Фонд государственной войны
Рейдерам 90-х только в лучших мечтах снился захват предприятия без толпы охраны, без фальсифицированных решений суда и в сопровождении самого премьер-министра. Как бы не называли события пятницы вокруг Фонда госимущества, внешне это выглядело как перехват власти одной ветвью власти над ведомством, которое подчинялось человеку другой ветви власти.
В страстную пятницу Фонд государственного имущества превратился одновременно в символ власти и воплотил всю остроту конфликта между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко.
Впервые за все время своего премьерства Тимошенко открыто позволила своему подчиненному не выполнять указы президента. Кроме того, Тимошенко дебютировала в роли критика Ющенко, которая может намекать на его критически низкий рейтинг.
Но вес этого конфликта куда больше, чем простой контроль над финансовыми потоками и еще одной верхушкой власти. События последних недель стали демонстрацией того, что влияние президента на Конституционный суд стремительно падает.
На фоне борьбы вокруг новой редакции Основного закона потеря позиции в КС может стать сокрушительной для Виктора Ющенко.
У борьбы за Фонд госимущества двойное дно, под которым прячется один из самых привлекательных объектов государственной собственности, который до сих пор не приватизирован - Одесский припортовый завод. 99,52% предприятия, которые предлагаются на продажу, могут принести в бюджет правительства Юлии Тимошенко по меньшей мере 3 миллиарда гривен.
В секретариате президента настойчивое желание Тимошенко любым способом взять под контроль Фонд госимущества объясняют именно тем, что это единственный источник, который может обеспечить продолжение выплат компенсаций вкладов Ощадбанка.
Впрочем, сама премьер уверена, что препятствия, которые ставит секретариат на пути продолжения приватизации, намерены создать искусственный дефицит доходной части бюджета.
Поражение, которое получил Виктор Ющенко в пятницу под стенами Фонда госимущества началось еще на прошлой неделе.
17 апреля официальный сайт Конституционного суда выдал короткий абзац о том, что суд прекратил рассмотрение представления президента по поводу конституционности распоряжения Кабинета министров об отстранении Валентины Семенюк с должности главы ФГИУ и увольнения ее заместителей. Причиной прекращения рассмотрения назывался... отзыв Виктором Ющенко своего обращения.
Позже оказалось, что за лаконичным заявлением Конституционного суда скрывалось первое фиаско президента. В полном варианте решения КС, которое судьи решили не обнародовать, добавляется более неприятное для Секретариата объяснения прекращения дела, чем банальный отзыв.
Согласно с документом, который попал к "Украинской правде", представление президента не рассматривалось бы даже, если бы он его не отзывал. "Постановлением третьей коллегии судьи Конституционного Суда Украины от 2 апреля 2008 года отказано в открытии конституционного проведения в деле по конституционному представлению президента Украины относительно соответствия Конституции Украины распоряжений Кабинета министров от 6 февраля 2008 года...".
Основанием отказа является несоответствие представления требованиям, предусмотренным Конституцией и неподведомственность Конституционному Суду вопросов, предъявленных в конституционном представлении президента.
С другой стороны надо отметить, что третья коллегия Конституционного суда недоукомплектована - в ней вместо шести судей только четыре. Отсутствуют Сюзанна Станик и Валерий Пшеничный. Итак, влиять на принятие решения именно этой коллегией было легче, чем если бы вопрос рассматривали первая или вторая коллегии.
Тем не менее, КС не стал на сторону главы государства. Особенно бросается в глаза тот факт, что отказала президенту в открытии проведения третья палата Конституционного суда, в состав которой входит... глава КС Андрей Стрижак.
Таким образом сломана версия, что Стрижак является человеком, близким к Виктору Балоге - и вместе с тем подтверждено предположение о его связях с Виктором Медведчуком.
17 апреля КС вынес окончательный приговор и прекратил рассмотрение первого обращения президента.
Но, как утверждают источники "Украинской правды", под постановлением подписались не все судьи. Отсчет начался на дни.
Пятница и все выходные прошли в переговорах с Конституционным судом. В воскресенье вечером секретариат все еще надеялся, что не будет обнародован ни полный вариант постановления КС, ни решение третьей коллегии об отказе в открытии проведения.
Впрочем, понедельник принес Виктору Ющенко второе фиаско - под постановлением КС появился полный комплект подписей. Это стало сигналом для обоих лагерей.
Во вторник, по информации "Украинской правды", в правительстве на совещании в узком кругу было принято окончательное решение идти ва-банк и сделать все, чтобы до конца недели Фонд госимущества возглавил Андрей Портнов.
Очевидно, в секретариате знали о решении третьей коллегии и, не дождавшись окончательного приговора, забрали свой иск. Понятно также, что повторный иск готовился заранее, потому что был представлен в тот же день, что и отзыв.
По доказательной базе повторное обращение президента почти идентично первому. В нем только расширяется тезис о том, что Фонд госимущества не является органом центральной исполнительной власти. Первый раз глава государства только констатировал этот факт, а во второй раз его юристы решили объяснить это детальнее.
Среди остального они ссылаются на то, что 30 января прошлого года Виктор Ющенко своим указом исключил Фонд госимущества из перечня "органов центральной исполнительной власти со специальным статусом". Юристы секретариата объясняют это требованиями Конституции.
В правительстве к такому обоснованию Ющенко относятся скептически:
- Вы знаете, вот стул. Он останется стулом, даже если вы назовете его кроватью! - сыронизировала Тимошенко в комментарии "Украинской правде" в пятницу утром.
Интересно, что и сам Ющенко неоднократно изменял мнение по этому поводу. В конце 2005 года, когда премьером был очень лояльный к нему Юрий Ехануров, он выдал указ, в котором ФГИУ признается центральным органом исполнительной власти. Теперь ситуация изменилась - подчинение Фонда правительства Юлии Тимошенко становится все опаснее.
Повторное представление президента дополнилось еще одним довольно интересным пунктом. Если в первый раз Виктор Ющенко требовал отмены только увольнения председателя Фонда госимущества, то во втором обращении он требует прекратить также служебное расследование относительно Валентины Семенюк.
На вечер вторника позиции президента были довольно уверенными, ведь формально повторное обращение в КС гарантировало Валентине Семенюк продолжение работы на должности председателя Фонда. Но в секретариате решили перестраховаться - уже не юридическими методами, а силовыми.
Виктор Балога обратился к уже проверенному инструменту - управлению государственной охраны, а Валерий Гелетей получил новую сферу для применения своего опыта.
По информации "Украинской правды", около семи вечера 23 апреля Ющенко тайным указом № 395/2008 внес дом Фонда госимущества в перечень объектов, охраняемых Управлением государственной охраны.
Этот факт "Украинской правде" подтвердил и сам Валерий Гелетей.
- Это сделано со среды, когда был издан соответствующий указ президента. Охрана также предоставлена председателю Фонда Валентине Семенюк, - сказал Гелетей. Он не стал комментировать причины, сказав, что выполняет акт главы государства.
На реплику, что указ Ющенко по этому поводу до сих пор не оглашен, Гелетей указал, что официально публикуются на сайте не все нормативные акты с подписью президента.
Взятие дома Фонда под охрану УДО проходило почти по тому же сценарию, что и изменение руководства Генпрокуратуры летом прошлого года.
По словам очевидцев, Гелетей появился в Фонде в сопровождении почти тридцати человек в штатском, которые окружили периметр. В дом он вошел вместе с десятком людей в полной защитной амуниции, но без оружия.
Теоретически, подчиненные Гелетея могли оказаться в довольно сложной ситуации, ведь на тот момент Фонд охранял спецподразделение МВД "Титан", которое никто не предупреждал о передаче дома под защиту управления госохраны.
По информации "Украинской правды", руководство МВД узнало об устранении "Титана" от... Валентины Семенюк.
- Перезвонил Гелетей и сказал, что со мной хочет поговорить Семенюк. Она только сухо сказала, что отказывается от наших услуг, поскольку теперь ее будет предохранять УДО, - рассказал "Украинской правде" один из руководителей МВД. - Мы были удивлены, ведь формально "Титан" должен был использовать силу, чтобы не допустить этих ребят даже на порог.
На следующий день в правительстве появилось оружие и против Гелетея. 24 апреля было вынесено постановление Окружного административного суда Киева, которым на время рассмотрения иска Кабмина действие указа президента останавливалось. Главным аргументом Кабинета министров является все тот же второй пункт постановления Конституционного суда о решении третьей коллегии отказать Ющенко в открытии проведения.
Другим постановлением суд прекратил действие указа президента об остановке приватизации Одесского припортового завода. Истец - т.е. Кабмин - называет указ Ющенко "очевидно противоправным" и таким, что "может нанести значительный материальный ущерб государству".
В четверг Андрею Портнову не удалось уговорить Валентину Семенюк добровольно покинуть свой кабинет. Опираясь на государственную охрану, она отбивалась в продолжение дня.
Тактическая победа Виктора Балоги в передаче дома Фонда под охрану УГО привела к тому, что в пятницу утром в узкий переулок, где расположен Фонд, въехал автомобиль самой Тимошенко. А менее чем через полтора часа премьер объявила Андрея Портнова и.о. председателя Фонда государственного имущества.
Реакция со стороны секретариата выглядела хаотичной. Акты, которыми президент еще раз отменял распоряжение Кабмина, даже не редактировались и слово в слово копировали предыдущие указы.
Впрочем, команда Юлии Тимошенко правильно рассчитала время удара. Накануне праздников вряд ли секретариату удастся достойно ответить.
В Кабмине утверждают, что Фонд полностью взят под контроль: весь документооборот находится под контролем людей, лояльных к и.о. председателя Фонда, а кабинет главы ФГИУ теперь будет расположен в здании правительства.
Вдобавок, утверждают в правительстве, валютные и гривневые счета уже переведены на имя Андрея Портнова, и в пятницу Кабмин приказал всем ведомствам страны вести переписку с Фондом госимущества только при наличии подписи Портнова.
А уже в следующий вторник, когда страна будет готовиться к майским праздникам, в Кабмине пройдет заседание глав всех региональных отделений ФГИУ под председательством того же Андрея Портнова.
Единственный вопрос, который осталось решить новому руководству ФГИУ - получение печати ведомства. Но по имеющейся у "Украинской правды" информации, команда Андрея Портнова уже готовится к изготовлению ее дубликата.
Впрочем, в секретариате быстро может появиться достаточно рычагов, чтобы восстановить в Фонде власть Семенюк. Поэтому, несмотря на конфликтную ситуацию, новое руководство ФГИУ будет активно готовиться к приватизации Одесского припортового.
Юлия Тимошенко уверяет, что приватизация отложена только на некоторое время. Итак, не исключено, что сразу после праздников правительство достанет из рукава еще какой-то джокер, и пока в секретариате будут пытаться придумать юридически выверенные пути нападения, прагматизм участников аукциона возьмет верх, и Одесский припортовый таки будет продан.
По разной информации открытый аукцион по продаже ОПЗ пройдет 20 или 25 мая в большом зале совещаний дома правительства.
- Объект слишком привлекательный, чтобы инвесторы отказались от него, - рассказал "Украинской правде" Андрей Портнов. - По моей информации главные претенденты - те, кто обратился в Антимонопольный комитет - уже дали согласие на участие в конкурсе, несмотря на конфликты между ведомствами.
Одесский припортовый действительно имеет большое стратегическое значение и не исключено, что некоторые участники конкурса захотят принять участие в аукционе даже несмотря на будущие риски.
- Мы будем гарантировать всяческую юридическую поддержку победителю конкурса, - уверяет Юлия Тимошенко.
После заявлений о красных карточках и приказов не выполнять указы президента приватизация Одесского припортового завода может стать последним ударом по имиджу президента. А неприватизация - последним гвоздем для правительства Тимошенко.