Подготовка к ЕВРО-2012 может стать национальным планом экономического развития Украины

www.ПРАВДА.com.ua — Понедельник, 5 мая 2008, 22:02

В продолжение темы. Читайте также: Евгений Червоненко. Голая правда о ЕВРО-2012.

Мненияэкспертов продолжают тему привлечения инвесторов к процессу ЕВРО-2012.

Аналитик компании ПИО-Глобал Украина Екатерина Лепеничива: На мой взгляд, привлечение инвесторов к участию в подготовке к проведению чемпионата ЕВРО-2012 вполне логично в условиях ограниченных средств государства, а в случае с Украиной, еще и в силу значительного преимущества эффективности управления частного менеджера над государственным.

На протяжении своего существования Украина успела разочаровать большое количество заграничных инвесторов бюрократическими сложностями, связанными с процессом инвестирования и возвращения средств, а также практически минимальными гарантиями защиты инвестиций со стороны государства.

Тем не менее, на фоне общего спада темпов роста экономик стран мира, Украина вместе с остальными странами СНГ и странами Восточной Европы, остается и до сих пор достаточно привлекательной для инвестиций, в том числе и в строительство.

Следует напомнить, что в последнем аналитическом отчете о рынке недвижимости Morgan Stanley, Украина названа одной из самых интересных для инвестирования стран.

В то же время, у нашей страны плохая репутация из-за коррумпированных и непрозрачных конкурсов, в том числе и по приватизации объектов государственной собственности. Думаю, именно коррупция и бюрократические преграды могут заставить инвесторов с предубеждением относиться к предложенным правительством проектам.

Возможно принятые изменения в закон "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог", позволяющие Кабинету Министров самостоятельно выдавать поручение на передачу объектов в концессию, независимо от формы собственности (государственная или коммунальная), направлены именно на сокращение бюрократической цепочки на пути получения объекта в концессию.

Думаю, многие в Украине уже привыкли к отсутствию стратегических планов и стратегического мышления в целом, ведь не много политиков и ФПГ, которые стоят за ними, могут быть уверены, что именно они завтра будут "у руля".

И сейчас, когда речь идет о довольно продолжительном проекте, план которого разрабатывает действующее правительство, его реализация, скорее всего, ляжет на плечи следующих правительств, а за результаты будут отвечать совсем другие люди (подобную ситуацию мы видели в процессе вступления Украины в ВТО). Очень не хочется, чтобы из шанса "засветиться" для страны, сделали повод для демагогии накануне очередных выборов.

Руководитель отдела корпоративных финансов "Эрнст энд Янг" Эрик Кадыров: Проведение ЕВРО-2012 предоставляет Украине уникальный шанс, для того, чтобы обновить существующую инфраструктуру и сделать это в кратчайший срок. В сущности, подготовка для ЕВРО-2012 может стать национальным планом экономического развития на следующие 3,5 года.

Конечно, есть усложняющие обстоятельства - это большой масштаб проектов и небольшой срок для того, чтобы привести все в соответствие к требованиям УЕФА. Будем надеяться, что Украина и ее правительство максимально используют возможности, которые предоставляет проведение ЕВРО-2012.

С точки зрения инвестора, самыми привлекательными будут те объекты, у которых есть все составляющие успешного бизнес-плана. А это детальный план реализации проекта (строительства объекта) и дальнейшего его использования, оценка бизнес-модели и детальный бизнес-план, хорошие финансовые показатели (по возвращению инвестиций – IRR, достижению точки равновесия - BET, и т.д.).

Такими могут быть проекты строительства автомагистралей, терминалов аэропортов, отелей, стадионов и т.д. Главное требование – этот детально разработанный план реализации проекта, а не просто концепция и бизнес-модель.

Кроме того, инвесторам будут интересны проекты, которые подпадают под схему государственно-частного партнерства, в случае, когда правительство сначала подготовит и примет закон о такой форме партнерства. Этот закон должен гарантировать определенный уровень прибыли частным инвесторам, которые будут финансировать и реализовывать проекты совместно с правительством.

Вероятно, что подготовка к ЕВРО-2012 не может полностью ложиться на государственный бюджет, в проектах будут задействованы существенные средства из частных фондов, поэтому в первую очередь, должна быть определена правовая основа государственно-частного партнерства.

Управляющий партнер юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры" Олег Макаров: Несомненно, проект Евро-2012 представляет интерес для инвесторов, поскольку предусматривает масштабное развитие инфраструктуры страны, при этом объекты, которые готовятся в рамках Евро-2012, предназначены не только и даже не столько для чемпионата, как для развития экономики страны.

Это, в первую очередь, дороги, аэропорты, отели, развитие городского транспорта и много другого.

На мой взгляд, государство должно занять более определенную позицию по отношению к инвесторам с точки зрения предоставления бизнесу четкой системы преференций и гарантий со стороны государства.

Инвесторы со своей стороны, готовы вкладывать инвестиции в проведение чемпионата, тем не менее, они ждут от государства введения простых и понятных "правил игры" и создания комфортных условий для инвестиций в объекты инфраструктуры.

Мне кажется, что для лучшей реализации этого проекта Украина может использовать также модели государственно-частного партнерства, которые прекрасно проявили себя как с финансовой, так и с юридической точки зрения во многих странах мира.

Опыт показывает, что для реализации масштабных инфраструктурных проектов государственно-частное партнерство, как комплексная система взаимоотношений "государство – бизнес", была бы самым лучшим вариантом для реализации проектов ЕВРО-2012.

Будучи привлеченными в процесс разработки соответствующих изменений в законодательство Украины, и тесно сотрудничая в этом вопросе как с Национальным Агентством Евро-2012, так и с Кабинетом Министров Украины, мы можем констатировать проявление заинтересованности государственных органов во внедрении новых моделей сотрудничества с частным капиталом.