Синдром ворошиловского стрелка

Пятница, 13 июня 2008, 11:50

"Нет зверя, злее взбешенной овцы"

Народная мудрость

Предчувствие...

Где-то вскоре после революционной катавасии 2004-05 годов, как раз тогда когда оранжевые бурдюки новейшей власти начали наполнять регионально-кучмовской кислятиной,

я стал ловить себя на мысли, что мне все больше становится симпатичным колоритный булгаковский персонаж в киношной его интерпретации с фильма "Бег" в исполнении Михаила Ульянова – генерал Чарнота.

Особенно тот эпизод, когда сорвиголова генерал объяснял в Париже Парамоше, как бы он того проучил, если бы они встретились в гражданскую. Мол, специально бы записался к красным, поставил бы Парамошу к стенке, расстрелял того, и тут таки с красных назад - к белым бы выписался.  

У меня тоже, несмотря на оранжевое состояние души, часто возникало желание податься в какую-то антиоранжевую оппозицию, чтобы уконтрапупить пару-тройку перекрашенных.

Но скоро стало понятно, что никакой такой особо отчаянной оппозиции в стране собственно и не существует. А казалась бы абсолютно невероятная процедура впихивания "впихуемого в невпихуемое", то есть врастания старой власти в новую (или наоборот), стала вполне вероятной.

Наглядной же иллюстрацией этого и дальнейших процессов, происходивших в стране, для меня стал случай, который случился в Богодуховском горсовете.

Там в кабинете председателя, за его креслом, висел намертво приклеенный к стенке огромный предвыборный плакат Януковича. А сразу же после инаугурации Ющенко, чтобы не повредить стенку, поверх Виктора Федоровича наклеили оранжевого Виктора Андреевича, оставив по бело-голубым краям все региональные лозунги.

И тогда я пришел к выводу, что диверсионными затеями a-la Чарнота делу уже не поможешь.

После же гениального кидка Мороза и кучи универсалов весы моих симпатий стали склоняться к вполне реальному историческому персонажу – Нестору Ивановичу Махно – с его бессмертным лозунгом: "Бей красных пока не побелеют, бей белых – пока не покраснеют!"

То, что мои настроения, пусть пока и не в такой радикальной форме совпадают с настроениями в обществе, свидетельствуют не какие-то там социологические исследования, а личный опыт.

Среди обычных поселян и горожан все популярнее, когда речь заходит о власти любого цвета или ранга, становятся поговорки на манер "обое рябое" или "все они одним миром мазаны".

И у меня такое предчувствие, что от этих поговорок, до воплощения в жизнь сценария известного анекдота о курении сельсовета вместо сигарет "Ватра", остался один шаг. Потому что имеем наглядные

Тенденции

Историей давно доказано, что граждане стран, где господствует или же безграничная своевольная власть, или же сплошное безвластие, рано или поздно начинают принимать на себя выполнение некоторых функций государства. И в первую очередь это касается защиты своей личности, семьи, дома или другой собственности, а также осуществления судопроизводства.

Это очень хитрая тенденция: в странах авторитарных она может привести к дальнейшей демократизации государства; в странах со слабым уровнем демократии эта тенденция может подтолкнуть общество к сплошной анархии.

Где может оказаться Украина, угадайте с двух раз. Но, что такая тенденция существует в нашем обществе, мне стало понятно несколько лет назад.

Первый звонок для меня прозвучал, когда осенью 2006-го житель села Просяное Нововодолажского района на Харьковщине Михаил Жиденко застрелил милиционера.

Потом вопрос на засыпку. Что должен сделать нормальный мужик, если к нему в дом ворвутся незваные малознакомые "гости", оскорбят и даже поднимут руку на его жену и набросятся на него самого? Правильно! Нормальный мужик схватит, что под руку попадет и выбросит супостатов вон со двора, а если те будут сопротивляться – просто сведет их на ноль.

Приблизительно именно так и поступил Жиденко, когда у него во дворе заявились незваные визитеры, которые, как со временем выяснилось, оказались сотрудниками милиции. Для начала милицианты, которые так и не представились, начали мутузить жену Михаила, а потому под руку попала двустволка. Как результат – одного из правоохранителей со двора выносили вперед ногами.

А еще одна история случилась чуть раньше еще в одном харьковском райцентре Богодухове. Многие, наверное, помнят, широко растиражированный украинскими СМИ громкий скандал, который произошел в одной из элитных школ Черновцов. Там дети местной элиты развлекались тем, что снимали фильм об издевательстве над ровесниками.

В Богодухове случилось нечто круче. Там выпускники местного лицея №3 накануне "последнего звонка" развлекались тем, что изнасиловали своего младшего на пару классов товарища Андрея П. Все это действо юными извращенцами фиксировалось на мобильное фото, а потом было разослано по Интернету любимым девочкам.

В местной милиции заявление матери потерпевшего категорически не приняли, а только покрутили пальцем возле виска. Знаете, почему? А потому, что главные затейщики всей этой дикарской истории были, скажем так, чрезвычайно похожими на племянника бывшего начальника местной ментуры Зиньковского и брата помощника райпрокурора Стериони.

Когда же слухи об этом распространились за пределы райцентра, проблему было решено радикально. Семиклассника, который получил тяжелую физиологическую и психологическую травмы, отправили на лечение в "дурку", а его матери пообещали большую сумму зеленых.

Надо заметить, что сначала никто из родных пострадавшего со мной, в то временя спецкором "ВВ", общаться не пожелал. Но со временем отец Андрея, который приехал на пару недель домой из далеких сибирских заработков, чтобы разобраться в этой истории, поняв, что законными путями он ничего не добьется, согласился на встречу с журналистом.

Мне он только заявил, что если насильники не будут наказаны официально, то он тогда приложит все усилия, чтобы сделать это своими силами: "Поубиваю негодяев, или кастрирую!"

Когда же я спросил, могу ли использовать его угрозу в своем материале, то услышал в ответ: "А я и прокурора, и ментов уже предупредил, что от меня они не откупятся. Деньги - это дело матери и сына, а у меня свои счета."

Если кто-то считает, что это пустая угроза, то я - нет. Поскольку видел глаза этого мужчины, когда он это говорил. И уверен, что негодяи или же не доживут свой век, или же останутся без причиндалов.

Мои земляки с одного полтавского села поведали еще одну тенденциозную историю. Когда в один прекрасный день оказалось, что все окружающие пруды приватизированы, и простому смертному половить там рыбку за "так" нельзя, решили самые заядлые дядьки-рыбаки разобраться со старым сельским прудом, который к тому времени превратился почти в лужу.

Сорганизовались они в рыболовецкое общество, зарегистрировались, пруд почистили, углубили его, запустили малька и стали ждать, когда рыбка подрастет. Но тут повадились какие-то полукриминальные элементы на джипах: то волочок закинут, то сети поставят.

Дядьки с ними пытались поговорить по-хорошему. Раз, второй, третий... "Крутяки" не унимались. И тогда в одно утро в пруду нашли полузатопленный джип, а вокруг него как поплавки кверху сапожками болтались трое элементов. Виновных ищут по этот день. Тому, кто знает, что такое настоящая сельская круговая порука, объяснять не надо – не найдут.

Но больше всего меня поразили не эти и прочие такие же ужасные истории, а реакция публики на одну из них. Готовя материал о резонансном харьковском ДТП, в результате которого погибло четверо взрослых и двое деток, я попал на Харьковский форум, где как раз горячо обсуждали это событие.

Так вот, где-то 90% посетителей форума высказывались в пользу наказания виновника трагедии Полтавца прямо на месте совершения преступления, без суда и следствия. Причем, средства наказания предлагались такие, что волосы дыбом становились.

Поверьте мне, вариант, где предлагалось разорвать Полтавца на куски на глазах у его сына, а гаишников и чиновников, ответственных за состояние путей, поразвешивать как елочные игрушки на ближайших столбах, было одним из самых мягких со всех предложений. И это высказывалась, как по мне, достаточно толерантная по сравнению с остальной украинской общественностью инетовская публика!

Так что пора говорить не о тенденции, а про общественный

Синдром

Вообще-то, если верить социоисследованиям Центра Разумкова или других серьезных учреждений, политическое напряжение волнует народонаселение меньше всего.

А обеспокоены люди вещами более приземленными, чем разгадка такой проблемы, как, например: будут ли натовские лодки, бороздя пространствами Салтовского водохранилища, заходить с дружескими визитами в акваторию главной харьковской речки Лопань; или же на каком языке их пошлют подальше то ли в Донецкой мэрии то ли во Львовской ментуре.

