Возможна ли "пятилетка стабильного развития" Украины?
В начале года в своих выступлениях и комментариях я настаивал на том, что 2008 год для Украины может стать очень важным временем для позитивных перемен.
Это уникальный год, когда нет избирательных кампаний, когда власть может действовать уверенно и с долгосрочным прицелом, когда общество может поддержать и оценить результат реформ – в бюджетной и налоговой сфере, развитии предпринимательства, структурных преобразованиях, реформе ЖКХ, даже конституционной реформе.
Я был искренен в том, что касается поддержки политики либеральных реформ в экономике и преобразований социальной инфраструктуры, даже пребывая в рядах политической оппозиции.
Уверен, что за прошедшие после выборов более чем полгода оппозиционной работы депутаты от Партии регионов не дали ни одного повода сомневаться в объективности и профессиональном подходе к своему делу.
Но… Наблюдая за происходящим в политике в 2008 году, за бардаком в коалиции, за войной президента и премьера, я делаю один простой вывод: нам нагло и откровенно врут.
Никто не собирался работать на страну и на реформу, никто не ставил перед собой цель совершать прорывы или реформы.
Все проще и примитивнее: Власть, Популярность, Угодничество и личная Гордыня.
Все время после выборов 2007 года и также предыдущие полгода митинговщины и блокирования работы Верховной Рады 5 созыва дают право сказать, что у страны украли один год.
Один год жизни страны потрачен на чужие амбиции, утопии, карнавальные игры. За этот утраченный год Украина расплатилась миллиардными потерями бюджета, падением экономического роста, резким, практически вдвое, удорожанием жизни и фактическим топтанием на одном месте.
Помните анекдот про застой и раскачивание вагона, которое заменяло движение? Так вот, с апреля 2007 по сегодняшний день наши помаранчевые визави "качают вагон".
Самой простая и по-человечески понятная оценка такой ситуации во власти и такого отношения к собственной стране – безответственность. Но откуда такой цинизм, в чем причины этой безответственности?
Первая причина – "окопная психология" политических элит.
Победитель успокаивается лишь тогда, когда его политический оппонент не просто повергнут, а растоптан, уничтожен. Враги мерещатся везде, политика превращается в нескончаемую борьбу. Атаки, реванш, наступления и тому подобное. Мирное время отрицается в принципе.
Это состояние позволяет держать в тонусе избирателей, сохранять мобилизованность своей политической команды. Но состояние войны в политике делает невозможным последовательный экономический и социальный прогресс.
Не только политики, но и рядовые наши соотечественники вынуждены выживать и бороться за существования каждый день.
Отсюда – разочарованность граждан во власти, взаимное недоверие политиков друг к другу, грязь и компромат в средствах массовой информации, и кризис перспективы – в общественном сознании.
Вторая причина – личные амбиции в нынешней власти. Вождизм, самоуверенность и переоценка собственных профессиональных знаний и навыков привели к волюнтаризму в экономике и государственном управлении, выхолащиванию политических дискуссий, которые все больше напоминают конкуренцию проповедников на телеэкранах. Так стоит ли удивляться тому, что помаранчевую власть сотрясают скандалы, предательства и мелкие измены?
Но главная, на мой взгляд, опасность в другом. Ни один человек не имеет права подменять государственные интересы личными амбициями. И только низкий иммунитет общества не позволяет вовремя ставить спасителей-вождей "на место".
Третья причина – потеря управляемости в стране. А это, к сожалению, за последние месяцы помаранчевого урядування стало почти системой. Хотим досрочные местные выборы – проводим, хотим новых коммерческих контрагентов – разрываем заключенные контракты.
Фактически управление сведено к двум приоритетам – социальные выплаты, которые все больше напоминают плату за терпение, и внешнюю безопасность.
Страх правительства перед инфляцией, им же спровоцированным, вынуждает к шагам, которые по сути замораживают экономические и инфраструктурные преобразования.
К примеру, текущее бюджетное финансирование сокращено к середине 2008 года до минимума, а на казначейских счетах правительства накоплен значительный объем бюджетных средств, которые недополучают больницы, школы, местное самоуправление, армия, строители-подрядчики и так далее.
Одновременно в порыве борьбы с инфляцией был нанесен прицельный удар по экспортерам. Укрепление гривны за счет создания гривневого дефицита и ревальвации – это перекладывание потерь на плечи производителей, доходы которых связаны с экспортными контрактами в валюте.
Результат такой политики: регионы выживают по принципу "кто как может", реальный сектор экономики начинает "остывать", реальные доходы вновь начинают падать, а цены продолжают расти.
В обществе все более ощутимы апатия, разочарование, которые вот-вот обернуться презрением ко всем, кто правит на киевском Олимпе. Сами же "олимпийцы", как нарочно, с каким-то потрясающим отчаянием и цинизмом продолжают изобличать друг друга в изменах национальным интересам, коррупции и воровстве, кумовстве и аморальности.
"Пир во время чумы" вместо демократической и ответственной власти – вот что мы имеем к средине 2008 года, после внеочередных выборов, длительных коалициад и противостоянии двух главных улиц страны – Банковой и Грушевского.
При этом по поводу и без повода – демонстративное презрение к политической оппозиции, чванство и наглость в общении, нежелание (или боязнь?) серьезного диалога о будущем Украины, ее реальном экономическом положении, вызовах и рисках, которые можно преодолеть только на основе политики национальных интересов и политической толерантности.
Есть ли выход из этого лабиринта?
Сегодня пришло время честно признаться в том, что новые глобальные и внутренние риски не удастся ни пересидеть в "окопах", ни списать на просчеты политических оппонентов.
Без государственной поддержки и комплекса адаптационных мероприятий национальная экономика не сможет "переварить" нефть по 250$/т и газ по 400$/тыс.куб.м.
Учитывая сегодняшнюю динамику цен на энергоносители, эти цифры уже не кажутся нереальными. В следующем 2009 году такие цены могут быть предложены Украине, а это нанесет тяжелый удар по экономике.
Без комплексной поддержки национального товаропроизводителя "пирровой победой" может оказаться вступление в ВТО. Под давлением нарастающей волны импорта внутренний рынок не просто потеряет украинскую продукцию.
Возникнет реальный риск "выпадения" целых секторов национальной экономики и критического роста уровня безработицы. Одновременно углубится разрыв между объемами импорта и экспорта, до конца этого года он может превысить 20 млрд. $.
На этом фоне усилия правительства и НБУ по сдерживанию инфляции за счет стимулирования импорта и "игр" с курсом гривны могут лишь усугубить проблему.
Кредитование экономики полностью прекратится, затраты на обслуживание внешнего долга вырастут, начнется отток капитала и стремительное обесценивание украинской валюты. Украина вплотную столкнется с угрозой дефолта.
Невозможна стабильность в стране и без реформирования политической системы. То, что мы наблюдаем сейчас, - это не политическая конкуренция, а банальная война за кресла.
Лишь завершение политической реформы позволит расставить все "кресла" на свои места, а главное – дать глоток воздуха местному самоуправлению и создать, наконец, полноценную судебную власть, которая обязана защищать права каждого гражданина.
На фоне экономических вызовов в обществе все более ощутимо снижение порога толерантности и терпимости.
Спекуляции на истории, фактический разрыв поколений, догматизм и поверхностное отношение к судьбах миллионов наших стариков, не только знающих, но и хорошо помнящих настоящую историю ушедшего 20 века, все это снижает уровень общественной мобильности, готовности и способности общества к быстрым и позитивным переменам.
Украинские политики из разных лагерей как-то упустили из внимания один факт - борьба за власть в нашей стране уже потеряла всякую ценность для общества.
Сегодня власть - это не более, чем почетная регалия, которая не позволяет реализовать ни одной программы, ни одной идеи. Без доверия людей, без эффективной системы социального управления и без устойчивых правил и политических традиций это стало просто невозможно!
Поэтому украинскому политикуму, парламентским политическим силам сегодня необходимо сделать все от них зависящее для того, чтобы отказаться от противостояния, объединиться, вернуть доверие людей, преодолеть гордыню и дать Украине шанс на стабильное развитие, создать условия для того, чтобы провести "пятилетку стабильного развития", - универсальная цель, которую может поддержать каждый здравомыслящий человек.
Автор Сергей Левочкин, заместитель главы Партии Регионов
Печатается на правах рекламы