"...не все в Киеве освинели..."

Вторник, 20 мая 2008, 15:39

Эта фраза руховца Владимира Черняка, сказанная в свое время в прямом эфире тогдашнему представителю президента в Киеве, председателю Киевского городской госадминистрации (КГГА) Леониду Косаковскому, стала одной из причин проигрыша Черняка на первых выборах городского председателя в Киеве в 1994 году.

Вообще события 1994 года по своему значению намного больше повлияли на развитие Украины, чем Помаранчевая революция 2004 года, и за важностью уступают только 1991-му, когда Украина избрала путь независимого развития.

В то же время в 1994 было определено направление движения. К сожалению, не совсем удачное. Да и основы сегодняшней местной политики в столице были заложены в том же году.

Прежде всего – это выборы мэра. Они, фактически, были не только первыми, но и единственными реальными выборами. Поскольку назвать городские избирательные кампании 1999, 2002 и 2006 годов выборами можно только с натяжкой.

В 1999 году Александру Омельченко повезло с главным конкурентом, им стал Григорий Суркис, поскольку от участия в выборах отказались бывшие городские руководители: Леонид Косаковский и Иван Салий. Поэтому вся кампания свелась к противостоянию двух кандидатов: хозяйственник против олигарха. Поддержку Омельченко высказали практически все политические силы: от Руха до коммунистов.

В 2002 году серьезных оппонентов Александру Омельченко вообще не было: предшественник Омельченко Леонид Косаковский снова снял свою кандидатуру. Такое решение он мотивировал тем, что городская избирательная комиссия не создала равных возможностей для всех кандидатов в проведении предвыборной кампании.

Уверенность в "непотопляемости" Омельченко привела к тому, что в 2006 он фактически не вел избирательной кампании. Сам Леонид Черновецкий, чья команда серьезней всех кандидатов подошла к выборам, не был уверен в успехе. А мощные политические силы даже не выдвинули своих кандидатов.

А вот кампания 1994 по своему накалу не уступала нынешний. Следует отметить, что действующий в то время закон о выборах содержал значительно более жесткие требования относительно регистрации желающих баллотироваться на должность мэра, чем сейчас.

Тогда все без исключения претенденты обязаны были внести денежный залог в размере пятнадцати минимальных заработных плат, а также собрать в свою поддержку подписи у не менее чем 1% населения города, то есть около 26 тысяч граждан.

Эти требования выполнили только пятеро кандидатов. Главным борцом за кресло председателя Киевского городского совета был тогдашний представитель президента в Киеве, председатель КГГА Леонид Косаковский.

Несмотря на определенные успехи в развитии города в сложных условиях 90-ых (были сохранены высокие темпы строительства, очередники получали квартиры, обновлялся подвижный состав общественного транспорта), Косаковскому мешал имидж номенклатурщика и левого политика.

Медвежью услугу своей активностью делали и коммунисты, они развешивали открытки, на которых призывали киевлян голосовать за кандидата в народные депутати коммуниста Юрия Крикуна, в президенты – Леонида Кучму, на городского председателя – Леонида Косаковского.

Соответственно, правые национал-демократические силы, которые и назначение Леонидом Кравчуком на должность представителя президента в столице Леонида Косаковского воспринимали "в штыки", выдвинули своего единого кандидата от национал-демократических сил – руховца Владимира Черняка.

Он был руководителем избирательного блока "Столица" на выборах в Киевсовет.

Между этими двумя кандидатами и разгорелась главная борьба.

Согласно тогдашнему законодательством, выборы мэра происходили в два тура. Для победы сразу в первом туре за кандидата на должность председателя совета должны были проголосовать не меньше 10% внесенных в список избирателей.

Но 17 июня 1994 года, за десять дней до выборов, Верховная Рада изменила закон и повысила планку до 25% (на этих выборах изменить закон не удалось).

Учитывая, что явка в Киеве на выборах в те годы колебалась где-то в рамках 60%, для того, чтобы вложиться в эту норму, необходимо было набрать больше половины голосов тех, кто пришел на избирательные участки. Поэтому выборы, состоявшиеся 26 июня 1994 года, не определили победителя.

Леонид Косаковский набрал 324024 голоса (17,05 % общего количества избирателей, или 31,6% от тех, кто пришел на выборы), Владимир Черняк — 294194 (15,48 %, или 28,7% соответственно). И был назначен второй тур.

Между первым и вторым туром штаб Черняка решил организовать теледебаты. Начал их Владимир Черняк, но вместо ответа на вопрос, он объявил заявление довольно резкого содержания относительно хода предвыборной кампании, сказав "коронную" фразу: "...не все в Киеве освинели...", и демонстративно покинул студию.

Леонид Косаковский остался в эфире и спокойно ответил на вопрос. Как показал опрос, эта ситуация прибавила ему голоса тех, кто сомневался.

По итогам голосования во втором туре, 10 июля 1994 года, победу получил Леонид Косаковский, за которого отдали свои голоса 549904 избирателя (29,59 % общего количества избирателей, или 54,6 % от тех, кто принял участие в голосовании), Владимир Черняк набрал 403367 голосов (21,71 %, или 40% соответственно).

Так, первым избранным в независимой Украине мэром столицы стал представитель президента в Киеве, председатель КГГА Леонид Косаковский.

Вторым важным событием для столицы были выборы в Верховную Раду, которые стартовали весной 1994 и затянулись в Киеве на два года. Еще с 1990 действовал закон, по которому для победы кандидату нужно набрать 50% +1 голос.

Если ни один кандидат не набирал нужного количества голосов, то происходил второй тур, который и определял победителя. Но законодатели внесли в закон о выборах новые нормы о том, что победитель во втором туре должен набрать свыше 50% голосов и при этом явка избирателей должна быть не меньше чем 50%.

В случае, если ни один кандидат не набирал нужного количества голосов, объявлялись новые выборы, но предыдущим кандидатам запрещалось принимать участие в выборах.

Все эти нововведения привели к тому, что из-за низкой явки избирателей, выборы в большинстве округов столицы постоянно признавали недействительными. Итак, из 24 округов депутатов избрали только в 11.

Среди этих 11 депутатов от Киева был и нынешний мэр столицы Леонид Черновецкий и его оппоненты Владимир Бондаренко (теперь в БЮТ) и Анатолий Коваленко (теперь в Блоке Кличко), которые тогда дебютировали в большой политике.

Хотя практически все кандидаты в депутаты от Киева ощутили на себе минусы низкой избирательной активности, но выводы сделали разные.

Так, Леонид Черновецкий понял важность создания эффективной системы работы с избирателями, что и обусловило его сотрудничество с религиозной общиной.

Об этом он рассказал в своем интервью задолго до восхождения на должность мэра: "Мой приход к Богу связан был с моими политическими амбициями, когда я в 95-м или 96-м году, уже сейчас точно не помню, в очень изнурительной борьбе пытался стать депутатом Верховного Совета.

Это никак не получалось, потому что тогда, согласно тому выборному закону, на избирательные участки должно было прийти не менее 51% избирателей.

А Дарница, в связи с тем, что на ее территории прекратил действовать один из крупнейших в Украине заводов радиоэлектроники, была полностью разочарована в перестройке, и никто не хотел идти голосовать.

Я дважды пытался сделать это с помощью разных PR- акций, но люди ничему не верили, говорили со мной только о колбасе и всяких насущных вещах, а политикой совершенно не интересовались. Да и я, собственно говоря, был далек от представления, как их нужно защищать.

Затем я через одного из своих бывших партнеров пришел к пастору Сандею, и он в присутствии большого количества людей помолился за меня. А я ставил условие, чтобы мой приход в церковь – и этого я очень боялся, не доверял церкви – был связан именно с большим количеством людей, которых я бы мог агитировать за себя.

И чудо! За меня помолилось около тысячи человек, моих будущих избирателей, и я увидел в их глазах огонь веры и счастья…"

Вследствие, явка на выборах в округе Черновецкого (Дарницкий избирательный округ №5) составляла 55.9%, и за него отдали свои голоса 80.27% избирателей.

После победы команда Черновецкого наладила системную работу с избирателями, которая не сводилась к простой "раздаче гречки", о чем так любят говорить политики-оппоненты нынешнего городского председателя.

Но относительно материальной помощи оппозиция мэру лукавила. Ведь и они предоставляли ее, используя подконтрольные фонды: Владимир Бондаренко – председатель правления благотворительного фонда "Рідна оселя", а Анатолий Коваленко – президент фонда Святого Андрея Первозванного.

Правда, в деятельность этих фондов не была заложена систематичность работы с избирателями. А как показал случай в России с Михаилом Ходорковским, даже масштабная общественная деятельность, без системности, малоэффективна.

Только мизерный процент людей, охваченный деятельностью его фонда "Открытая Россия", выступил в его защиту и пытался воплотить его идеи. Печальным последствием этого стало то, что теперь Михаил Ходорковский шьет варежки в колонии.

И хотя политическим силам, которые сейчас активно борются с Леонидом Черновецким, на протяжении многих лет неоднократно предлагалось начать системно работать с избирателями, они эти предложения откладывали "в длинный ящик", или отказывались, считая, что это не вовремя.

Наверно, они больше рассчитывают на PR- акции.

Но, как засвидетельствовали выборы мэра 1994, расчет только на PR- акции и то, что "…не все в Киеве освинели…" или "…не все в Киеве продались за гречку…", даже при условии выборов в два тура, изменения избирательного закона накануне голосования и выдвижения единого кандидата не гарантируют победы представителю оппозиции.

Сергей Васильченко, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде