Юлии Тимошенко не хватило времени
Говоря футбольной лексикой, Юлия Тимошенко довела свою безвыигрышную серию до трех матчей. После фиаско на выборах в Киеве и начала развала коалиции премьер потерпела поражение в еще одном инициированном ею проекте – внесении изменений в Конституцию.
Когда 16 апреля Тимошенко объявила в Страсбурге о намерении создать в Украине парламентскую республику, на тот момент уже около двух месяцев продолжались ее секретные переговоры с уполномоченными Партии регионов.
"Премьер была уверена в результативности задуманного, поскольку в изменениях в Конституцию с ней работал лично Янукович", - рассказывают источники в окружении премьера.
План действий имел сурово ограниченный временной промежуток.
Уже на этой сессии нужно было 226 голосами направить законопроект в Конституционный суд, получить предварительный положительный вывод и проголосовать изменения в первом чтении – с тем, чтобы окончательно изменения в Конституцию принять на следующей сессии, в сентябре.
Если первое чтение не состоится на текущей сессии, то замысел теряет смысл.
Ведь тогда предварительное утверждение пришлось бы делать в сентябре, а второе чтение приходилось бы на весну 2009 года, когда основные игроки будут включены в президентскую избирательную кампанию.
По аналогичной причине изменения в Конституцию были провалены весной 2004 года. Тогда даже Виктор Медведчук со всем репрессивным аппаратом не смог собрать 300 голосов, поскольку значительная часть депутатов уже работала в системе договоренностей с лидером оппозиции Виктором Ющенко и сделала ставку на него.
Похожая ситуация может повториться и в начале 2009 года. Тимошенко, Янукович, и, возможно, даже Ющенко будут уверены в своем выигрыше, когда победитель получит ВСЕ. Ведь, учитывая опыт 2007 года, новому президенту будет несложно найти повод для роспуска Верховной Рады и потом заняться переработкой Конституции под себя.
Сейчас очевидно, что замысел быстрого внесения изменений в Основной закон, на который надеялась Тимошенко, провалился.
До окончания нынешней сессии впереди только две пленарные недели, которых недостаточно для двойного голосования – "за" направление законопроекта в КС и "за" принятие в первом чтении после получения положительного вывода "конституционалистов". Сделать эти два действия в таком промежутке времени физически невозможно.
О готовности Тимошенко махнуть рукой на изменения в Конституцию также свидетельствует ее согласие, чтобы трое судей Конституционного суда из квоты Виктора Ющенко сложили присягу.
Хотя с самого начала Тимошенко верила в успех своей идеи. Выступая в апреле на трибуне Парламентской ассамблеи Совета Европы, она объявила: "Как сегодня происходят консультации по Конституции? Успешно. Какие прогнозы? Конституция с изменениями будет принята!".
Переговоры между враждующими лагерями действительно происходили регулярно. От регионалов активное участие в процессе принимал Андрей Клюев и Александр Лавринович, от Тимошенко – Александр Задорожный.
Коммуникатором конституционных заговорщиков выступал Виктор Медведчук. В интервью "Украинской правде" Андрей Клюев подтвердил, что экс-лидер СДПУ(о) принимал участие в этом процессе.
"Медведчук – мой друг, он – один из лучших специалистов по Конституционному праву. Поэтому действительно он меня периодически консультировал в этом вопросе", - сказал Клюев.
Пик разработки изменений в Конституцию выпал на двухнедельные каникулы, которые начались с Пасхи и закончились Днем победы.
"Это был настоящий ад, мы работали круглые сутки!", - рассказал "Украинской правде" один из участников процесса.
Наконец Тимошенко и переговорщикам от Партии регионов удалось создать единый проект изменений в Конституцию. "На 12 мая изменения были согласованы на 98%, буква в букву", - утверждает источник "Украинской правды".
Принципиальное расхождение касалось способа избрания президента. Сначала и Тимошенко, и донецкие предлагали делать это силами Верховной Рады.
Это соответствовало бы не только логике парламентской республики, но и негласному пакту Януковича-Ющенко, который был заключен перед досрочными выборами год назад. Его озвучил на этой неделе Анатолий Гриценко, которому Янукович лично сообщил, что они договорились создать с Ющенко широкую коалицию в пакете с переизбранием нынешнего главы государства в парламенте.
Тимошенко также понимала, что на выходе ее политреформы какой-то позитив для себя должен был получить и Ющенко. И этим подарком должна была стать или вторая каденция Ющенко руками парламента, или пролонгация его нынешнего первого президентского срока.
В принципе, изменения в Конституцию могут вступить в силу и без подписи президента, поскольку в целом они принимаются 300 голосами, что является эквивалентом для преодоления вето главы государства. Итак, даже если бы Ющенко отказался скрепить автографом закон, то это обязан был бы сделать спикер парламента.
Но все равно, если бы Ющенко начал резкое сопротивление изменениям в Конституцию, и они были бы проведены вопреки его воли, то обновленный Основной закон не имел бы необходимого уровня легитимности.
Со временем Тимошенко отошла от идеи выборов президента в парламенте. По информации переговорщиков, Тимошенко испугалась публичного негатива – ведь украинцы не поддерживают отказ от всенародного способа избрания главы государства.
Переговорщики от Партии регионов выдвинули Тимошенко свои аргументы, что прямые выборы президента не совпадают с логикой парламентской республики. Ведь прямой мандат главы государства априори предполагает, что он будет наделен довольно сильными полномочиями.
Причина даже не в том, что президент всегда может давить в переговорах своим статусом "всенародно избранного". Выборы всем народом предусматривают большие денежные затраты на баллотирование, что, в свою очередь, требует поддержки со стороны большого бизнеса. А капиталисты, которые скинулись бы для нового президента, бесспорно, после победы начали бы подталкивать его к получению дополнительных полномочий с тем, чтобы компенсировать вложенное.
Но совсем не в способе избрания президента заключается главная причина, почему БЮТ и Партия регионов не смогли сыграть партию против Ющенко и провести политреформу.
Просто Юлия Тимошенко переоценила влияние Виктора Януковича в его фракции.
Она проводила консультации с крылом Януковича и его уполномоченными, но не смогла найти или даже не искала общий язык с флангом, который олицетворяют Ахметов и Колесников.
В частности, по рассказам источников, на одном из политсоветов Колесников раскритиковал разработки переговорщиков от Партии регионов: "Если это согласованный проект изменений в Конституцию, то где здесь наши программные принципы? Где статус второго государственного для русского языка? Где внеблоковый статус Украины?"
В конце концов, руководящие органы регионалов решили направить проект изменений в Конституцию на доработку "с учетом программных основ Партии".
Но понятно, что фактически на вопросе был поставлен крест. Внесение в Конституцию вопроса о русском языке и антиНАТО сделает невозможной поддержку этого законопроекта блоком Тимошенко.
Вторая причина, повлиявшая на срыв переговоров БЮТ и Партии регионов – это отказ Тимошенко пойти на уступки лидерам донецких в вопросе Vanco и резиденции "Межгорье", которая была выведена из государственной собственности в пользу Януковича.
Показательно, что сам Янукович на последнем этапе занял выжидательную позицию и уехал на майские праздники отдыхать за границу.
Сейчас, состоянием на середину июня остаются только теоретические шансы соблюсти график изменений в Конституцию.
Например, можно проголосовать первое чтение на внеочередной сессии парламента где-то в августе, которую могли бы созвать 150 депутатов. Это возможно, поскольку Конституция содержит требование голосовать на "очередной сессии" только изменения в Основной закон "в целом".
Однако и это выглядит маловероятно.
Во-первых, все внимание БЮТ сейчас сосредоточено на сохранении коалиции, а сепаратное голосование с Партией регионов уничтожит Тимошенко как премьера.
А ей нужна эта должность по крайней мере до момента окончательного принятия изменений в Конституцию – чтобы использовать ресурс, который есть у главы правительства, для переангажирования депутатов.
Во-вторых, от политреформы может отказаться Партия регионов. После уменьшения коалиции до 225 депутатов перед ними заиграла перспектива широкой коалиции, что позволит взять власть уже сейчас – а не после соревнования с БЮТ на досрочных парламентских выборах, которые, по логике, должны состояться следом за изменениями в Конституции.
Очевидно, сейчас и у Тимошенко, и у Януковича появился соблазн отказаться от парламентской республики и идти побеждать на выборах президента. Рейтинги у них приблизительно одинаковые. А нынешняя Конституция и закон о Кабмине сохранили для главы государства достаточно полномочий, в которых они могли бы развернуть свой "талант".
Единственный шанс провести политреформу – это подготовить консолидированный проект изменений в Конституцию, согласованный между Ющенко, Тимошенко и Януковичем. А, учитывая их разные интересы, сделать это невозможно.
***
Податливость, которую Тимошенко демонстрирует в последние дни в отношениях с Ющенко, имеет простое объяснение – это ощущение реальной потери власти.
Еще три недели назад Тимошенко была уверена – или, по крайней мере, убеждала всех своих собеседников в том, что ее отставка неминуема, а создание широкой коалиции уже решено. Потеря должности премьера плюс отсутствие у Тимошенко статуса депутата, с соответствующим иммунитетом и площадкой для пиара, создает для нее существенные проблемы.
Поэтому Тимошенко кардинально изменила аудиосопрвождение своей деятельности. Если раньше каждое ее появление перед прессой сопровождалась обвинениями в адрес Ющенко, то теперь лексика наполнена надеждами на восстановление "единства коалиции, президента и премьера".
Вместе с тем для Виктора Балоги самым выгодным было бы снять Тимошенко именно сейчас, поскольку время может начать работать на премьера.
Во-первых, на протяжении ближайших месяцев можно ожидать нулевую инфляцию или даже дефляцию. Это объективное явление для лета, однако Тимошенко запишет его в свою пользу. Так, как она записывает себе в актив рекорд от инвестиционных поступлений первого квартала – хотя очевидно, что решения о вложении денег большими инвесторами прорабатывалось не один месяц и этот позитив Тимошенко получила в наследство от предыдущего правительства.
Во-вторых, можно ожидать рекордный урожай, преимущественно обусловленный хорошей погодой. Однако достижения в селе также Тимошенко запишет себе в актив.
В-третьих, у Тимошенко накопились на счетах Казначейства дополнительные поступления. Приняв изменения в бюджет, премьер распределит эти деньги по "правильным" программам, что также понравится электорату.
В-четвертых, если ей в конце концов удастся поменять руководителя Фонда госимущества, то поступления от приватизации будут работать на рейтинг премьера.
Программа максимум для Тимошенко – продержаться на должности до начала избирательной кампании президента. Стартовать с позиции премьера – это самый лучший "поул-позишн", когда весь негатив будет подарен Ющенко, а все положительные достижения Тимошенко освятит своим именем.
Кроме того, кандидат в президенты в статусе главы правительства автоматически получает несколько процентов от электората, который всегда поддерживает власть.
Возможности, которые дает должность премьера, будут подтолкивать в объятия Тимошенко потенциальных спонсоров избирательной кампании. Итак, премьерство – это ручательство беспроблемного наполнения избирательного фонда. И, что важно, эта должность также будет гарантировать если не союзнические отношения, то, по крайней мере, лояльность административной вертикали.
Негатив же заключается в ответственности премьера за результаты, достигнутые страной. Но эти риски обычно нейтрализуются объяснениями "я хотел/хотела, но мне не дали проводить реформы".