Олигархический фактор
Первый - это участие в Национальной раде по вопросам благотворительности, который возглавляет дочь президента Виталина Ющенко, в воссоздании Батурина и Художественного арсенала. И второй атрибут - это война (по крайней мере, холодная) с действующим премьером Тимошенко.
У каждого из украинских миллиардеров есть своя причина нелюбви к лидеру БЮТ. Так Ринат Ахметов недоволен намерениями Тимошенко пересмотреть дополнительную эмиссию на "Днепроэнерго", а также возможно и курсом правительства на приватизацию "Укртелекома".
Игорь Коломойский - желанием правительства вернуть государственный менеджмент на "Укрнафту" и Укртатнафту" в целом. Виктор Пинчук - возвращением к рассмотрению вопроса относительно Никопольского ферросплавного завода.
Дмитрий Фирташ и его "РосУкрЭнерго" - без комментариев. Василий Хмельницкий и Андрей Иванов (Киевская инвестиционная группа) - перевыборами мэра и лишением Иванова депутатского мандата.
Конечно, из упомянутого правила есть свои исключения. Например, самый молодой миллиардер Украины Константин Жеваго сумел объединить и участие в Нацсовете по вопросам благотворительности, и мандат народного депутата от Блока Юлии Тимошенко.
Впрочем, такие исключения только подтверждают общее правило: лица с состоянием выше миллиарда долларов (а таких в Украине, по данным Forbes, насчитывается 7 человек), как правило, отдают преимущество Банковой, куда, кстати, трудоустраивают "своих" людей.
Симптоматичным в этом плане является недавнее назначение заместителем главы секретариата Андрея Гончарука, который с 2003 года работал вице-президентом "Интерпайпа". Он же, в 2006-2007 годах занимал должность советника премьер-министра Януковича.
Другой пример – заместитель главы секретариата президента Игорь Пукшин. Средства массовой информации (в частности, и УП) уже сообщали, как Пукшин в свое время так активно отстаивал интересы Рината Ахметова на "Днепроэнерго", что, даже звонил по этому поводу в Запорожский апелляционный суд с требованием отменить его отдельные постановления. В секретариате, разумеется, эту информацию тогда отрицали.
Подходы Владимировичей
Такие политические вкусы отечественной олигархии в чем-то понятны: политика Тимошенко относительно самых богатых людей Украины в некоторых аспектах похожа на борьбу с олигархами президента РФ Владимира Путина прошлых годов.
Он также старался жестко подчинить корпоративные интересы отдельных финансово-промышленных структур интересам государственным (конечно, в том виде, как их понимают представители спецслужб).
Как недавно пошутил знакомый европейский дипломат, если американское государство представляет интересы американского большого бизнеса, то в России все наоборот - там российский большой бизнес представляет интересы российского государства.
У всех кто не согласен подчинять корпоративные интересы государственным, в России есть выбор: или в эмиграцию (как здесь не вспомнить недавние слова Коломойского, что если Тимошенко станет премьером, он видит свое место в эмиграции), или в тюрьму.
Конечно, в антиолигархических подходах Путина и Тимошенко есть и свои существенные отличия.
Во-первых, в отличие от Путина, Тимошенко начала существенно давить на олигархов не по одному - по степени их опасности или наоборот слабости. А сразу на целый пул лиц, суммарное финансовое состояние которых, по подсчетам Forbes, превышает 20 миллиардов долларов.
И в этом может заключаться большая ошибка Тимошенко. Ведь, в свое время еще первый рейхсканцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк предупреждал: "Никогда не воюйте на несколько фронтов".
Во-вторых, разнятся цель и обстоятельства. Свой "крестовый поход" против олигархов Тимошенко начала еще в ранге премьер-министра, но с самым высоким рейтингом среди кандидатов на должность президента.
Впрочем, вероятность президентства Тимошенко напрямую связана с успешной реализацией нескольких, преимущественно социальных, мега-проектов. Прежде всего, речь идет о возвращении вкладов. Это понимают и в Кабмине, и в секретариате президента.
В свою очередь, реализация упомянутых социальных проектов напрямую зависит от доходов государственного бюджета и поступлений от приватизации (в том числе, речь идет о 12 миллиардах гривен сверхплановых поступлений от приватизации, назначенных на погашение долгов вкладчикам Ощадбанка СССР).
Поэтому Тимошенко заинтересована не в передаче государственного имущества "своим" олигархам, а в как можно больших доходах от его приватизации. Поскольку приз в настоящей игре значительно больше чем контроль над "Днепроэнерго" или "Укртелекомом". Идет борьба за должность президента Украины.
Именно поэтому, сейчас секретариат президента старается приостановить большую приватизацию. Начиная с блокирования отстранения Валентины Семенюк с должности председателя Фонда госимущества и заканчивая требованиями не проводить приватизацию шести пакетов облэнерго, пакетов энергогенерирующих компаний, ОАО "Турбоатом" и прочее.
Интересы олигархов и Банковой здесь почти полностью совпадают. Ведь как показал пример Криворожстали, в борьбе за действительно стратегически важные объекты собственности, при равных конкурентных условиях, отечественные финансово-промышленные группы значительно уступают иностранным.
В результате, фраза "не трогай моих ребят", брошенная президентом в адрес Тимошенко еще в 2005 году, в последнее время начинает звучать (или в виде постоянных заявлений и писем секретариата, или в виде приостановления отдельных решений правительства) все чаще.
Поиск ресурсов
Впрочем, ключевой вопрос заключается в следующем: общность интересов олигархических групп и секретариата президента является ситуативной, или стратегической? Наверное, в данном случае речь идет, прежде всего, о формировании ресурса под следующие президентские выборы.
Основной ресурс Юлии Тимошенко - электорат преимущественно помаранчевых регионов, а также часть бело-синего, которая ищет сильного президента и повышенного социального внимания, но потеряла веру в Януковича из-за двух его сокрушительных политических поражений.
А вот на какие ресурсы будет ориентироваться кандидат на должность президента Ющенко? Один из возможных ответов на этот вопрос - попытка повторить сценарий 1999 года.
Тогда, Кучма, с рейтингами доверия населения даже меньшими чем у Ющенко сейчас, тем не менее смог победить, опираясь преимущественно на поддержку олигархического пула - группы Суркиса-Медведчука, Виктора Пинчука, Игоря Бакая, отдельных донецких олигархов и на их финансовые, организационные, медийные ресурсы.
У Банковой, не исключено, соблазн повторить этот сценарий существует.
Хотя "и ты уже не тот, и речка уж не та": страна изменилась, изменились и люди и политическая ситуация. Ведь в 1999 году сильных кандидатов, которые стабильно опирались, по крайней мере, на четверть голосов электората, не было. Другими стали средства массовой информации, которые хоть и входят в определенные финансово-промышленные группы, но уже имеют собственную точку зрения на события, происходящие в стране.
Сергей Старицкий, для УП