Перед последней гранью демократической коалиции или предчувствие политического кризиса
Если эпоху Леонида Кучмы можно сравнить с периодом брежневского застоя, то события после помаранчевой революции, сопровождаемые перманентным политическим кризисом, больше ассоциируются с бурными годами перестройки.
Поэтому на фоне этих беспрерывных изменений и кризисов, хочу сообщить читателям радостную весть. Нет, она не связана со светлым праздником Пасхи. Наши политики наконец пришли к консенсусу, по крайней мере в одном важном политическом вопросе – Конституцию нужно изменять.
Кажется, уже всем ведущим политическим игрокам стало понятно, что нынешняя Конституция разбалансирует систему власти, является объективной причиной для проведения бесконечных соревнований по поводу кто главнее в украинском государстве, что вполне отвечает украинскому менталитету: "Где два украинца, там три гетмана".
Однако, осознание необходимости изменений не значит, что стороны пришли к консенсусу "как это сделать". Украинский политический кубик Рубика будет складываться вокруг вариантов проведения конституционной реформы, которые, во многом, определят временную перспективу деятельности не только действующего парламента и правительства, но и нынешнего главы государства.
По какому сценарию будут приниматься изменения в Конституцию, кто выиграет и кто проиграет в результате завершения конституционного процесса, будет ли отправлено правительство Юлии Тимошенко в отставку, состоятся ли досрочные президентские и парламентские выборы?
Обо всем этом мы и попробуем поразмыслить в этой статье.
Президент Украины стал инициатором проведения конституционной реформы. Эйфория по поводу создания демократической коалиции и деморализация в рядах Партии регионов предоставили возможность главе государства создать при себе Национальный конституционный совет, в состав которого вошли представители всех парламентских политических сил.
Аналитики секретариата президента считали, что Национальный конституционный совет сможет "выдать" согласованный вариант конституционных изменений, который будет потом принят в парламенте. Если же Верховная Рада не сможет выполнить эту свою функцию, то глава государства получит полное политическое и моральное право обратиться к народу и провести всеукраинский референдум по принятию новой редакции Основного закона.
Однако, не так случилось, как думалось. По крайней мере, по трем причинам.
Первая состоит в том, что внутри самой президентской команды нет единства относительно конституционной модели, на которой будет настаивать глава государства.
Одна часть политиков, вхожая к президенту, считает, что изменения в Конституцию должны усиливать президентские полномочия. Это, якобы, позволит нарастить электоральные мышцы главы государства и выиграть следующие президентские выборы.
Другая часть президентской команды восприняла почти очевидный факт – шансы Виктора Ющенко быть повторно избранным на самую высокую должность в государстве являются крайне призрачными. А какие-либо разговоры относительно усиления президентских полномочий являются игрой на руку Юлии Владимировне.
Поэтому до сих пор нет согласованного президентского проекта конституционных изменений, который постоянно уточняется и переписывается. Преподнести наработанный вариант обещали якобы 23 апреля. Как говорится, время покажет.
Вторая причина потери инициативы главы государства состоит в том, что президент не учитывает в достаточной мере интересы и игру других политических сил. Кажется, глава государства действует в безвоздушном пространстве, где он без препятствий может воплощать свои политические конструкции.
Это и привело к тому, что президент превратился из ведущего в ведомого конституционной реформы, деятельность Национального совета по конституционной реформе на сегодняшний день полностью делегитимизирована, а проведение этой реформы по сугубо президентскому сценарию стало невозможным.
Партия регионов в феврале вышла из состава нацсовета, так и не получив желательной для нее "ширки" и сосредоточив свои конституционные усилия в парламенте. БЮТ с самого начала скептически относился к деятельности упомянутого совета, просчитывая самые приемлемые для себя варианты принятия конституционных изменений и модель госуправления. Без энтузиазма относятся к продолжению работы совета и другие политические силы.
Так что на сегодняшний день глава государства остался в Национальном конституционном совете с представителями "Нашей Украины", сотрудниками своего секретариата и небольшим количеством экспертов и правоведов.
Третья причина "пробуксовки" президентского сценария состоит в том, что у главы государства не хватает своего электорального ресурса для проведения всеукраинского референдума по утверждению новой редакции Конституции и он вынужден искать союзников.
Без влиятельных политических союзников президент вряд ли получит положительный результат всенародного волеизъявления в виде необходимых для себя изменений. Наоборот, на рассмотрение народа будут внесены альтернативные законопроекты. Коммунисты и объединенные социал-демократы, без сомнения, используют референдум для того, чтобы президент услышал мнение граждан о вступлении в НАТО.
В сухом остатке – политический и конституционный кризис будет не только не разрешимым, он наоборот будет углублен. Не говоря уже и о том, что без участия парламента прямое обращение к гражданам по вопросам утверждения Основного закона является очень сомнительным с правовой точки зрения.
Вряд ли влиятельным союзником в деле проведения референдума может стать политический близнец секретариата партия "Единый Центр". Не следует рассчитывать и на волшебную палочку админресурса.
Однако, наши политики не желают учиться на чужих ошибках, а желают набивать свои шишки, продолжая действовать в обычном для них русле.
Так, недавно в секретариате президента прошло совещание с участием девятнадцати глав областных государственных администраций, на котором обсуждалось проведение референдума по вопросам принятия новой редакции Конституции. Также на этом заседании губернаторов познакомили с руководителями областных организаций партии "Единый Центр".
Понятно, что для общественной легитимации референдума президенту необходимо получить поддержку Партии регионов или БЮТ. Лучше, конечно, обеих политических сил.
После вчерашнего обострения войны между БЮТ и секретариатом президента, Партия регионов получила широкое пространство для политического маневра.
До последнего времени "регионалы" не видели надежных союзников в секретариате президента и уже были готовы к тактическому конституционному союзу с БЮТ, результатом которого стало бы внедрение парламентско-президентской республики, с серьезной защитой прав оппозиции, минимализацией полномочий главы государства и избранием его в парламенте.
Ведь, большинство реалистов в Партии регионов считают, что будущие президентские выборы им не выиграть. Реальным полем для политических игр "регионалов" является парламент, где они смогут соревноваться с БЮТ за право поочередно формировать коалицию и правительство.
Хотя ситуация может измениться на наших с вами глазах, если "регионалы" почувствуют возможность возвращения к власти и созданию приснопамятной "ширки".
Поддержка БЮТ проведения всеукраинского референдума в президентском издании со вчерашнего дня уже стала невозможной. Конфликт между правительством и президентом, его секретариатом дошел до последней черты, превратился из холодной войны в войну горячую и вышел за любые рамки общественной пристойности.
Кризис заострился настолько, что вариант сентября 2005 года: "Прочь все с пляжа №2" можно рассматривать только чисто теоретически. Борьба уже пошла не на политическую жизнь, а на политическую смерть.
Парадигма современного политического момента очень проста: или будет отправлено в отставку правительство Юлии Тимошенко, или Виктор Балога оставит должность главы секретариата. В случае отставки действующего правительства вопрос появится с новой силой, но немного в другой плоскости: или Юлия Тимошенко, или Виктор Ющенко.
Причин обострения правительственного кризиса несколько.
Во-первых, именно на середину апреля секретариат запланировал новую атаку на правительство. После очередного кризиса, который завершился в феврале, мы наблюдали некоторый спад напряжения в отношениях между ветками власти, связанный с подготовкой к получению ПДЧ и визитом Дж. Буш-младшего в Украину.
Никто не хотел заострять отношения накануне таких важных международных событий. И главе государства, и премьер-министру важно было продемонстрировать единство украинской власти и демократической коалиции.
Однако, страна так и не получила ПДЧ в Бухаресте, что практически снивелировало все возможные договоренности с Дж. Бушем и развязало руки украинским политикам в деструктивных внутренних соревнованиях.
Информационная атака секретариата, отмена постановлений Кабмина по проведению земельных аукционов и остановки приватизации привели к тому, что у руководителей БЮТ просто не выдержали нервы и "несчастная" фракция обнародовала разгромное заявление о "подрывной" деятельности президентской администрации.
С другой стороны, именно 14 апреля завершилась регистрация кандидатов в киевские мэры, что делает невозможным, в случае развала демократической коалиции, борьбу самой Юлии Владимировны за должность киевского городского главы.
Секретариат президента также рассчитывает, что результаты киевских перегонов очень ударят по рейтингу лидера БЮТ и приведут к ее политическому поражению. Сегодня больше всего шансов получить победу на мэрских выборах у Леонида Черновецкого, реальный рейтинг которого достигает около 36%. На 16% меньше у Виталия Кличка. У Александра Турчинова приблизительно 4-5% поддержки.
Даже при условии мощного избирательного спринта, это позволит нынешнему вице-премьеру получить первое место только среди демократических кандидатов. Мощная кампания Леонида Черновецкого предоставляет нынешнему мэру серьезные шансы на повторную инкарнацию в кресле городского председателя. В свою очередь, президентское окружение планирует "раскрутить" тему неудачи Юлии Владимировны на киевской территории с целью снижения ее влияния.
Во-вторых, Юлия Тимошенко в последнее время сделала несколько тактических ошибок. В вопросе принятия Конституции она совершила ощутимый крен в сторону регионалов, почти договорившись с ними о создании временной конституционной комиссии в Верховной Раде. Создав такой тактический союз, Партия регионов и БЮТ могли бы принять приемлемую для себя парламентскую модель организации власти, минимизировав полномочие главы государства.
Вдобавок, по информации, поступающей от депутатов-нашеукраинцев, Юлия Владимировна на общем собрании коалиции заявила о невозможности обеспечения всенародного избрания Виктора Ющенко на второй срок и предложила вариант его избрания в парламенте с продолжением срока полномочий действующего главы государства, хотя через несколько дней, уже публично, Юлия Тимошенко заявила о необходимости сохранения всенародного избрания президента, даже при условиях парламентской республики.
Парламентеры также почувствовали мощный сигнал о неизбежности досрочных парламентских выборов.
Часть депутатов от "Нашей Украины", лояльных к президентскому секретариату, расценили такие предложения Юлии Тимошенко не как заботу о политическом союзнике, а как открытое объявление войны главе государства.
Другая часть депутатов задумалась над своими перспективами быть избранными в парламент осенью этого года: рейтинг "Нашей Украины, мягко говоря, сегодня не впечатляет, да и не понятно, кто будет влиять на состав избирательного списка.
Сейчас ситуация внутри фракции "Наша Украина – Народная Самооборона" крайне неопределенная. Явных симпатиков Юлии Тимошенко там стало меньше. Достаточно последней пушинки на политические весы, например, в виде неголосования БЮТ за проект закона о Кабинете Министров, и не исключено, что найдется 37 депутатов нашеукраинцев готовых проголосовать за другой формат правительства и коалиции.
Разгар кризиса придется на эту неделю. Как он разрешится зависит от позиции нескольких политических сил.
От позиции Партии регионов, которая сегодня будет выбирать: заключить тактический конституционный союз с БЮТ и принять приемлемый для обеих политических сил вариант изменений в Конституцию, уменьшив полномочия главы государства, и тем самым цену президентских выборов. Или подождать, пока перезрелый плод "ширки" упадет в руки регионалов, после того как ситуация внутри коалиции взорвется сама по себе.
Пути решения политического кризиса будут зависеть от позиции Юлии Тимошенко, которая готова сегодня как к продолжению работы в качестве премьера, так и к оппозиционной деятельности.
Лидер БЮТ не затиснута у рамки определенной правовой идеологии и может обеспечивать свои интересы как в формате президентской, так и в формате парламентской республики. И в одном, и в другом формате она готова претендовать на самые высокие должности в государстве – на должность президента с серьезными полномочиями, или на должность премьер-министра с тоже канцлерскими полномочиями.
Лакмусовой бумажкой, которая определит будущее демократической коалиции, будет голосование (или неголосование) БЮТ за законопроект о Кабинете Министров.
Пути решения политического кризиса будут зависеть и от позиции секретариата президента и депутатов "Нашей Украины – Народной Самообороны", которые сегодня не готовы положить на конституционно-коалиционный алтарь свое парламентское будущее.
***
Демократическая коалиция дошла до последней грани, предчувствие политического кризиса становится все более реальным.
Как все более реальными становятся досрочные президентские и парламентские выборы, проведенные или вследствие конституционной реформы, или усилиями отправленной в отставку Юлии Тимошенко.
Игорь Жданов, политолог