Народонаселение больше волнует: как заработать на кусок хлеба и к хлебу, чтобы в водопроводе была вода, а на голову не капала; чтобы плата за коммуналку отвечала не только уровню и качеству услуг, но и уровню зарплат и пенсий и т.п.

А поскольку и без социологических исследований известно, что обычный гражданин со своими проблемами в первую очередь пойдет в ближайший совет или исполком, милицейский участок или к бандитам, а уже потом в вышестоящие инстанции - включительно с Кабмином, ВР или президентским секретариатом, то и громить в случай чего всю эту чиновно-криминальную публику народонаселение будет именно в этой последовательности.

Я это вот к чему. Когда мне говорят, что, мол, все революции осуществляются исключительно в столицах, то я соглашаюсь. Но при этом замечаю, что все начинается с какой-то Хурхуяровки.

И когда те же харьковчане наглядно, так сказать экспериментальным путем, убеждаются, что от того, какой статус имеет "большой и могучий" на Слобожанщине, теплее в их жилье не становится, а плата за то же тепло или газ не уменьшается и даже не стабилизируется.

Донеччане выясняют, что от того, какую политику – пророссийскую или прозападную – проводят родители города и области, дороги лучше не становятся, услуги транспортников дорожают, а аварийность на конкретных шахтах все равно растет.

Днепропетровцы наконец сознают, что предвыборные обещания об уменьшении коммунальных тарифов не больше, чем блеф, который не имеет никакого отношения к НАТО.

До галичан в конце концов доходит, что лозунг "Бандитам – тюрьмы", не больше чем предвыборная агитка, чтобы посадить конкретного бандюгу во главе конкретной мэрии или поселкового совета.

Жители центральных областей Украины выясняют, что программа "Украинский прорыв" только средство для всяких губских узаконить дерибан их земель, то это их только объединяет в желании сокрушить всю действующую власть.

Вообще-то, в гражданских обществах происходит постоянный диалог общественных учреждений с властью по любым жизненно важным вопросам.

В демократических странах это противостояние происходит, как правило, цивилизованно, через развитые структуры гражданского общества. В нашей же стране недоразвитой демократии с зачаточным гражданским обществом любой более или менее серьезный конфликт несет угрозу взрыва.

А поскольку и регионалы, и оранжевые, и сердечные рвутся к власти явно не за для того, чтобы облегчать нашу жизнь, а в первую очередь для решения собственных узкопартийных или личных шкурных интересов, то и реакция населения будет адекватной. Причем накал страстей, похоже, будет прямо пропорциональным росту беспорядка на политическом Олимпе.

Не следует забывать еще об одном факторе, который в значительной мере может углубить социальное напряжение. Самые авторитетные украинские политологи, социологи и психологи - Выдрин, Фисенко, Бондаренко, Глушман - предупреждают, что лишение иллюзий и надежд, которые появлялись у населения в связи с, казалось бы, радикальными пертурбациями на властном Олимпе, совсем не обязательно порождает трезвое восприятие окружающих событий.

Оно, это болезненное расставание, пока порождает растерянность, апатию и полную потерю ориентиров, и в сочетании с возможными социальными конфликтами может превратиться в такую взрывную смесь, в сравнении с которой майдан может показаться детской игрушкой.

Тому, кто хочет узнать, во что все это может вылиться, я бы посоветовал пересмотреть фильм "Ворошиловский стрелок", в котором очень убедительно показан один из возможных сценариев борьбы "маленького человека" с властным своеволием.

Понимают ли эту опасность нынешние власть имущие? Не знаю. Такое впечатление, что нет.

Что нам делать? Думаю, что знаю. Но об этом как-то в другой раз. А пока басня в тему.

Старика козарлюгу достали враги: то посевы вытопчут, то баштан обнесут, то коней украдут, то пасеку растрощат. Вот он и попросил иностранца, который случайно забрел в село отлупить его самого. Иностранец удивился, но просьбу выполнил старательно.

А козарлюга умывшись кровавой похлебкой, обтерся, вскочил на коня и порубил всех врагов. А когда иностранец спросил, зачем же надо было сначала лупить старика, тот ответил: "Мы украинцы-хлебопашцы, - люди мирные, нас сильно не доставай, и мы никого не зацепим..."

А вы, как считаете?

Валерий Семиволос, Харьков

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде