Причина немецкого "нет" украинскому ПДЧ в Бухаресте
В ходе проведения Бухарестского саммита НАТО страны-члены все-таки пришли к согласию и приняли согласованное решение относительно присоединения Украины к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).
Принятое решение не удовлетворило просьбу, высказанную в "Письме трех", получить ПДЧ именно в Бухаресте, но ответ был положительным. В соответствии с Декларацией Бухарестского саммита Альянс "согласился сегодня, что эти страны (Украина и Грузия – Авт.) станут членами НАТО", а "ПДЧ является следующим шагом для Украины и Грузии на их прямом пути к членству".
Альянс предоставил четкий сигнал поддержки заявки Украины и Грузии на ПДЧ, присоединение к которому должно быть рассмотрено в декабре этого года на уровне министров иностранных дел Альянса.
Германия, которая является одной из ведущих стран Европы и одним из лидеров Альянса, решила не торопиться с предоставлением Украине ПДЧ. Причины этого кроются в подходе Германии к роли Альянса и его дальнейшего концептуального развития.
Во-первых, Германия, как один из локомотивов ЕС, стремится развивать Европейскую политику безопасности и обороны (ЕПБО) и сохранить весь спектр ее миссий в гражданской и военной плоскостях. Быстрое вступление Украины в НАТО может привести к несбалансированному усилению Альянса и к углублению противоречий между ним и ЕПБО.
ЕПБО, по мнению Германии, должна стать автономной европейской опорой НАТО с собственной системой военного управления, а не "младшим партнером" в проведении операций, или гражданским придатком Альянса.
Берлин отстаивает позицию одновременного усиления двух столбов европейской безопасности, НАТО и ЕС, которые бы взаимодополняли друг друга и эффективно взаимодействовали. Для этого, как считают в Центре исследований франко-немецких отношений, Германии следует устранить противоречие между Францией и Турцией и не допустить возникновения новых противоречий в Европе.
В выступлении на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 8 февраля 2008 года министр обороны ФРГ Франц-Жозеф Янг отметил: "Сотрудничество НАТО-ЕС более необходимо на сегодняшних театрах проведения операций, чем когда-либо... Обе организации наконец выиграют от этого".
В этом ракурсе быстрый демарш Украины к членству в НАТО является неблагоприятным фактором для Германии, поскольку может стать причиной нарушения равновесия за счет роста количества стран, которые являются членами НАТО и не являются членами ЕС.
У Украины же нет таких четких перспектив для членства в ЕС, как в Альянсе. Вдобавок, еще не завершился переговорный процесс между ЕС и Украиной относительно заключения нового усиленного соглашения, которое должно определить формат дальнейшего сотрудничества и обозначить перспективы европейской интеграции Украины.
Итак, перенесение решения - прекрасный вариант для урегулирования невыясненных вопросов.
Во-вторых, отсутствие четкости в определении будущего Альянса сдерживает Германию принимать важные организационные решения. Организация Североатлантического Договора нуждается в реформировании и принятии новой Стратегической концепции, в которой будет определена перспектива дальнейшего расширения.
В ходе Бухарестского саммита, как и планировал Генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер, этот вопрос не поднимался. Более вероятно, что процесс разработки новой Стратегической концепции будет инициирован к юбилейному саммиту НАТО в 2009 году, организаторами которого выступят Германия и Франция.
Руководство Германии считает, что некоторые параграфы Стратегической концепции Альянса могут быть адаптированы, а остальные нуждаются в полных изменениях или создании новых, а именно: отношение НАТО к международному праву, отношения с Советом Безопасности ООН, отношения НАТО–ЕС, развитие противоракетной обороны.
Германия видит НАТО как трансатлантический институт безопасности и предпочитает чтобы операции НАТО за пределами евроатлантической зоны ответственности осуществлялись время от время на основе мандата ООН.
Она придерживается мнения, что расширение Альянса без определения концепции его существования создает угрозу ему самому, поскольку непонятно, для каких целей осуществляется расширение.
В-третьих, Германия болезненно реагирует на усиление влияния США в Альянсе, рассматривая Украину как одно из возможных направлений такого влияния.
Берлин выступает за консолидацию трансатлантических связей и старается препятствовать преобразованию НАТО в инструмент американской политики верховенства, который служит американской политике вторжений несмотря на необходимость достижения консенсуса с другими странами-членами.
Немецкая внешняя политика традиционно обозначена двойным партнерством с Францией и США. И эта стратегия не ставится под сомнение действующим немецким правительством.
В-четвертых, Германия, вместе с рядом других европейских партнеров, учитывает внутриполитическую ситуацию в Украине. Стефани Хофман из Университета Корнеля отмечает: "С неопределенностью вокруг стабильности нового украинского правительства…большинство стран-членов НАТО считают, что очень рано рассматривать Украину для присоединения к ПДЧ".
В-пятых, Германия убеждена, что вступление Украины в НАТО должно поддерживаться его населением. Во время визита в Москву 8 марта 2008 года федеральный канцлер Ангела Меркель однозначно заявила: "Я придерживаюсь мнения, что государства должны сами решать вопрос вступления, но важно и то, чтобы во всех будущих странах-членах НАТО население выступало бы за этот процесс – за вступление".
Обычно страны демократии должны придерживаться демократических принципов, особенно когда на этих принципах настойчиво акцентирует Россия, указывая на возможный отход от демократических постулатов в случае с предоставлением Украине ПДЧ.
В-шестых, Германия принимает решение с оглядкой на Россию, в том числе и относительно расширения НАТО восточнее. Германия не хочет, чтобы слишком быстрое расширение Альянса провоцировало отрицательную реакцию России.
В ходе Бухарестского саммита Владимир Путин еще раз выразил беспокойство в связи с расширением Альянса восточнее, которое он назвал необоснованным. Федеральный канцлер Германии в свою очередь подчеркнула, что у Германии с Россией дружеские отношения.
С одной стороны, Германия старается избежать нового распределения Европы на противоположные лагеря, а с другой – имеет тесные экономико-энергетические связи с Россией. Конечно, этим связям не может помешать вступление Украины в Альянс. Впрочем, немцы хотят решить этот вопрос прагматично, без поспешности, постепенно устраняя все недоразумения и достигая компромиссных решений.
Германия, например, даже предлагала включить Россию в проекты создания системы ПРО в Европе, чтобы каким-то образом снять напряжение с российской стороны вокруг этого вопроса.
Немецкий министр обороны на конференции в Мюнхене заявил: "Мы развиваем специальное партнерство с Россией. Это - сфера серьезных двусторонних отношений и совместной работы для достижения прагматического решения проблем, с которыми мы сталкиваемся".
Таким образом, Германия не поддержала идею присоединения Украины к ПДЧ преимущественно из-за намерения принимать решение без поспешности, учитывая как внутриполитическую ситуацию в Украине и поддержку украинским населением идеи членства в НАТО, так и отношение других мировых игроков, в первую очередь России.
В дальнейшем, Германия, вероятно, не будет выступать против членства Украины в Альянсе, но снова будет подходить к своему решению сбалансировано, стремясь сохранить стабильность в Европе и не допустить конфронтации в любом виде.
Для получения положительного решения по присоединению к ПДЧ в декабре этого года Украине, исходя из всего сказанного выше, следует начать активную деятельность на двух главных направлениях.
На внутриполитическом – повысить уровень поддержки населением государства евроатлантической идеи. На внешнеполитическом направлении – уменьшить напряжение вокруг вопроса членства Украины в НАТО путем ведения взвешенного и аргументированного диалога с восточным соседом и будущими западными партнерами по Альянсу.
Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ, для УП