Кто теперь посоветует что-то умное президенту?
Не знаем, как вы, но автор не может себе представить академика Николая Жулинского, который ногой открывает чью-то дверь, врывается к этому кому-то, садится вместо стула на стол, навязывает свое общество или начинает рассказывать какую-то ерунду, забирая чье-то очень и очень драгоценное время без толку.
Или певца Владимира Гришко, который от нечего делать начинает подбивать кого-то на несусветные глупости – то ли дом соседский поджечь, то ли грушу чужую потрусить, то ли пойти напиться вдребезги, а потом всю ночь петь пьяными голосами неаполитанские песни под стенами финского посольства.
Или известного боксера и пока не совсем успешного политика Виталия Кличко, который готовит законопроект о введении в Украине языка суахили как второго государственного и не дает спать высоким должностным лицам – мол, пока вы не примете этот законопроект, жить вам спокойно не дам.
Но это мы не можем представить ничего подобного. Это у нас нет буйной фантазии. А вот у кого-то из ближайшего окружения президента Виктора Ющенко такая фантазия есть. И этот неизвестный "кто-то" приготовил и положил на подпись главе государства указ под №554/2008, который и был подписан 17 июня 2008 года.
Умные прислушиваются к умным
Сразу откроем тайну: литературоведа Жулинского, певца Гришко и боксера Кличко объединяет, кроме украинского гражданства или принадлежности к сильному полу, еще и пребывание в рядах советников президента Украины.
Помимо этих трех, советниками главы украинского государства являются еще одиннадцать человек. И всех их касается упомянутый указ №554/2008, который так и называется: "О Советнике Президента Украины".
Суть короткого текста указа – в отмене старых положений о президентском советнике от 13 июля 2005 года и принятии нового.
А теперь – внимание. И еще раз – внимание!
В прошлой редакции положения о советнике отмечалось, что советник имеет право "неотложного приема президентом". Это понятно. Ведь теоретически глава государства вовлекает в небольшой по численности круг советников людей, которым полностью доверяет, равных которым в той или иной сфере деятельности нет, и которые могут подсказать что-то такое, чего никто не подскажет и не покажет. Причем это "что-то" может быть очень неотложным.
Исходя из того, что лучшие из лучших специалистов, входящие в число советников, способны самостоятельно определять меру такой неотложности, в бывшей редакции положения о советнике было зафиксировано право требовать подачи на рассмотрение президента своих предложений и документов по вопросам, которые требуют срочного решения, в течение суток с момента их внесения.
И это тоже понятно. Или ты доверяешь интеллекту и интуиции людей, которых ты сам собрал вокруг себя, или нет, или хочешь к ним прислушиваться, или нет.
Уинстону Черчиллю в начале Первой мировой войны его советники по науке принесли проект танка. И не важно, что речь шла о "непрофильных" вещах – Черчилль возглавлял британское Адмиралтейство – их никто не выгнал, не отказал в приеме, не поставил в бюрократическую очередь посетителей.
В итоге: Британия и ее союзники создали и послали войску тысячи танков и не в последнюю очередь благодаря этому оружию выиграли войну. А Черчилль и дальше с готовностью общался со своими советниками по науке.
Итак, осенью 1940 года, во время уже Второй мировой войны, неприятным сюрпризом для немецкой авиации стала разветвленная сеть радиолокационных станций, с помощью которых британцы днем и ночью находили в воздухе вражеские самолеты. Благодарный премьер не забывал отмечать научных работников, а один из них стал даже лордом.
По-своему комплектовал команду советников Франклин Делано Рузвельт. Если Черчилль отдавал предпочтение долгосрочным контактам, то он время от времени менял ключевых игроков в команде, хотя с некоторыми, как, скажем, с Гарри Хопкинсом, не расставался все время своего президентства.
Но "мозговой трест Рузвельта", как полуофициально называлась эта команда, всегда был готов к бою и всегда президент, несмотря на свою болезнь, с готовностью работал с интеллектуалами и менеджерами, чувствуя себя среди них как свой среди своих. Без каких-либо бюрократических "примочек".
А Михаил Горбачев в начале своей деятельности на должности генсека, только провозгласив перестройку, очень толерантно и по-дружески вел себя с группой своих помощников и советников. Нередко он собирал всю команду на даче, где они могли несколько дней совместно работать над текстом какого-то важного документа или выступления. Даже во время обедов или ужинов дискуссия, пересыпанная шутками, не стихала.
Это уже потом, через несколько лет пребывания на должности советского лидера, Михаил Сергеевич, как говорят, "забронзовел" и уже не очень охотно общался со своей командой, которую, кстати, он начал перетряхивать по принципу личной преданности, а не компетентности. Результаты этой смены стиля деятельности Горбачева не задержались...
К чему это? А к тому, что выдав указ о новом положении о советниках, президент Виктор Ющенко лишил их как права на неотложный прием главы государства, так и права требовать внеочередного рассмотрения своих материалов и предложений.
Даже больше: отныне сфера деятельности советников будет резко ограниченной. Они не будут принимать участие в подготовке и подаче президенту предложений по осуществлению кадровой политики и по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью.
И, наконец, будет подбирать советников президента Украины теперь не сам глава государства, а его "главный сантехник", то есть руководитель секретариата. Цитирую специально для тех, кто в это сразу не поверит: "Советник Президента Украины назначается на должность и увольняется с должности Президентом Украины по предложению Главы Секретариата Президента Украины".
Преданные советники
Кажется, после таких радикальных изменений институт советников целесообразно было бы вообще отменить, не тратя государственных денег на синекуры - ведь, по действующему отныне положению, "Советник Президента Украины, осуществляющий обязанности на постоянной основе, является государственным служащим".
Поскольку если полтора десятка доверенных специалистов должны советовать главе государству что-то, только внося предложения "в установленном порядке" и в общей очереди ожидая приема, - зачем эти люди в структурах власти? За то время, пока "установленный порядок" перемелет их идеи, или ситуация изменится, или эти идеи будут сведены к общебюрократическим стандартам.
Иначе говоря, академик Жулинский, выдающийся художник Гришко и прославленный спортсмен Кличко поставлены в число обычных канцеляристов, призванных, с одной стороны, демонстрировать массам "цивилизованное лицо" власти, с другой стороны, - "не высовываться" и не нарушать аппаратный порядок.
Даже больше – обратите внимание на этот пункт положения: "Советник Президента Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, распоряжениями Главы Секретариата Президента Украины, а также этим Положением".
А теперь вопрос: что делать советнику, если он, руководствуясь Конституцией, в чем-то очень существенном не согласен с главой президентского секретариата, о котором, кстати, ни слова в Основном Законе нет?
Или учитывая то, что отныне советников главы государства увольняют с должности по предложению главы секретариата, следует "руководствоваться распоряжением" и держаться за должность?
Одним словом, бюрократическая идиллия, колхоз "Тихая жизнь", никакие академики и боксеры главу государства не беспокоят, о коррупции и кадровой политике они не имеют права и слова сказать, Виктор Андреевич занимается "Художественным Арсеналом", а управление государством находится в крепких и надежных руках.
Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей