Чего ожидать Украине от отношений ЕС-Россия?
Вопрос отношений с Россией остается актуальным в Европейском Союзе.
Во-первых, ЕС учитывает российскую позицию при решении вопросов международных отношений. Во-вторых, Россия - стратегический энергетический партнер ЕС и его главный поставщик энергоносителей. В-третьих, подходы к построению отношений с Россией среди стран-членов ЕС не однородны.
Эти факторы не отображают весь спектр отношений ЕС-Россия, но являются основными. Как же они отобразятся на Украине и какое место занимает российский фактор в отношениях Европейского Союза с Украиной?
ЕС и российское влияние на международной арене
Российская Федерация за годы президентства Путина значительно укрепила свой международный имидж и влияние. В любом случае Россия остается постоянным членом Совета Безопасности ООН, региональным лидером на постсоветском пространстве, богатым источником энергоресурсов, мощной военной силой и ядерным государством.
Все это вынуждает других международных игроков если не руководствоваться, то по крайней мере принимать ко вниманию отношение России к международным проблемам, которые находятся в сфере ее национальных интересов.
Так было с вопросами статуса Косово, иранской проблемой, урегулированием ситуации на Ближнем Востоке и, в конце концов, опосредствованно с принятием решения на последнем Бухарестском саммите.
Положение России в мире определяет и сдержанность позиции ЕС относительно украинско-российских газовых диспутов. Вдобавок, зоны геополитического влияния России и ЕС пересекаются, и Украина попадает в это пересекающееся пространство.
В ближайшее время Европейский Союз будет учитывать позицию России во время решения международных вопросов и будет искать компромисс с ней, в том числе, и относительно Украины. Будет учитывать, но не будет руководствоваться ею.
Подтверждение этому тезису предоставляется в речи Европейского Комиссара по внешним отношениям и Европейской политике соседства Бениты Ферреро-Вальднер "Европейский Союз и Россия – будущие перспективы" от 6 апреля 2008 года в ходе Глобального семинара в Зальцбурге.
Она, в частности, подчеркнула: "Для нас будет тяжело найти конкретные пути сотрудничества по решению конфликтов в мире и особенно в нашем (ЕС и России - Авт.) совместном соседнем окружении".
Но Ферреро-Вальднер также подчеркивает, что Россия и ЕС будут оставаться стратегическими партнерами по причинам геополитической, экономической и культурно-исторической близости.
Европейский Комиссар отмечает: "Географические реалии, значительное расширение в торговле и деловые возможности, общая история и культуры, которые отображаются и много переняли друг у друга на протяжении столетий, означают, что Россия и Европейский Союз всегда будут близкими и мы будем оставаться стратегическими партнерами".
Следует ожидать, что относительно Украины, в политическом измерении, ЕС будет учитывать отношения с Россией с соблюдением прагматизма и принципов демократии и международного права. Как доказательство, следует вспомнить линию поведения ЕС относительно России в вопросе Косово, осуждение российской политики относительно Абхазии, критическую оценку Европейским Союзом президентских выборов в России, отбрасывание в ЕС любого давления со стороны России, в том числе, и в течение принятия решений относительно Украины.
Таким образом, ничто не должно помешать ЕС продолжить переговорный процесс с Украиной, углубляя интеграцию государства в Европейское сообщество, хотя и с учетом позиции России по отдельным вопросам, прежде всего, энергетическим.
Россия – стратегический энергетический партнер ЕС
Во время заседания "Тройки ЕС-Россия" 13 февраля 2008 года в Бродо (Словения) приоритетными направлениями двустороннего сотрудничества на 2008 год были определены развитие энергетического сотрудничества, содействие России со стороны ЕС в процессе вступления в ВТО и подписание между Россией и ЕС соглашения о зоне свободной торговли.
Европейская Комиссия высказала намерение углубить энергетическое сотрудничество между ЕС и Россией и зафиксировать это в новом соглашении.
В Зальцбурге Европейский Комиссар Бенита Ферреро-Вальднер отметила, что энергетика продолжает доминировать в экономическом аспекте отношений сторон.
Она подтвердила уже существующий принцип энергетической взаимозависимости: ЕС большую часть энергоносителей получает из России, а большинство российских трубопроводов направлены в ЕС; энергетический сектор на уровне производства нуждается в инвестициях, которые готовы предоставить европейские компании, а российские компании стремятся расширить свое присутствие на европейском рынке.
То есть существует взаимная заинтересованность обеих сторон и ЕС продолжает энергетический диалог с Россией.
4 мая 2008 года Европейский Комиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс в ходе встречи в Москве с Министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христинко обсудил состояние и перспективы двустороннего энергетического сотрудничества в свете запланированного на 26 июня в Ханты-Мансийске саммита ЕС-Россия.
Сторонам не удалось достичь прогресса по причинам принципиальных расхождений в позициях ЕС и России по доступу российских компаний на энергетический рынок ЕС, торговли ядерными материалами, а также проектов "Южный поток" и Набукко.
Андрис Пиебалгс заявил журналистам, что Россия не продемонстрировала заинтересованности в обеспечении газа для проекта Набукко: "Мы не должны просить Россию присоединиться к проекту, к которому она никогда не демонстрировала интерес".
