Право на память
Странные ощущения охватывают после прочтения статьи "Украина и Польша: не футболом единым".
Как можно на историю смотреть только сквозь призму героизма и терпения, как можно с легкостью давать однозначные суждения от лица целого народа? Досадным есть желание выдавать желаемое за действительное, фальшь - за реальность.
"Кто владеет прошлым, тот владеет будущим", - так Оруэлл описывал деятельность министерства Правды. К сожалению и сейчас есть люди и организации, уверенные в существовании украинской, польской, немецкой или французской правды.
Мне кажется, что правда одна и она никогда не может быть национально окрашенной.
Так же, как справедливость никогда не может быть на стороне белых или черных, она или есть, или нет. А гражданам Украины навязывается мнение о параллельном существовании минимум двух, трех, четырех или и больше правд и справедливостей.
Был ли Голодомор 1932-33 годов геноцидом? Это не проблема для польского общества, а для украинского - это проблема. То, что Украина независимое государство, одной из первых признала "вражеская" Польша. (Следует ли вспоминать, что для части населения Украины собственная независимость составляет проблему?).
Также для Польши не проблема, уже на протяжении 17 лет проводить проукраинскую политику не только в Европе, но и в мире. В Украине же тяжело с проукраинской политикой.
Общественное мнение нашего западного соседа никогда не разрывалось перед выбором: Запад или Восток.
Поляки четко знали и знают чего хотят от истории и будущего. В отличие от нашего общества, которое никогда не было единым в выборе ни политических, ни исторических целей.
Признание Голодомора геноцидом не воспринято обществом однозначно, интеграция в Евроатлантические структуры также, ОУН-УПА - герои только для избранных, Православные церкви тоже разделены на наших и якобы наших, язык, коалиция, Днепр... почти все в Украине разделено на две части, а порой и на три. Может это национальная черта?
Но я спрашиваю, часть Украины, а именно так выглядит у господина Червака, имеет право упрекать Польшу в желании почтить память невинных жертв Волынской резни?
Возмущает, что есть люди, которые готовы нагнетать истерию между двумя братскими народами посредством своего собственного мнения. Возмущает то, что не имея консенсуса в собственном доме, стараемся кого-то поучать.
Каждый народ имеет право на почитание своей истории, но каждый народ обязан признавать свои исторические преступления. К сожалению, наша общая история с Польшей имеет трагические стороны. И этот трагизм не лежит только с одной стороны.
Во время войны нет добрых и злых, война не выбирает средства, а люди проявляют как самые плохие стороны, так и самые лучшие. Война самое плохое, что случается в жизни человека.
Поэтому позором было бы скрывать факт Волынской резни, которая имела характер этнической. Еще хуже отбирать у людей право памяти об этой трагедии, поскольку именно так поступают тоталитарные режимы.
Нужно понимать, что подсчет кто кого больше убил, не конструктивный, так же как не могут быть искренними слова "объединение" и "примирение", провозглашенные двумя посткоммунистами навеселе во время 60 годовщины Волынской трагедии.
Или может, для господина Червака Квасневский и Кучма моральные авторитеты, которые могут объединить народы?
Не нужно помпезных открытий памятников и трагических речей из уст, которые никогда не говорили правду. Необходимо признание того, что является правдой, какой бы она кровавой не была. Поэтому именно это должно быть сделано настоящими лидерами наций. Но что-то таких не видно.
Но больно другое. У Украины определенная политическая опция желает выдать свое мнение за мнение всего народа. Больно, что не разобравшись в собственной истории, преисполненной кровавых и трагических страниц, у нас так просто указывают на белое и черное, а политики так просто спекулируют на мучительных страницах прошлого, которые пережили наши деды.
Больно, что мы не в состоянии признать, что также склонны к расизму, антисемитизму и фашизму. Больно, что дети в школах учат декалог Михновского.
Но самое обидное - это слова господина Червака, что "Можно не сомневаться, что во Львове, других городах западной Украины, в Киеве найдется немало людей, которым есть что вспомнить, когда речь идет о украинско-польских исторических спорах".
У Польши тоже есть свои ура-патриоты, но почему-то там принято говорить о положительном сотрудничестве и планах на будущее, а не подогревать взаимную ненависть, поскольку от школы до университета учат, что Украина это независимое государство, а украинцы это не разновидность россиян, а отдельная нация.
Для того, чтобы так было, причастны известнейшие польские интеллектуалы Ежи Гедройц, Владислав Бартошевский, Иван Павел ІІ. Они лечили больные амбиции и национальные комплексы поляков.
Поэтому совсем нелогичным кажется внимание господина Червака к памятнику Львовским Орлятам на фоне восстановления памятника Екатерине ІІ, или монументов Ленина или Дзержинского. Почему такая желчь и ненависть?
Памятник детям (средний возраст оборонцев 15-18 лет), которые защищали город, которого уже нет. Так Львова и Кресива уже давно нет: они исчезли вместе с границей по Бугу и эшелонами переселенцев в 1945 году.
Польского города Львов нет и за это надо "благодарить" Сталина. Полякам остались только воспоминания и желание приезжать иногда в подупавшие края своего детства. Или это кому-то мешает?
Мне кажется, что нам нужно не напоминать кто, кому и за сколько, что должен. Нам нужно разобраться в своих героях! И дойти до консенсуса по крайней мере в некоторых вопросах внутренней политики, разобраться в том, что мы помним и кого уважаем.
Отдельно следует отметить, "факт антиукраинской истерии в Польше".
Год назад не была закрыта украиноязычная ТВ-студия, которая функционирует за налоги поляков, поскольку это было бы не хорошо по отношению к украинскому меньшинству.
Или например, отделы украинистики в Варшавском, Ягелонском и других университетах. Это что? Свидетельство польской спеси и украинофобии? Интересно, где еще так поддерживают украинский язык и культуру?
Поэтому предлагаю быть осторожнее в выводах и комментариях по отношению к другим, если даже свои не уверены в правильности по отношению к героизму воинов ОУН-УПА.
Появившись в ХІХ столетии, нации заполнили кровью весь ХХ.
Как по мне, национальную гордость нужно строить на сильной экономике и спортивных достижениях, а не на исторических спекуляциях на манер кому больше болит.
Украина и Польша имеют общую историю и не следует в ХХІ столетии считать кто и кому больше нанес ущерба. Нужно строить общее будущее для того, чтобы не повторялись преступления прошлого. Именно таким, общим будущим должно быть Евро-2012.
Евгений Билоножко, для УП