Почему мы не возвращаемся....
Один назойливый господин, который в подсоветской Украине преподавал "политэкономию социализма" и травил студентов, носивших американские джинсы, а в Нью-Йорке выдает из себя искреннего националиста, как только встретит меня, то сразу же напоминает о моем обещании в случае победы Виктора Ющенко вернуться в Украину.
"Почему до сих пор не возвращаешься?" – спрашивает он и лукаво улыбается.
Вернуться домой хотел и хочу не только я. Сотни тысяч иммигрантов со всех уголков мира с готовностью оставили бы немилую чужбину и вернулись бы в Украину. Что же сдерживает?
Не знаю, как остальных, а меня, во-первых, украинские анархия и хаос.
С победой Помаранчевой революции появилась надежда, что остановится преступное разворовывание Украины. Что изменится введенная режимом Кучмы система, когда все денежные потоки в государстве контролировали приближенные к нему кланы.
Думалось, что изменится сам моральный климат, который во времена Кучмы напоминал зековский: есть пахан, есть его ближайшее окружение и есть "шестерки", которые унижаются и угождают, чтобы не быть "опущенными" и получить с паханского стола хоть кости.
Верилось, что прекратится дерзкое ограбление Украины большими и малыми олигархами и явными бандитами, которые прикрывались и прикрываются в Украине универсальным названием "бизнесмены".
На глазах у нищего народа они выстраивали дворцы, поворачивали русла речек, чтобы вода приятно плескалась возле окон их спален, покупали дорогущие машины, разъезжали по Канарам и Мальдивам.
Коррупция во всех эшелонах власти достигла такого уровня, после которого нормальный человек считал унижением своего человеческого достоинства жить в такой стране. Почти открыто при вступлении в ВУЗ деканы престижных факультетов требовали взятки, которые могли им дать снова таки только вышеупомянутые "бизнесмены". На все "теплые" должности в государстве были установлены таксы.
Столько-то стоит должность таможенника на "хлебном" КПП, столько-то сборщика налогов, основная прибыль которого – взятки, столько-то правительственного чиновника, который выдает лицензии на экспорт и импорт товаров, а столько-то кресло клерка в Киевской городской госадминистрации, от которого зависит, будет ли выделен просителю земельный участок или нет.
Эта выстроенная сначала Кравчуком, а позже Кучмой система делала невозможной честную карьеру, отсекала людей, которые не хотели или не умели жить по ее законам. Именно эта система превратила миллионы простых и работящих мужчин и женщин в нищих, которые в поисках хлеба насущного вынуждены были разъехаться по миру с торбами.
Вместе с ними на чужбину отправились и интеллектуалы, задыхавшиеся в стране тотальной коррупции, телефонного права, блата и кричащей несправедливости.
Ожиданием, что с приходом к власти Ющенко все кардинально изменится, не суждено было оправдаться. Бандиты, которых новый президент обещал посадить в тюрьмы, не только остались при своих деньгах и бизнесах, но и на всех парах полезли во властные структуры, чтобы иметь надежную крышу для награбленных миллионов и миллиардов.
Попытки Юлии Тимошенко начать реприватизацию открыто украденных у народа или подаренных Кучмой объектов натолкнулись на неистовое сопротивление уже новой когорты олигархов, которые на волне Помаранчевой революции пришли к власти, чтобы конвертировать ее в деньги.
К сожалению, Ющенко, которого к власти привел Майдан, не смог или, скорее, не захотел воспользоваться историческим шансом при поддержке народа сломать выстроенную Кравчуком и особенно Кучмой систему. Изменились только лица, система же осталась старой.
Вспоминается первый после победы Помаранчевой революции визит Виктора Ющенко в США. Тогда на встрече с украинцами Америки возле памятника Шевченко в Вашингтоне он (дословно) сказал:
"Дорогие украинцы! Особенно обращаюсь к представителям "четвертой волны". Возвращайтесь! Украине нужны ваши работящие руки и мудрые головы. Поверьте мне, как президенту, что отныне Украиной будут править люди, которые будут работать во имя ее и ради блага ее народа.
Каждый из вас, врач и учитель, земледелец и сталевар, писатель, журналист или художник, сумеет в такой Украине реализоваться. Прошу вас – возвращайтесь!"
Эти слова американские украинцы, которые прибились к американским берегам 10-15 лет назад, встретили бушующей овацией и слезами на глазах. И именно в те минуты у многих из них возникло непреодолимое желание вернуться домой.
Тот, кто не пробовал иммигрантского хлеба, думает, что по всем этим америкам и канадам счастливчики, которым повезло прорваться за "бугор", живут как цари. Среди нас действительно есть люди, которые доработались до незаурядного богатства. Но и они хотят домой. По крайней мере, большинство из них.
Но готов ли оставленный "дом" принять своих сынов и дочерей?
Не только не готов, но и очень враждебно настроен к тем, кто прельстился "длинным долларом", а теперь, наевшись американского счастья, хочет вернуться.
"Дудки им! Пусть бомжуют по своим америкам. Предателей назад не принимать!" – такая психология доминирует у сегодняшнего украинского обывателя. Такую же политику, не афишируя, впрочем, проводит по отношению к иммигрантам "четвертой волны" и украинское государство.
Когда к власти в Польше пришла "Солидарность", первый закон, который она приняла, был указ о содействии иммигрантам, которые хотят вернуться домой.
Год назад такой же закон приняла и российская Госдума. Даже тоталитарный путинский режим понимает, что возврат домой бывших граждан, набравшихся на западе знаний и опыта, проверивших свою любовь к Родине годами жизни на чужбине, принесет государству много пользы.
Поскольку вернутся настоящие патриоты, которые хотят добра своей стране и будут прилагать усилия, чтобы она была сильнее и богаче. К сожалению, нынешняя украинская власть этого и до сих пор не осознает.
Сейчас готовится очередной мировой конгресс украинцев. В августе в Киеве запланировано его торжественное открытие. Очевидно, что приветствовать делегатов конгресса придет и президент Украины. Как всегда, будет сказано много правильных и красивых, но банальных слов.
Будет петься гимн, будут звучать аплодисменты, будут приниматься решения. Но проблема возвращения в Украину представителей так называемой “"четвертой волны" снова окажется где-то, как говорят диаспорные украинцы, на маргинесе.
Она будет не актуальной для большинства делегатов форума, которые в основном будут репрезентировать или предыдущие волны украинской иммиграции, или украинцев, которые родились и выросли уже на чужбине.
Они любят мифическую Украину, с садком вишневым возле хаты и гайдамаками, которые под руководством Максима Зализняка и Ивана Гонты резали когда-то вражеского ляха и ненавидели москаля.
Речь идет об украинстве из США и Канады. Поскольку украинство, скажем, Италии или Испании – это уже сплошная "четвертая волна".
К сожалению, самые численные делегации из США и Канады снова поедут в Киев почти без представителей "четвертой волны". Им она не к чему.
Они живут своими представлениями о мире и Украине, еще и до сих пор ссорятся на фронте "бандеровцы против мельниковцев" и ужасно радуются, когда Киев, как главный арбитр их перманентных распрей, награждает то одну, то другую сторону.
И при этом совсем не замечают новейшей трагедии Украины под названием "Невольники и невольницы ХХІ века".
Уверен, в августе состоится очередная профанация – вместо конкретного разговора с украинской властью о содействии на государственном уровне желающим иммигрантам вернуться в Украину, о разработке реальной, а не бумажной, программы на манер польской или российской, пройдет очередное помпезное мероприятие с аплодисментами и овациями.
А еще принятием документов, которые не будут иметь никакого отношения к проблеме возврата миллионов украинских заробитчан домой. Ее не хочет замечать как старая диаспора, так и украинское государство.
Тем временем отдельные энтузиасты из нас стремятся прорваться на киевский форум. Ищут возможность иметь хотя бы гостевой мандат, собирают деньги на поездку, заказывают авиабилеты. Возможно, кому-то из них удастся даже выйти на трибуну конгресса и сказать несколько фраз о наболевшем.
Но услышит ли эти слова официальный Киев? Протянет ли он руку тем, кто искренне хочет приобщиться к развитию свободной, демократической и богатой Украины?
Для этого нужны не казенные слова, сказанные вслед за заготовленными американскими миллионерами украинского происхождения спичами, а конкретные решения – зачисление иммигрантам лет, проведенных на чужбине в общий трудовой стаж, содействие в трудоустройстве реэмигрантов, получение ими жилья или земли для постройки своего дома.
Недавно среди ежедневной почты получил письмо с подписью "Славко Украинец". В нем автор, спрятавший за этим псевдо свое настоящее имя, задевает актуальные проблемы четвертой волны иммиграции в США и Канаде.
Он пишет, что иллюзорны наши ожидания, что когда-нибудь мы почувствуем себя здесь счастливыми. И не потому, что не доработаемся до больших денег, роскошных вилл или имений.
Причина в другом – чужбина никогда не станет нам родной. Может, только наши правнуки, да и то при условии, что будут править ими не Буши, будут чувствовать, что Америка их родина.
Мы же всю жизнь так и будем разрываться между берегом и лодкой. И до самой смерти, аж пока не окажемся на небесах в своем вечном доме, будем мысленно стремиться в родную Украину.
Валентин Лабунский, для УП