов программ утверждается Минмолодежьспорт. Тем не менее, на официальном сайте Министерства были размещены только данные о составе экспертов на 2008 год, в то же время, не оглашены порядок их работы и инструкция по оцениванию проектов.
Хотя доподлинно известно, что часть экспертов не получала и не была ознакомлена с вышеупомянутыми документами.
В связи с этим можно утверждать, что Министерство нарушило нормы постановления Кабинета Министров в части соблюдения процедуры проведения конкурса. Также, молодежной общественности не известно существуют ли вообще порядок работы экспертов и инструкция по оцениванию проектов.
И это далеко не полный список нарушений, допущенный ведомством Павленко. Так, согласно утвержденному порядку, для участия в конкурсе допускаются проекты программ, разработанные и представленные общественными организациями, которые имеют статус всеукраинских, являются юридическими лицами и зарегистрированы в установленном порядке не позже чем за год до дня окончания срока предоставления заявок на конкурс.
В конкурсе в этом году почему-то принимали участие (кроме всеукраинских молодежных и детских организаций) союзы молодежных общественных организаций, союзы детских общественных организаций, союзы молодежных и детских общественных организаций, а также (!!!), союзы союзов молодежных общественных организаций, которые тоже получили деньги на реализацию проектов.
Согласно статье 4 закона о молодежных и детских общественных организациях, основателями союзов таких объединений являются и молодежные и детские общественные организации. Это, в свою очередь, значит, что союзы молодежных и детских общественных организаций являются самостоятельными (отдельными) субъектами, которые действуют на основании своего устава, а не устава его членов.
Но госбюджетом Украины на 2008 год предполагалась поддержка только молодежных и детских общественных организаций, их союзы не имели право принимать участие в конкурсе.
По итогам конкурса 2008-го года, были поддержаны проекты: Всеукраинской молодежной общественной организации "Республиканская христианская молодежь" 250 тысяч гривен), Молодежной общественной организации Молодежный информационный центр "Евро 26-зарево" (200 тысяч); Объединения Изучающей Молодежи "Зарево" (140 тысяч); Всеукраинского Совета молодых ученых и специалистов(49 тысяч); Социалистического конгресса молодежи (180 тысяч); Совета молодых предпринимателей Украины (100 тысяч); Всеукраинской молодежной хостел ассоциации (130 тысяч); и прочие.
Все вышеупомянутые организации входят в состав Всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций "Национальный Совет молодежных организаций Украины". Проекты этого союза также поддержаны Министерством на сумму 295 тысяч гривен.
Сам же Национальный Совет входит в состав союза "Украинский молодежный форум", который в свою очередь получил финансирование в размере 490 000 гривен.
Итак, члены этих союзов получили финансирование трижды: как молодежная общественная организация, как участник союза, и как участник союза союзов. А это, в свою очередь, значит, что во время проведения конкурса были ограничены права всех остальных его участников, в частности, был нарушен правовой принцип равенства.
Кстати, можно утверждать, что Министерство нарушило законодательство с самого начала объявления конкурса. К такому мнению приводит отсутствие в объявлении о конкурсе суммы максимально-возможного объема финансирования проекта.
А такая информация обязательно должна быть оглашена, по крайней мере, такое обязательство содержит пункт 6 вышеупомянутого Порядка. В итоге, организации подавали проекты отмечая произвольные суммы необходимого финансирования.
И, наконец, подойдя к финалу конкурса, комиссия и Министерство решили очень быстро закончить работу по распределению финансирования. 21-го апреля были получены комиссией выводы экспертов, а уже 24-го апреля принято решение о распределении финансирования.
Таким образом, конкурсная комиссия избежала целой процедуры – второго этапа оценивания, объединив его с первым. Хотя, Порядок требовал сообщить всем общественным организациям о результатах первого тура, а уже потом - провести финансовое оценивание отобранных во второй круг проектов.
К величайшему сожалению, перечень нарушений Постановления Кабмина о порядке проведения конкурса, можно продолжать и дальше... Тем не менее, важнее было бы сейчас, призвать Министра отказаться от использования конкурса молодежных организаций, как метода расчета за отсутствие критики фактического провала молодежной политики действующего правительства, и что главное - личной критики Павленко.
Ведь как в случае с Коржом, где состоялось частичное разворовывание средств под видом реализации проектов, так и в случае с Павленко, который так "подкупает" организованное молодежное движение, избегая государственного контроля над процессом выполнения проектов, наблюдаем явление, которое в цивилизованном мире называется - "политическая коррупция".
Владимир Феськов, глава контрольно-ревизионной комиссии всеукраинской молодежной организации "Фундация Региональных Инициатив", для УП