Шоковая терапия для партий

Среда, 18 июня 2008, 10:52

То, что стране крайне необходима смена политической элиты – понятно всем. И не просто смена, а появление принципиально новой. Ведь существующую невозможно назвать элитой вообще.

Те образы, которые формируют для популяризации среди населения штатные политические пиарщики и политтехнологи, не соответствуют действительности. Даже больше, это ни что иное, как банальные и неадекватные современным реалиям фальшивки.

Главный вопрос, который является сегодня вызовом для всех трезвомыслящих представителей власти и общества – это формирование системы или основ для быстрого и планированного вхождения новой генерации политического менеджмента в систему власти.

Только новая генерация политиков сможет сконцентрировать политическое и общественное мнение и действие на проблемах, способных мобилизовать народ Украины для создания конкурентоспособного государства в современной жесткой геополитической среде.

Автор раньше подчеркивал в статье "Долг оппозиции", что политическая система, функционирующая сейчас, полностью блокирует появление новых лиц в политической среде. И эта болезнь присуща не только политическим гигантам БЮТ и ПР, но и другим политическим организациям.

Причины этого понятны: присутствие во власти чрезвычайно привлекательно и несет множество уникальных возможностей, которые превращают обладателя депутатского удостоверения почти в "небожителя" на земле. Собственно, депутатство – этот уже определенный стиль и образ жизни.

Не анализируя сейчас моральную составляющую этого явления, сосредоточимся только на том, что нормальный и психически здоровый человек, который уже дорвался к этой группировке самых крутых ребят и девчат, добровольно ни за что не пойдет на отдых.

Ни за что не согласится на смену избирательной системы, даже понимая необходимость реализации политики принципиально другого уровня, на проводить которую большинство существующего депкорпуса не в состоянии.

Итак, страна застыла в своем развитии: верхи желают только удержания или возвращения власти и консервации положения. Низам уже все безразлично, что и засвидетельствовали перевыборы в Киеве.

Украинские перспективы, в случае дальнейшей реализации такого сценария, – это серое и безликое будущее сырьевого придатка успешных и более технологически и общественно развитых стран.

Если бы эта ситуация складывалась в Украине лет на 200 раньше – это было бы нормальным путем развития институтов власти европейского уровня.

Но нельзя не понимать, что современный мир, в котором развивается Украина, принципиально изменился. Итак, у страны нет тех нескольких сотен лет для постепенной трансформации политической системы. Есть максимум несколько лет.

Собственно, и эти политические и экономические системы, которые семнадцать лет строят в Украине, постоянно находятся в процессе трансформации и изменений.

В эпоху глобализации современная мировая политика все больше оперирует сверхорганизационными и сверхэкономическими структурами. Это дает возможность руководить процессами идейного, мировоззренческого и организационного переформатирования населения почти во всем мире, что, в свою очередь, перепрограммирует как политические, так и экономические процессы.

И только наличие современного и адекватного политического контрответа, который все больше и больше реализуется путем рискованной игры в современную мировую политику – дает возможность удерживать информационные и экономические границы страны в безопасности.

Сегодня очевидно, что в отдельных, идейно обусловленных случаях можно и не придерживаться границ и договоров.

В современном мире более эффективным становится тот игрок, который раньше и эффективнее выйдет за рамки существующего порядка и права, и конкуренция в этом контексте происходит на уровне идей, смыслов и категорий. А дальше – организационные, экономические и прочие формы управления.

Понятно, что мировоззрение настоящей украинской политической элиты сводится к более простым и не отягчающим ум вещам.

Смысл их жизни сконцентрирован на обычном поглощении ресурсов и самосохранении любой ценой. Все внимание сконцентрировано на борьбе за уже второстепенные рычаги политического влияния, если оценивать их политическое действие в контексте современных мировых процессов.

Итак, несмотря на то, что понимание необходимости обновления политической украинской элиты есть как у населения, так и у отдельных экспертов и политиков, необходимо сделать вывод, что консолидированной воли и желания к реализации этого обновления нет ни у первых, ни у вторых.

На первый взгляд, это выглядит как правовая безысходность, когда население, которому не из кого избирать, избирает или за материальное вознаграждение, или вообще игнорирует выборы. А высший уровень политикума продолжает играть в политическую игру, вместо консолидированной и напряженной работы над развитием страны.

В этом случае только политический шок и крайне жесткая политическая конкуренция могут привести к признанию руководителями партий необходимости реализации новой и эффективной политики, особенно на местных уровнях, что обусловит и ротацию кадров.

Большинство политических деятелей, особенно местного уровня, – это обычные бизнесмены, которые просто покупали места в списках. И понятно, что эффективная партийная работа – это не их конек.

Рассматривая в этом контексте современный политический кризис в Украине, следует поблагодарить разработчиков политической реформы 2004 года. Только сейчас, когда прошло четыре года бесплодной для страны "деятельности" разноцветных политиков, становится понятно, что заложенная конкурентная модель, как это не парадоксально, вопреки всем общественным неладам, имеет отдельные позитивы для страны.

Соревновались ли бы сейчас команды Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Виктора Януковича за существование, если бы не было этой "проклятой" политреформы?

Ведь политикуму, отдельной или большей его части, нужны политический шок, шоковая терапия, большое потрясение, чтобы заставить их изменить правила игры ради сохранения своего существования.

Что может быть таким шоком? Например – общенациональное поражение большой партии, у которой раскрученный политический бренд, и которая концентрирует в своих рядах значительный организационно-материальный ресурс.

Менее отягощающий и драматический вариант для политикума – осмысление руководителями партий результатов досрочных перевыборов в Киеве и корректирование партийных стратегий.

Рассматривая столичные досрочные выборы, следует отметить тенденцию к упадку больших персонифицированных политических брендов, таких как БЮТ и ПР в пользу местному политику Черновецкому.

Это первый звонок! Обычные люди устали от болтовни, обещаний прорыва в светлое будущее. Они не хотят видеть больших политических болтунов, а стремятся получить какую-то выгоду. И это в более или менее материально достаточном и политизированном Киеве...

Вообще анализ региональной политики, реализующейся большими политическими игроками, свидетельствует о низкой вероятности ее эффективности. Последние в 2006 году местные выборы по закрытым спискам провели в местные советы принципиально непубличных людей с отягощающим коммерческим прошлым.

Делать новые публичные лица из действующих депутатов местных советов – это сильно кропотливая и изнурительная работа. Приглашать новых более адекватных политиков к сотрудничеству – тоже проблематично. Что тогда делать с амбициями нынешних депутатов?

Региональный уровень политических фаворитов БЮТ и ПР похож как две капли воды, что делает невозможным на это время использование региональных площадок для роста молодых и эффективных политиков.

Итак, шоковой терапией для современного политикума могут стать или перевыборы в ВРУ, которые обернутся политическим шоком для БЮТа (вследствие низкого электорального результата блока). Или эффективное восстановление работы существующей коалиции, что, в свою очередь, будет шокировать регионалов.

Ближайшие события должны продемонстрировать кого Секретариат Ющенко выберет на роль необходимой политической жертвы ради конструктивного развития политического устройства Украины.

В конце концов, морально или неморально выбирать "политические жертвы"? Понимая, что таким образом будут страдать сторонники этих партий?

Да, это абсолютно морально и обосновано. Более того, все развитые страны занимаются конструированием новых и более эффективных политических технологий, включающих и целенаправленное формирование политикума, как носителя этих технологий.

В свое время, когда такие страны как Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, страны Прибалтики вышли из-под влияния умирающего Советского Союза, перед ними появилась проблема быстрого обновления управленческого аппарата для запуска механизмов быстрой интеграции в Европейское сообщество.

Тогда были внедрены не совсем демократические правила запрета участия в политических процессах людей, которые имели в прошлом тесные отношения с "компетентными" органами или коммунистической властью.

Не оценивая сейчас нравственность, или чистоту тех же технологий люстрации, в общем измерении они принесли пользу этим странам.

Украина находится в немного похожем положении, когда общенациональная политическая псевдоэлита становится крайне отягощающим бременем для страны на пути к необходимому прыжку или прорыву в мировую современность.

И надо честно признать, что единственной возможностью сорвать этот нарост паразитирующего слоя беспомощных и неэффективных управленцев, которая бы и вдобавок имела правовую легитимность – является очень жесткая политическая модель, достигающаяся проявлением политической воли трезвых украинских игроков по недопущению абсолютного слияния политических партий в гипербольшую коалицию "спасения" Украины.

Юрий Старчевский, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде