Юрий Бут: Луценко прямо дал мне понять, что я могу уходить из коалиции
"Я – золотой медалист двух военных вузов! Золотые медалисты – выпускники Московского высшего общевоенного командного училища имени Верховного Совета РСФСР, и выпускники Военного института Минобороны России заносятся в музеи этих вузов на гранитную стену!", – объяснил депутат, явно не лишенный амбиций быть пораженным манией величия.
До сих пор никому неизвестный, Бут прославился, когда в прошлую пятницу заявил о выходе из коалиции, подвесив тем самым всю политическую конструкцию страны.
Его пример может стать еще одним уроком для партийных вождей, берущих в списки "левых людей" за деньги или по договоренности с сильными мира сего.
Юрий Бут – уникальное явление в нынешнем парламенте. Версии его появления в списке НУНС на выборах 2007 года – одна краше другой.
Первая – якобы Бут некий агент российских спецслужб, на что указывает его биография. Вторая версия – что Бута пролоббировал в список… митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Владимир.
И показательно, что Бут оставил коалицию вместе с другим депутатом, сотрудничающим с УПЦ МП, Игорем Рыбаковым.
А источники в "Народной самообороне" обращают внимание на такое: Бут, учитывая его связи с церковью, обещал работать в комитете Верховной Рады по культуре и духовности.
Однако после принятия присяги депутата Бут записался… в "козырный" комитет по вопросам правосудия. И сейчас под руководством Сергея Кивалова он отвечает за формирование судейского корпуса, который проходит через утверждение парламентом.
При том, что гражданином Украины Бут стал лишь в 2002 году, до этого работая в Москве. Сперва в Военной академии ракетных войск стратегического назначения им Феликса Дзержинского при Минобороны России. Потом Бут возглавлял Центр международных проектов и сотрудничества Российской академии государственной службы при президенте России.
Что думает сам Бут о гипотезах своего политического происхождения – читайте в его интервью "Украинской правде". Он как фигурант нового скандала имеет право на обнародование своей позиции.
"…А еще я – участник двух парадов на Красной площади. Я приехал в Украину с таким багажом знаний и навыков, которые есть далеко не у каждого депутата", – нескромно добавляет молодой депутат…
– Когда вы выходили из коалиции, то осознавали, что перечеркнули свое будущее в политике? В прошлом парламенте были такие активные депутаты - Полищук и Ковтуненко, которые так же оправдывали свое присоединение к антикризисной коалиции. Но потом их не взяли ни в список Партии регионов, ни БЮТ, потому что предателей не любят нигде.
– А кого я предал?
– Луценко, который включил вас в список.
– Это Луценко предал президента, который доверил ему возглавить список блока!
Я не считаю, что совершил предательство. Противоречия внутри коалиции зашли так глубоко, что действия парламентского большинства просто откровенно шли в разрез с курсом президента и во вред стране.
Мы в 2007 году шли на досрочные выборы под флагом президента, а потом коалиция сделала разворот на 180 градусов.
– Такие высокопарные слова были бы характерны для национал–демократов начала 1991 года, или для тех, кто стоял с Ющенко на Майдане. А вы – человек в политике без года неделю…
– Я воспитан и обучался в советской школе, лучшей школе мира. То, чему нас учили: патриотизму, порядочности – нужно прививать в нашем обществе.
Мой выход из коалиции связан с тем, что более полугода не исполняется коалиционное соглашение. В бюджет не внесены изменения! В коалиции образовалась группа влияния, которая расшатывает социальную мысль, идет в разрез с политикой президента.
Блок Тимошенко старается занят доминирующую позицию и вести свою политику в коалиции. У них существует только два мнения – их или неправильное. Луценко тоже избрал этот вектор.
Меня возмутило блокирование трибуны, чтобы не дать возможность президенту выступить с ежегодным посланием. Вся коалиция к этому причастна: БЮТ блокировал, НУНС пассивно наблюдал за этим, не дав оценку происходящему.
– Вы общались с Луценко, пытались указать на его ошибки?
– Да, я встречался с ним месяца полтора назад. Я как раз принял участие в голосовании за ликвидацию двойной кассации в судебной системе. (От "Украинской правды": Речь идет о попытках ликвидации хозяйственной палаты Верховного суда, что совпало с рассмотрением в этой палате дела "Днепроэнерго".)
Луценко меня пригласил к себе в МВД и спросил: "Почему ты так голосуешь – солидарно с Партией регионов и десятью депутатами НУНС, которые связаны с "Единым центром"?". Я ответил: "Я могу обосновать как профессионал: двойной кассации нет нигде в мире, а ее наличие порождает волокиту в рассмотрении дел судами и коррупцию. Решения фракции по этому вопросу не было. И нашу позицию поддерживает президент".
На что Луценко резко мне ответил: "Ну, если ты поддерживаешь то, что делает президент – то и иди работать к президенту ".
– Вы с Луценко на ты?
– В некоторых моментах, когда один на один, я с ним на ты…
Луценко прямо дал мне понять – можешь уходить из "Народной самообороны" и из коалиции.
И третье – это откровенная ганьба президента некоторыми политиками-пигмеями из БЮТ и "Народной самообороны"!
В любой стране мира флаг, гимн, герб и президент – это символы, которые нужно уважать и беречь!
– О ком вы говорите?
– Эти имена известны всем. Ими пестрит интернет. Я не хочу делать рекламу этим мелким душонкам, этим политическим пигмеям!
Я вспоминаю последнюю встречу президента с "Народной самообороной", где он говорил: "Хлопцы, хватит вести раскольническую политику. Давайте работать вместе на государство".
При этом на встрече президент не назвал ни одной фамилии. Но потом некоторые наши депутаты вышли и заявили противоположное, якобы президент сказал: "Я – это Балога, а Балога – это я".
Такая откровенная ложь и хамство тоже повлияли на мое окончательное решение.
Хочу сказать вам больше – латентно большинство во фракции НУНС солидарны со мной.
– Думаете, депутаты из НУНС и дальше будут выходить из коалиции?
– Я в этом убежден! Все, кому не безразлично будущее Украины, примут именно такое решение.
– Но вы можете назад вернуться в коалицию?
– Я делать этого не буду. Я поступил осознанно. Коалиция была окончательно развалена, когда была заблокирована трибуна перед выступлением президента.
Могу предположить, что в скором будущем будет собрана коалиция Партии регионов, НУНС и блока Литвина. Это будет коалиция, которая станет олицетворением объединения Украины.
– Вообще к вам обращались с предложением, чтобы вы вернулись в коалицию?
– Никто не обращался, хотя мои телефоны известны всем. Не было звонка ни от Кириленко, ни от Луценко. Один Владимир Арьев позвонил и спросил: "Зачем ты это сделал?" Я ему объяснил: "Это катастрофа для страны, эта политика идет в ущерб государству, и я как гражданин не могу это принять". Володя промолчал и сказал: "Это твой выбор". Думаю, в душе он тоже все понимает.
– Вы согласовывали с Игорем Рыбаковым свои действия?
– Я работаю вместе с Рыбаковым в межфракционном депутатском объединении "Контрабанда – Стоп". Он председатель, я – заместитель. Он человек верующий, я – тоже. Он открыл храм в парламенте, мне это очень нравится.
И на прошлой неделе он мне сказал: "Я готовлю заявление о выходе из коалиции". Я ему ответил: "Я к этому тоже готов и уже приготовил заявление". И мы договорились в пятницу 6 июня выступить вместе.
– С Балогой вы согласовывали эти вопросы?
– Ну что вы, нет! Об этом Балога не знал. Я с ним лично даже не знаком. Видел его на встречах президента с депутатами.
Кстати, в прессе тоже незаслуженно ганблят Балогу! А вообще–то, нельзя строить политику на том, что "вот уйдет со своего поста Балога, и в стране упадут цены, остановится гиперинфляция, наступит благодать"...
Мой выход из коалиции – это политический демарш против нынешнего курса коалиции. Я и раньше высказывался против такого курса коалиции, но мой голос не был услышан.
– Депутат, чтобы его во фракции услышали, чтобы к его мнению прислушивались, должен завоевать авторитет. А ведь вы депутатом проработали всего несколько месяцев, поэтому и реакция на ваши предложения была соответствующей.
– Я всегда задаю вопрос и себе, и другим депутатам, которые уже десять–пятнадцать лет в политике: что ты сделал за это время для страны? Красиво говорить на экране, дешево пиариться – это не значит, что ты что–то существенное сделал и имеешь авторитет!
– Ваши коллеги по блоку говорят, что если вы уж хотите выйти из коалиции, то вам надо было написать заявление о выходе не из коалиции, а из фракции. Потому что субъект коалиции – это фракция, а не конкретный депутат.
– В коалиции два субъекта – БЮТ и НУНС. В коалиционном соглашении имеется приложение – список из 228 депутатов, которые составляют эти две фракции. Но там стоит 227 подписей. Иван Плющ, оставшись членом фракции, не стал членом коалиции, оставив свою подпись, видимо, для другой коалиции.
Сегодня в коалиции 225 депутатов, то есть, ее нет.
Думаю, в ближайшее время 37 депутатов во фракции НУНС проголосуют за выход из коалиции и завершат этот процесс.
– Вы говорите, что не исполняется коалиционное соглашение в части принятия законов. Но в этот пакет из 12 законов входит и закон об императивном мандате. Если его принять, то такие депутаты–перебежчики как вы просто потеряют свое депутатство по решению съезда НУНС.
– Во–первых, я не перебежчик – я остаюсь членом фракции НУНС. Во–вторых, я пришел в парламент работать.
На сегодня я председатель подкомитета по формированию судейского корпуса, комитета Верховной Рады по правосудию. По-моему, я справляюсь со своими обязанностями, несмотря на препоны со стороны моих же бывших коллег по коалиции.
Более 600 судей еще с Верховной Рады пятого созыва ожидали утверждения парламентом их пожизненного статуса. Теперь их осталось менее двухсот. И это за четыре месяца работы комитета!
Я лично сам и по выходным, и до глубокого вечера изучаю каждое дело судьи.
(Пафосно) Потому что каждый судья – это личность, и он может стать или бриллиантом, или останется камнем, который будет выброшен на свалку, если он опозорил свое высокое звание.
А потеря мандата народного депутата для меня не является трагедией.
– Но вы оказались на месте депутата именно благодаря Луценко! Вам доверили этот мандат как представителю Народной самообороны, а не как Юрию Буту, которого никто не знает в этой стране. И если бы не Луценко, вы бы никогда не стали 61-м номером списка. Потому что люди, имеющие намного большие заслуги перед НУНС, стали 120–130 в списке!
– Давайте не говорить: "если бы …". Приведу исторический пример: было такое древнее город–государство Лаконика. Его окружили спартанцы и выдвинули ультиматум, который звучал примерно так: "Если мы вас возьмем штурмом, тогда всех уничтожим и разрушим ваш город …Сдавайтесь". Ответ им был дан следующий: "Если…"
Но если я стал депутатом, значит, руководство блока посчитало, что именно я заслуживал, чтобы быть в проходной части списка.
– Давайте не будем лукавить. Был квотный принцип, в каждой десятке списка было определенное число мест отдано "Народной самообороне". И Луценко вставил вас на проходное место. То есть вы обязаны своей карьерой Луценко. А сейчас отвернулись от него…
– Если бы год назад Луценко сказал, что он идет под флагами президента, использует его авторитет, а потом кинет и начнет всячески оскорблять президента – я бы не пошел с этими людьми.
– Расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Луценко?
– Как раз перед досрочными выборами. Мы встретились в кафе "Бельведер", там познакомились. Это случилось в мае 2007 года. Это была встреча без галстуков, мы были вдвоем, я рассказал о себе, свою биографию.
– Кто вас свел с Луценко, ведь вы не могли попасть в избирательный список просто с улицы?
– Меня рекомендовали Луценко наши общие знакомые.
– Кто это?
– Я уже не помню его фамилию… Это... Это помощник Луценко…
– Это выглядит странно – как так, вы не знаете фамилию человека, который вас познакомил с Луценко!?
– Я знаю, но это не имеет отношения к предмету нашего разговора. Это человек работает на ответственной должности.
…И еще... Еще я знал Луценко по его работе в команде Мороза.
– А откуда вы знали Мороза?
– Я был знаком с Морозом по научной деятельности. Я подарил ему свою книгу, он мне подарил свою книгу стихов. Проживая в Украине, мне удалось пообщаться со многими известными политиками Украины, в том числе с Кучмой, Ющенко, Морозом, Януковичем и с Луценко – как научному работнику.
– Почему Луценко взял вас в список?
– Ему видимо понравилась моя биография. Он предложил работать вместе – в избирательном штабе в Черниговской области. С этого и началась совместная наша работа.
– Это кажется очень удивительным, как вы за четыре месяца осуществили стремительный взлет – познакомились с Луценко, попали в избирательный список и стали депутатом. Многие люди идут к этому годами, ступенька за ступенькой…
– Я получил одно из лучших образований в лучших вузах СССР. Пришел с достаточно высокой должности, которую занимал в России.
– Говорят, вы покорили Луценко деньгами?
– Ну что вы, деньгами покорить Луценко невозможно, он не бедный человек.
– В свою очередь Михаил Бродский заявил, что Бут – это человек, которого рекомендовал Луценко вице–спикер Госдумы России Александр Бабаков.
– Это неправда. Я знаю, что Бабаков – это близкий человек к Луценко и Куликову, но я с ним не знаком. Я со всеми политиками равноудален – и с Луценко, и с Балогой – упреждая ваш вопрос. Знаю, что есть такой глава секретариата президента, не более того.
– У вас в кабинете на стене висит портрет митрополита Украинской православной церкви Московского патриархата Владимира. От ваших коллег приходилось слышать, что вы попали в список по протекции как раз УПЦ МП, чтобы "Народная самооборона" имела связи и поддержку церкви.
– Украинская православная церковь вне политики. Мои отношения с УПЦ, с ее иерархами не имеют никакого отношения к политике, это сугубо личное.
– Теперь ваша биография стала предметом расследования, инициированного Романом Зваричем. Почему вы вернулись, прожив основную часть жизни в России?
– Это право народного депутата Зварыча.
Я вернулся, потому что у меня здесь родители, родители жены, родной брат. Все корни в Украине. В Москве и в России у меня никого не было, и нет.
Я считаю, что я нужен своей родине в этот трудный для нее период. (Говорит пафосно)
– Мы же говорим откровенно – вы же понимаем, что ваши слова вызовут у читателя улыбку…
– Зачем я буду что–то выдумывать, если это именно так. Я вернулся к себе на батькивщину. В Украине больше демократии, и в Украине себя можно реализовать больше, чем в России.
– Что вам мешало себя реализовать в России?
– Определенная клановость, которая существует в России и которую ничем нельзя преодолеть.
– О какой клановости вы говорите, если вы работали в академии госслужбы?! Какая там клановость?!
– Это структура администрации президента РФ, поэтому реализовать себя там до конца было невозможно.
…В 2002 году мы семьей решаем принять украинское гражданство, так как я и моя жена - этнические украинцы, родились в Украине. По процедуре, на основании того, что я уже не имел гражданства России, в августе 2002 года я получил гражданство и паспорт Украины в посольстве Украины в Москве.
– Паспорт вам выдали в 2005 году?
– Нет, в 2002 году
– А куда вы дели российский паспорт?
– Я его сразу сдал в центральный ОВИР Москвы, как только написал заявление о выходе из гражданства России. С этим украинским паспортом я приехал жить и работать в Украину.
– С какого периода вы проживаете в Украине?
– С 5 сентября 1967 года до июня 1984 года и с августа 2002 года по настоящее время.
– Очевидно, что, работая в Российской академии ракетных войск стратегического назначения, вы были сопряжены с вопросами военных тайн?
– У меня не было даже первой формы допуска! Я не имел допуска к секретным и совсекретным документам. Читал лекции и проводил практически занятия по военному праву в академии ракетных войск стратегического назначения имени Дзержинского. Я преподавал право на кафедре общественных наук, где также преподавалась философия, культурология, социология, политология.
Ну и еще был помощником начальника академии, как юрисконсульт.
– Были попытки спецслужб наладить с вами сотрудничество?
– Нет, не было.
– Во время заседания фракции БЮТ, когда объявили о вашем выходе из коалиции, прозвучала информация, что вы – родственник того самого Виктора Бута, международного торговца оружием, который разыскивался многими странами мира.
– Мы не родственники, а однофамильцы. Про Виктора Анатольевича Бута я читал только в прессе. Знаю, что в одном лишь Киеве 600 граждан с фамилией Бут.
– Мы быстро прошлись по вашей биографии… И вы говорите, что такой послужной список поразил Луценко настолько, что он вас принял в ряды "Народной самообороны". Это выглядит просто наивно, в это мало кто может поверить!
– Есть еще интеллектуальные и духовные ценности, которые нужно возрождать в Украине. Спасибо за вопросы.