Плевок в лицо, серпом по пальцам. Или: попытка диалога с заслуженными артистами
Процесс написания статей многосторонний. Иногда придет в голову мысль, и так тебе понравится, что хочется ею поделиться со всем миром. Иногда – как после плевка в лицо – хочется выть и грызть кому-то горло.
В последнем случае об изящной словесности уже как-то и не идет речь. Только слюна и шипение, как у раздраженной кошки. Так что уж извините.
То, что звание "Заслуженный артист Украины", как и "народный", сейчас присваивается определенным людям без какого-либо отношения к мнению народа этого государства – истина настолько банальная, что вспоминать об этом лишний раз уже как-то и неэтично.
То, что эти и подобные звания и награды никак не вписываются в реалии обычного цивилизованного общества – понимают, судя по отсутствию спонтанных вспышек народного гнева, наверное, только единицы-маргиналы.
Звание "Заслуженный (народный) артист" выходит с тоталитарного Союза и по своей сути вполне отвечает ментальности этого исторического формирования. Вожди руководящей и устремляющей должны же как как-то отмечать и приближать к себе тех представителей "трудовой интеллигенции", которые творили в нужном им направлении.
Всякая "табель о рангах" именно этой цели всегда и служит: стимулировать мышление подконтрольной элиты "биомассы" как раз в "правильных" категориях.
Простой советский народ особенно к идеологическим терминам не доколупывался. Одни просто над ними не задумывались, другие – понимали, что ничего хорошего из таких раздумий получится не может, прежде, чем отваживались высказать свои мысли вслух.
Действительно, почему "заслуженный"? Перед кем? А почему "народный" заслуженнее чем "заслуженный"? А может это "заслуженный" менее народный чем "народный"? А если не "заслуженный" и не "народный", то что? Неужели "незаслуженный" и "антинародный"?
Понятно, что заветной мечтой каждого артиста СССР было как можно скорее получить "заслуженного" и дорасти до "народного".
Со всех стран мира аналогичное звание "народного артиста" добровольно у себя ввела только гитлеровская Германия. Как "народный суд" и выходной день с парадами на День Труда 1 Мая. Очевидно, в этом там существовала такая же необходимость, как в СССР.
Необходимо заметить, что так же, как названные выше звания отвечали ментальности указанных обществ, так же и система ценностей этих обществ делала эти звания весомыми и престижными.
Ни СССР, ни нацистская Германия не могли себе позволить такую роскошь, как провозглашение "заслуженными" художников, которые не обладали пусть минимумом необходимых талантов.
Талантливый художник в этих странах мог быть изгоем у общества, и чаще был ним, чем наоборот, однако, полнейшая бездарь "народной" быть не могла.
Цирк уехал, клоуны остались. СССР распалось, тоталитарное звание "заслуженного артиста" в Украине продолжает жить и действовать. Более того, оно поднялось на качественно новый уровень и стало уже не просто государственной наградой, а какой-то будто национально-исторической. "Заслуженный артист Украины". Той Украины, надо полагать, что существует уже несколько тысяч лет.
СССР был государством. И только. Так же УССР была политическим формированием без претензий на историческую непрерывность. Поэтому звание "Заслуженный артист УССР" или "Народный артист СССР" отображало только художественные вкусы данного политического формирования и ни коим образом в диссонанс с элементарной национальной пристойностью не вступало.
Скажем, Высоцкий не был "заслуженным", но народ его любил и уважал. При этом народ искренне любил и уважал (в своем большинстве) свое государство и заслуженных перед ним артистов.
Тяжело с уверенностью сказать, сколько украинцев искренне любят свое современное государство (речь идет о реальном государстве с его конкретными органами власти, а не об индивидуальных мечтах о нем).
Но, во всяком случае, данное государство, декларативно по крайней мере, базируется на принципах демократии. То есть, если, скажем, В. Ющенко присваивает кому-то звание "Заслуженного артиста Украины", то это, по Конституции, делается от лица и по единодушному согласию всех граждан Украины.
В том числе – и мертвых, и неродившихся, поскольку, как уже сказано, слово "Украина" значит для нашего уха и сердца не только современное политическое формирование под одноименным названием.
Как-то неудобно обращать внимание читателя на тот простой факт, что ни один народ ни одной демократической страны в принципе не может быть единодушным. Мне, например, ни в коем случае не импонируют 90% "Заслуженных артистов Украины" и 99% ее "Героев".
Поэтому присвоение кому-то, хоть Папе Римскому, хоть самому Тарасу Шевченко, которого я считаю величайшим украинцем всех времен, звания то ли "заслуженного", то ли "героя" от лица Украины автоматически ставит эту личность на противоположную сторону баррикад по отношению к тем, кто его героем не считает.
В тех странах, которые принято считать цивилизованными и демократическими, никаких вопросов по этому поводу не возникает. Скажем, в США есть медаль Конгресса, во Франции – Орден Почетного легиона и так далее. Но нет ни звания "Заслуженного артиста Америки", ни "Героя Франции".
Поскольку, с одной стороны, ни одно правительство не имеет права расписываться за Францию в ее национально-исторической целости, а с другой – что же это за герой, который признается героем только одним народом?
Украинская властная верхушка, похоже, над такими глубокими философскими вопросами не задумывается – не до того ей сейчас. Власть из рук выскальзывает. Рейтинги падают. Необходимо их всякими соломинками подпирать. В том числе – именем Украины.
В свое время материально заангажированные украинские эстрадные "звезды" своими навязчивыми одами действующему президенту и его политическим формированиям внесли лепту в то, что одиозный политик с рейтингами ниже плинтуса триумфально "избрался" на второй (или таки первый?) президентский срок.
Сегодня президент наслаждается теми же рейтингами и пользуется теми же апробированными методами. Что же здесь странного?
Не обращали бы и мы на всю эту мышиную возню никакого внимания, если бы она происходила в рамках обычной человеческой пристойности. Тем не менее, похоже на то, что именно действующему президенту эти рамки неизвестны. И это – как серпом по пальцам.
Конкурс "Евровидение" никогда не был престижным в высоких кругах мастеров песенного жанра. Это своего рода "неформат" для тех, кто до метров сцены не дотягивает, но у кого есть какая-то изюминка, которую следует показать европейской общественности. В последнее время эта изюминка стала получать все больший привкус нетрадиционности.
Бог с ними, с нетрадиционалами, пусть себе ищут свою уникальность. Проблема в том, что после неожиданного триумфа на "Евровидении" Русланы Лыжичко, страны бывшего СССР прониклись к этому полуаматорскому-полукоммерческому мероприятию непреодолимым пиететом.
Дело "Евровидения" стало делом национальной гордости всего славянского мира.
Дошло до того, что за скромное второе место на этом конкурсе президент Украины стал давать "Народного артиста". И не одного, а сразу двух.
Вроде бы все логично – престиж Украины в Европе, к которой стремимся, украинское искусство в мире, и тому подобное.
Только почему, скажем, Данилко за прошлогоднее выступление "народным" не сделали? Не тому служил? Не так служил?
При всем моем отвращении к образу Сердючки, должен отметить, что Данилко, как артист и как художественный деятель, на голову выше любой Ани Лорак (в миру – Каролина Куек) или Фили Киркорова.
Данилко сам создал не просто сценический образ, а целое направление в эстрадном искусстве и сам же развил его до такой степени, что стал не просто известным, а одним из известнейших, и не только в Украине, а на пространствах всего СНГ.
Его Сердючка заставляет миллионы людей безумно хохотать, искренне хлопать в ладоши и даже горько плакать. Его непритязательные мелодийки напевают в общественном транспорте, а его песни и приколы – цитируют по памяти.
Если это не народный артист – то тогда кто?
Данилко не просто популярный, он особенно популярный в России, куда наши артисты прорываются только спорадично. При этом он остается искренне украинским образом. Можно без преувеличения утверждать, что миллионы простых россиян если и чувствуют какую-то симпатию к украинцам, то не в последнюю очередь – из-за Данилко.
Данилко из России "поперли". За "национализм". Украинский. Который прозвучал на "Евровидении-2007".
Украинский президент его даже не похвалил. А Филиппа Бедросовича, для которого украинский народ такая же далекая субстанция, как и он для него – сделал "народным".
Я не агитирую за Данилко. Просто хочу разобраться, почему одним так, а другим – наоборот.
В СССР существовало две категории людей. Лучшая часть жизни одних проходила в очередях: на квартиру, на машину, за хлебом, за маслом, за сахаром, за ботинками. За всем, что имело какую-то ценность. Это воспитывало у людей уважение к материальным благам и социальную ответственность. Ощущение своего места среди других и текучести времени.
Другие в очередях не стояли. Нет, они не отказывались от всех благ "совковой" жизни. Они даже потребляли их больше, чем первые. Но когда они видели "биомассу" в очереди за очередным дефицитом, они не занимали свое место в этой очереди. Они шли к цели другим путем. Через задний проход.
Люди, которые заходили в магазины через заднюю дверь, особенно высоко никогда не поднимались – на тех, высших уровнях было спецснабжение. Но за свое право не быть частью "биомассы" "заднепроходники" платили вождям собачьей верностью и полнейшим отречением от любых моральных предрассудков. Именно так закалялась "совковая" сталь.
СССР пропал, но привычка ходить другими путями у некоторых украинцев осталась.
Относительно как раз Ани Лорак, должен заметить, что президентский "рояль в кустах", то есть – указ о присвоении, был вполне предсказуемым еще с момента, когда его ставленник господин Докаленко явочным порядком объявил Куек самой достойной представительницей Украины на "Евровидении".
Ани Лорак стала бы из рук Ющенко "народной" безотносительно до того, как и где она выступила.
Конечно же, никакие президентские указы не сделают Куек народной любимицей, а Киркорова – великим певцом. И можно было бы не обращать на этот балаган никакого внимания, если бы не один момент: звание "Народного артиста Украины", как и все другие, вручает президент Украины, но вручает не от своего, а от нашего имени.
То есть, получается так, что в роли пьеро и арлекинов украинского театра абсурда выступает весь украинский народ. И безотносительно до того, что этот народ о себе думает.
Кучмы, ющенки приходят и уходят, а украинский народ остается с носом. Длинным, как у Буратино.
В невоюющей и перманентно кризисной Украине высочайших государственных наград присваивается больше, чем в воюющих США и России вместе взятых. Население Украины вымирает, а численность "героев" – быстро растет.
Вот, скажем, Ада Николаевна Роговцева, Герой Украины. В лучших традициях ненавистного Ющенко тоталитаризма: "за укрепление дружбы между народами и в связи с 70-летием".
Если представить себе молодого украинца лет так через двести, который будет пытаться найти для себя яркую фигуру в современных нам событиях и будет наталкиваться на каждом шагу на какого-то очередного "героя", то специально для него нужно будет создать виртуально-героическую биографию данного лица, поскольку в его реальном жизнеописании ничего такого и с огнем не сыщешь.
Жила себе, была, как и большинство советских людей, всегда пользовалась моментом и колебалась согласно линии очередной правящей партии, не выдвигалась и не противопоставлялась. Ничем особым не прославилась и ничего особого не создала. Сравнить с великими нельзя – обидится.
Олег Скрипка. Известный и любимый певец, неординарная личность. Первый из современных украинцев, который не захотел быть клоуном.
Несколько лет назад я восхищался его поступком. Сейчас – отношусь без пиетета.
Ведь в 2004 году Олега Скрипку можно было уважать только за то, что он отказался быть незаслуженно "заслуженным". Не захотел служить власть имущим. А в 2008 году уже невозможно понять как мог порядочный человек поступить иначе.
Александр Бобик, для УП