В то же время, ЕС старается уменьшить энергозависимость от России. Бенита Ферреро-Вальднер отмечает, что Россия является ключевым поставщиком энергоресурсов для ЕС, но кроме нее есть и другие страны со значительными энергетическими запасами, которые ЕС намеревается развивать.
Сразу после визита Андриса Пиебалгса в Россию, 5 мая 2008 года в Брюсселе состоялась встреча между ЕС, Турцией, Ираком и странами Ближнего Востока (Машрик) с целью углубления сотрудничества по поставкам природного газа. Сторонам удалось достичь договоренностей о завершении проекта строительства Арабского газопровода в 2009 году и присоединении к нему Турции и Ирака с перспективой его подключения к проекту Набукко.
То есть, ближневосточный и иракский газ будет идти для наполнения газопровода Набукко. Но на начальной стадии предполагаются поставки всего 7 миллиардов кубов в год, что никаким образом не может сравниться с поставками газа из России, которые оцениваются сегодня в 150-160 миллиардов каждый год.
Для России, как поставщика, и для Украины, как главной транзитной страны, это не составляет конкуренции, но является сигналом и подтверждением того, что ЕС стремится избавиться от зависимости от поставок энергоносителей с Востока. Вдобавок, и обходной для Украины "Южный поток" набирает все больше оборотов.
29 апреля в этом году в ходе визита греческого премьера Константиноса Караманлиса в Россию было подписано межправительственное соглашение о присоединении Греции к проекту "Южный поток". Интерес ЕС к развитию транзитных возможностей через Украину, таким образом, может уменьшиться.
Неоднородность отношения стран ЕС к отношениям с Россией
Европейский Союз является сообществом государств, в котором все решения принимаются коллегиально и каждый член может заблокировать любое из них, в том числе, и относительно России. Именно по этой причине до этого времени не начаты переговоры между ЕС и Россией по заключению нового соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве.
Страны Западной Европы выражают готовность начать европейско-российские переговоры, но сначала переговоры блокировала Польша, а теперь свои амбиции высказала Литва.
Она в конце апреля объявила о своем отказе предоставить согласие на начало переговорного процесса между ЕС и Россией и требует присоединить к мандату на переговоры декларации, в частности о восстановлении полных поставок Россией нефти по трубопроводу "Дружба", а также о выплате убытков депортированным из оккупированных стран Балтии.
Система коллегиального принятия решений в ЕС, с одной стороны, благоприятна для Украины, поскольку, учитывая поддержку со стороны партнеров из Центральной и Восточной Европы, ЕС не будет принимать неблагоприятных для нее решений. Но, с другой, любая страна-член ЕС может заблокировать принятие решения об углублении европейской интеграции Украины, учитывая российский фактор.
Система ротационного председательства в ЕС создала ситуацию, при которой председательствующая страна определяет приоритеты деятельности ЕС, как правило, учитывая свои взгляды. Так председательствующая сейчас Словения направляет свои усилия на Балканский регион.
Ключевой темой заседания Совета Европы по общим делам и внешним отношениям 28-29 апреля этого года было развитие отношений с Балканскими странами. Вопросу развития отношений с Россией отводилось значительно меньше внимания, а украинский вопрос вообще не рассматривался, несмотря на обострение украино-российских отношений.
Во втором полугодии 2008 года в ЕС будет председательствовать Франция, которая планирует направить главные усилия на южное направление – создание Союза для Средиземноморья. То есть, можно ожидать, что восточное направление соседства ЕС не будет приоритетным, а отношения с восточными соседями будут строиться в рамках необходимой достаточности.
Исходя из линии внешнеполитического поведения Франции при Николя Саркози, отношения ЕС с Россией будут состоять из попыток максимально избегать острых углов, но с четким соблюдением интересов ЕС.
В такой ситуации Украине не следует ожидать какого-то преференциального внимания со стороны председательствующей в ЕС страны, но можно рассчитывать на прагматический подход к решению вопросов в треугольнике Украина-ЕС-Россия.
Следующий 2009 год начнется председательством в ЕС Чешской Республики, которая будет направлять усилия на восточное направление и будет уделять больше внимания отношениям с Украиной. Это предположение уже получило подтверждение.
В Совместном заявлении министров иностранных дел стран Вышеградской группы, Швеции и Украины определены пожелания провести текущие переговоры между Украиной и ЕС так, чтобы соглашение, которое "отображает привилегированное партнерство ЕС-Украина, было вскоре заключено, возможно во время чешского председательства в первой половине 2009 года".
Отмеченное не означает, что Украина должна ждать какого-то улучшения или изменений. До конца 2008 года перед государством стоит большой ряд заданий, которые необходимо решить для углубления интеграции с ЕС.
Это и завершение переговорного процесса по подписанию нового усиленного соглашения, и достижение соглашения о создании зоны свободной торговли, и усиление сотрудничества в сферах энергетики, безопасности, сельского хозяйства (и т.п.), и выполнение домашнего задания по реализации пролонгированного на 2008 год Плана действий ЕС-Украина и по достижению копенгагенских критериев.
Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ (www.ucipr.kiev.ua), для УП