Двойные стандарты
Вступление Украины в НАТО не является поводом к разрыву договора с Россией
В последнее время затулиными, регионалами, коммунистами тиражируется тезис о том, что ПДЧ, не говоря уже о вступлении в НАТО, противоречит статье 6 Договора 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.
Соответственно, договор не будет продлен, и границы Украины снова поставят под вопрос. В статье 6 указанного договора находим: "Каждая из Высоких Договорных Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договорной Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами какие-либо договора, направленные против другой Стороны.
Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны".
На первый взгляд, может показаться, что здесь как раз о НАТО и идет речь. Впрочем, Россия немного иначе трактует свои отношения с НАТО.
Основополагающий акт Россия – НАТО 1997: "Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников…Россия и НАТО будут стремиться к самому широкому сотрудничеству между государствами-участниками ОБСЕ в целях создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий или сфер влияния, ограничивающих суверенитет любого государства.
Россия и НАТО исходят из того, что общая цель укрепления безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе (использовано даже натовское определение - авт.) во благо всех стран требует ответа на новые риски и вызовы, такие, как агрессивный национализм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, терроризм, продолжающиеся нарушения прав человека и прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и неурегулированные территориальные споры, которые представляют угрозу всеобщему миру, процветанию и стабильности".
(Последний абзац, кстати, объясняет, почему и после завершения "холодной войны" страны ЦВЕ стремятся стать членами НАТО).
Но может с того времени произошли изменения в официальной позиции России? На этот вопрос ответ, очевидно, следует искать в недавно (6 апреля) подписанном Бушем и Путиным документе "Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений".
"По итогам состоявшихся в Сочи переговоров президенты России и США приняли Декларацию о стратегических рамках: Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ссылаясь на Совместное заявление от 13 ноября 2001 года о новых отношениях между Россией и США, а также Совместную декларацию от 24 мая 2002 года, вновь подтверждают, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась.
Мы отвергаем мышление по принципу "игры с нулевой суммой" времен "холодной войны", когда "то, что было хорошо для России, было плохо для Америки" и наоборот.
Напротив, мы полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21-го века, переводя российско-американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство.
Мы намерены сотрудничать как партнеры в целях укрепления безопасности, а также совместно противодействовать стоящим перед нами угрозам миру, включая международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения".
Конечно, на самом деле российская элита преимущественно продолжает рассматривать США как угрозу, и тому есть немало свидетельств, в частности многочисленные заявления российских политиков. Но документально зафиксированная официальная позиция России иная, и парадокс в том, что исходя из нее, присоединение Украины к НАТО – это плюс для российской безопасности.
Ну, а заявления о том, что Договор не будет продлен и что таким образом снова возникнет вопрос о Севастополе и Крыме, ударят по самой России. Территориальные претензии к Украине только дискредитируют Россию в мире, а в самой Украине являются самым лучшим аргументом за НАТО.
Алексей Гарань, для УП